Раздел: Новостройки и строительство / Санкт-Петербург -
Публичный показ и обсуждение проектов квартала "Балтийская жемчужина", который намерены строить в Петербурге китайские инвесторы, оставили много вопросов. Главный - зачем инвестор заказывал пять проектов, если не собирался ни выявлять лучший из них, ни использовать их в будущем строительстве. Мы задали вопросы одному из участников показа, руководителю архитектурного бюро "Студия 44" Никите Явейну.
- Как правильнее называть это мероприятие, если не "конкурс"?
- Слово "показ" будет самым точным.
- И зачем он был нужен?
- Китайцам нужен район, который можно предъявить миру как знаковый, брендовый объект. Для них важно, чтобы "Балтийская жемчужина" прозвучала далеко за пределами Петербурга. Никто из тех, кого приглашали, не отказался. При этом расходы западных участников явно не окупятся 100-тысячным гонораром. Даже мы только-только вышли в "ноль".
- Вас тоже позвали китайцы?
- Было пожелание главного архитектора Петербурга Александра Викторова включить петербургскую команду. Китайцы, позвавшие четыре западные команды, согласились.
- И городские власти выбрали вас?
- Раз руководство просит, грех отказываться, да и за державу обидно. Поначалу китайцы воспринимали наше участие всего лишь как неизбежную дань политкорректности. Потом, когда мы показали себя в деле, отношение резко изменилось... Китайский рынок самый большой в мире. За него дерутся. Нам было интересно.
- Интересно выйти на китайский рынок?
- Хотя бы посмотреть, как это происходит в Китае. На прощание нам предлагали поучаствовать в тендерах, в Шанхае их проводится около ста в год. Сегодня Шанхай по своим темпам развития, инвестиционной и строительной активности отличается от Нью-Йорка, как Москва от Петербурга.
- Почему для участия в конкурсе два самостоятельных бюро "Студия 44" и "Земцов -- Кондиайн" объединились?
- Порознь мы бы не успели, это были сверхплановая работа за полтора летних месяца.
- Каждая команда доводила проект до той стадии, когда можно начинать строить?
- По программе было именно так: планы, фасады, разрезы. Но только мы выполнили это условие. Остальные ограничились лирикой, что также возможно, просто мы еще не знаем всех тонкостей подобных международных игр. Голландец Рэм Колхас, много работающий в Пекине, создал замечательный эскиз. Это намного интереснее его предложений по реконструкции Главного штаба.
- Теперь все проекты стали собственностью шанхайской компании?
- Да, конечно.
- Вам приходилось делать проекты, в которых сумма инвестиций свыше 1 млрд долларов?
- Нет. Ладожский вокзал стоил 120 миллионов. Как я понимаю, объем инвестиций в "Балтийскую жемчужину" еще не определен точно. Он может быть и больше, и меньше объявленных 1,3 млрд долларов. Не буду утомлять цифрами, но если запланировано построить 3 млн кв. метров недвижимости высокого класса, то получим под 2 млрд долларов.
- Возможно ли объединение всех пяти проектов, о чем говорилось на презентации?
- Это, скорее, образ речи. Предполагаю, что тот, кто будет проектировать, теперь знает, что нельзя делать, что можно. А инвестор посмотрел каждого в деле.
- Что вы скажете о своих конкурентах?
- Это фирмы-монстры, выполняющие колоссальные объемы проектных работ. Их названия-аббревиатуры, в отличие от имен архитектурных звезд, ничего не говорят широкой публике. Но на мировом проектном рынке основные коммерческие заказы достаются таким, как НОК или SWECO FFNS. Своего рода исключение в этом ряду - ОМА во главе с Рэмом Колхасом, который работает на бюджетные заказы -- оперы, музеи, концертные залы.
- Правда ли, что тот, кто будет реально проектировать, получит 10% от общей стоимости строительства?
- В Китае совершенно другие правила, там ставки проектировщиков куда скромнее.
- И кто это будет?
- В Шанхае есть огромный проектный институт. Думаю, что кто-нибудь оттуда и получит заказ.
- Будущий инвестор - государственная компания?
- Полугосударственная, получастная.
- Частный капитал двигает, а государство гарантирует?
- Вы пытаетесь приложить к ним наши понятия, в Китае все гораздо сложнее. У нас было два заказчика. Один - инвестиционная компания с многомиллиардным годовым оборотом. Другой - компания-оператор, которая проводит тендеры, организует выставки и т. п. Кроме того, создана дочерняя структура, представляющая их интересы в России.
- Скажите пару слов в защиту вашего проекта.
- Нам хотелось создать некий сплав двух традиций - китайской культурной и петербургской градостроительной. В Древнем Китае символом энергии служил дракон, сжимающий жемчужину, которая изображается в виде спирали. Между прочим, динамичная форма спирали была любима и русским авангардом - вспомните хотя бы башню Татлина. На спираль мы "наложили" лучевую систему улиц и каналов, характерную для классического Петербурга. В центре планировочной композиции - общественный центр и "жемчужина" - концертный зал. - Какими вам, как бывшему главе КГИОП, видятся перспективы инвестиционного освоения Новой Голландии?
- Я незнаком с деталями конкурсной программы, но с трудом представляю, как на крошечном острове можно разместить 200 тысяч кв. метров площадей.
- Многие сомневаются - нужны ли вообще архитектурные конкурсы?
- Существует два типа состязаний. Конкурсы проводят на бюджетные имиджевые объекты с практически неограниченной сметой - библиотека в Александрии, опера в Пекине и т. д. Или их устраивают провинциальные города и страны третьего мира, чтобы заявить о себе. Другой тип - тендер на проектировщика. Форматы проведения конкурсов и тендеров существенно различаются. На конкурсы подаются, как правило, эскизные проекты, их оценивает жюри, вкусы которого во многом и определяют выбор. Поэтому, решая, участвовать ли в конкурсе, архитекторы сначала смотрят на состав жюри, потом на программу. В тендерах принципиально иная схема: их участники проектов не представляют, а тендерная комиссия сначала производит квалификационный отбор, потом отбор по цене заявки.
Дата публикации: 16:10 18 октября 2005
07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м
30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.
29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».
27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru