"Квартирный вопрос": власти в поисках ответа

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

"С того момента, как древний человек решил жить не на открытом воздухе, а в пещере, и возникла жилищная проблема", - такое образное выражение прозвучало из уст первого заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Эдуарда Якушенко на одном из недавних заседаний бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы. Этой философской фразе предшествовала весьма активная и длительная дискуссия депутатов и представителей исполнительной власти города, которая была посвящена извечному и неразрешимому вопросу, волнующему умы горожан многие десятилетия, - жилищному.

- Жилищная проблема, - добавил Эдуард Якушенко, - стоит перед нами с тех самых давних пор и не находит решения по сей день.

Замечание чиновника вызвало не менее философский вопрос одного из членов БФК депутата Александра Крутова: "Давайте представим, - сказал он, -что произошло чудо и каким-то образом Москва получила вдруг те самые 11 миллионов квадратных метров, которые заселят нуждающиеся горожане. А что же будет дальше? Очередники исчезнут навсегда? Может ли столица вообще в принципе решить для себя жилищную проблему?"

По мнению Александра Крутова, единственное, что поможет подойти к окончательному решению жилищной проблемы в Москве, - это, как ни парадоксально, социально-экономический рост в регионах России. Столица должна стать менее привлекательной для жителей страны с точки зрения работы, условий жизни и т.д.

Депутат убежден, что расширение Москвы на весь Московский регион в поисках новых территорий для возведения жилья (такой вариант уже, сегодня предлагается некоторыми экономистами) создаст новые проблемы, в частности, транспортные.

Свою мысль Крутов пояснил на живом примере: "Мой зарубежный коллега Педро Валенсиа, работающий в Калифорнийском университете, затрачивает на дорогу к месту работы три часа. И соответственно столько же на дорогу домой. Он живет в Лос-Анджелесе, а ездит в Калифорнию, потому что найти нужное место работы поблизости от своего дома даже в очень развитой стране весьма трудно. То же самое, к сожалению, может ожидать в будущем и многих жителей Москвы..."

Александр Крутов предложил и другой аспект возможного решения жилищной проблемы, суть которого в рациональном и эффективном использовании для нужд города немалого количества коммерческого жилья, которое фактически находится вне оборота. В этих домах согласились бы проживать многие нуждающиеся москвичи. Несмотря на то, что город таким образом не решил бы квартирный вопрос людей, живущих чуть выше прожиточного уровня, значительная часть жителей мегаполиса получила бы возможность снимать жилье, не приобретая его.

Пока же налицо спекулятивная игра на росте доходности недвижимости на вторичном рынке, считает парламентарий. Между тем властям следовало бы изменить психологию у собственника таким образом, чтобы он вместо нелегальной прибыли стал извлекать прибыль на законной основе, превратив свое жилище в доходный дом, как это некогда уже было в России. Иначе говоря, необходимо попытаться вовлечь его в коммерческий оборот - как для пользы города, так и для своей выгоды.

Кроме того, депутат обратил внимание на целесообразность увеличения объемов так называемого жилья специального назначения, не предоставляемого в социальный наем пожизненно и не подлежащего приватизации. В таких квартирах, предоставляемых городом, человек имеет право проживать в течение всего периода выполнения им служебных обязанностей врача, учителя, дворника и т. д.

- Между прочим, - отмечает Александр Крутое, - до революции учителя, как правило, занимали казенное жилье. И это никого не смущало. