Раздел: Коммерческая недвижимость / Москва -
Как театр начинается с вешалки, так и любая компания начинается с офиса. Офис — особый мир. Именно его видит покупатель в первую очередь и по нему составляет впечатление о продавце. Такими мыслями по поводу офиса со мной поделился хороший знакомый. Он недавно занялся частным предпринимательством, и я поинтересовался, как он собирается искать помещение. Оказалось, офис уже найден. Я удивился. Как, неужели все так просто? «Ага, — вздохнул он, — всего-то полтора месяца поисков». Его рассказ — в этой статье.
Как и любому начинающему предпринимателю, моему приятелю надо было больше, чем он хотел за это заплатить. Разница состояла в словах «позволить» и «разрешить». «Я могу разрешить себе офис стоимостью более $1000 в месяц, — сказал он, — но не могу себе этого позволить».
Таким образом, искомый вариант должен был стоить меньше $1 тыс., находиться в центре города. Требуемая площадь — от 15 до 25 кв. м (одно или два небольших помещения), наличие телефона и Интернета, а также охраны стали обязательными условиями. Итак, когда задача была поставлена, поиски начались.
Первым делом новоиспеченный предприниматель обзвонил всех, кто, по его мнению, мог так или иначе помочь, и сказал, что именно ищет. Результатов это не принесло, поэтому он подал объявление в соответствующих рубриках на нескольких интернет-сайтах. Тоже напрасно. Потом он открыл газету и начал обзванивать объявления «от собственников», большинство из которых оказались компаниями-посредниками. Позвонив по 20 номерам и попав при этом на одного реального владельца, предложение которого было невыгодно, мой приятель отправился к фирмам, которые специализируются на аренде.
«Эти фирмы торгуют данными из информационных баз. Откуда берутся данные и как они обновляются в каждой конкретной фирме — можно только догадываться, — продолжил рассказывать мой приятель. — Почти все фирмы берут 100%-ную предоплату за свои услуги и предлагают искать офис до победного конца. Проще говоря, снимают с себя все обязательства по срокам, что вообще-то противоречит статьям Гражданского кодекса РФ о договоре предоставления услуг. С другой стороны, в их базах достаточно много предложений, а плата за услуги колеблется от 3 тыс. до 5 тыс. руб. — не настолько дорого, чтобы не рискнуть и не сыграть в эту «лотерею». Фирма, в которую обратился я, брала в качестве гонорара 4,5 тыс. руб. и обещала вернуть деньги через месяц, если поиски останутся бесплодными».С фирмой оформляется договор, который может подписать как физическое, так и юридическое лицо. Мой друг подписал договор в качестве юридического лица, т. е. поставил на него печать фирмы и свою подпись как генерального директора — так, на его взгляд, договор смотрелся солиднее.
На деле оказалось, что при возникновении претензий по договору с фирмой можно будет судиться в единственном на всю Москву Арбитражном суде, где процесс подачи иска достаточно сложен и не стоит этих 4,5 тыс. руб. Если заключить договор от имени физического лица, разбирать дело станет обычный районный суд по месту нахождения ответчика, а тяжба будет проходить не между двумя фирмами, а между фирмой и гражданином, что для фирмы-ответчика крайне невыгодно. Частному лицу разбирательство ничем не грозит, а компанию скорее всего проверят и могут «заморозить» ее банковские счета.
Договор вступил в силу, и начался процесс выбора офиса. «В таком деле надо сразу сформулировать, какое именно помещение ты ищешь, — заметил мой приятель. — Чем точнее опишешь, тем меньше потом будешь бесполезно бегать. Я по цене даже занизил планку — знал, что все равно будут дороже предлагать. Но даже при четкой характеристике объекта поисков агенты пытаются предлагать нечто совершенно не подходящее. Например, я сказал, что ищу офис в пределах Садового кольца и не дальше десяти минут пешком от метро, а получал предложения вроде района станции метро «Бауманская», пятнадцать минут по дворам. Сам офис, кстати, оказался неплохим — 20 кв. м в здании какого-то издательства, с охраной и телефоном. Стоил тоже не слишком много — $600 в месяц. Но мне очень не понравилось, что трудно от метро добираться — многих этот фактор может отпугнуть, ведь не все наши клиенты ездят на машинах. Правда, само здание смотрелось как-то удручающе. Считаю, что, если место не нравится, наверно, не стоит там работать».
«Какие помещения тебе вообще предлагали?» — заинтересовался я. «Очень разные, — он снова заулыбался, — даже не поверишь. Один из офисов располагался недалеко от «Савеловской» в старой школе. Знаешь, красная такая пятиэтажка. Сам в такой учился. Сначала не поверил. Обошел ее вокруг, посмотрел на номер дома, потом в записную книжку — совпадает.
Территория чистая. Охрана на входе. Видно, что люди серьезно к делу подошли. Перестроили все здание под офисы. А когда зашел и посмотрел на лица — словно снова в школу попал. Всем ведают женщины 50 лет и старше. Чувство такое, что здание обновилось, а состав сотрудников тот же.
Познакомились, осмотрели помещение. Оказалось, нужен ремонт. Моя фирма-посредник об этом, между прочим, даже не знала. Я спросил, есть ли еще помещения. Меня проводили в четыре смежные комнаты: приемная на 25 кв. м, глухая комната без окон 16 кв. м, проходная комната метров 10 и еще одна 15-метровая. За все вместе хотели около $1,3 тыс. Телефонных номеров было целых три, а вот Интернет отсутствовал. Я вспомнил об одном иностранном клиенте, который тоже хотел снять офис и договорился о совместных «смотринах» на следующий день. Прикинул: две комнаты мне, а две — ему. Но он не оценил антуража советской школы».
Этот иностранец через пару дней устроил моему другу ответный выезд в район станции метро «Парк культуры», где сдавалась часть полуподвального этажа обычного дома. Домофон работал, ключи от наружной двери прилагались. В комнате размером около 14 кв. м был сделан неплохой ремонт, но про телефоны и Интернет представитель арендодателя выразился туманно и показал на ворох проводов. Естественно, потенциальный съемщик задал сакральный вопрос: «А на каком основании мы будем тут находиться? Аренда, субаренда или что-то еще?»
Оказалось, именно «что-то еще». Права сдавать эти помещения у компании не было. Предлагали сидеть тихо, арендную плату вносить наличными, просили за все $450. Такой вариант не устроил моего приятеля, который хотел получить все необходимые документы — договор аренды с приложением к нему нотариально заверенного свидетельства о праве собственности на помещение или договор субаренды плюс нотариально заверенный договор аренды, в котором указано, что эта субаренда разрешена.
«Было еще предложение на Чистых прудах, — продолжал свою историю рассказчик. — Небольшое невзрачное здание. Такое чувство, что фактически оно принадлежит государству, но некоторое время частично используется каким-то чиновником в своих интересах». Принимала его этакая Железная леди, Маргарет Тэтчер. Голос стальной, реплики рубленые: «Кто? Зачем? Откуда? Документы!» Он все объяснил, показал паспорт и обещал предоставить документы на фирму. Потом попросил показать офис. Помещение оказалось очень запущенным, правда, и стоило соответственно — $300 в месяц. На просьбу хотя бы показать документы со стороны арендодателя «Тэтчер» грустно улыбнулась и ответила: «Молодой человек, я знаю, что прошу очень много, но ничего не могу обещать вам взамен». На этой романтической ноте они и расстались.
Вспомнился ему и интересный эпизод с офисом на Новокузнецкой. Там вроде все было, но он чуть-чуть не дотягивал до нормы по удаленности от метро. Судя по внешнему виду здания, его начали преобразовывать в нормальный европейский офис, но бросили на полпути. Возможно, надо было на это закрыть глаза, если бы не форма предлагаемого помещения. Платить $700 за 20-метровый «вагон» по договору субаренды, да еще и доплачивать за телефон по меньшей мере странно.
Пошла пятая неделя поиска, уже истекал срок договора с фирмой-посредником. Ее сотрудники звонили часто, настойчиво и, к сожалению, без какой-либо пользы. Было изучено и отвергнуто более 20 предложений.
И тут появилось предложение офиса на «Маяковской». Ничего особенного, но мебель там имелась, телефон и Интернет — тоже. Все документы в полном порядке. Было решено остановиться на этом варианте. Через пару дней приятель собирался заключить договор аренды и въезжать в помещение.
«Тут-то мне и позвонила старая знакомая, которой я рассказывал о намерении снять офис, — рассказывает мой друг. — К ее восторженному тону я отнесся довольно скептически, но не смог отказаться от предложения посмотреть офис.
Он находился на территории часового завода. Первым делом я осмотрел внутренние территории объекта. Очевидно, дела у завода шли плачевно: производство практически стоит, все помещения сданы под офисы. Тем не менее территория от проходной до желтого особнячка, в котором находился мой предполагаемый офис, выглядела вполне прилично, рядом располагалась хорошая автостоянка. Мне показали две приятные комнаты на втором этаже по 8 и 14 кв. м за $450 в месяц.
Интернет и телефон присутствовали, правда, их было необходимо активировать путем одноразовой оплаты. На этаже располагались санузел и душевая. Отказываться от такого предложения я счел неразумным, и договор аренды был подписан. Там-то в настоящее время и расположен мой офис».— А что с фирмой-посредником? — поинтересовался я.
— Приехал, написал заявление о возврате денег. Через день на мой мобильный телефон позвонил некий гражданин, который начал говорить о потраченном на меня времени. На попытки объяснить, что это потраченное время связано с некомпетентностью сотрудников фирмы, он не реагировал. Я подумал, что если бы не появился мой нынешний офис, то я бы согласился на последнее предложение их фирмы. К тому же договор заключен от лица фирмы, а это усложняет применение правовых методов воздействия. Да и сумма не та, из-за которой стоит спорить. Поэтому я просто отключил абонента.
Дата публикации: 10:16 31 января 2006
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы
20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость
Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.
17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru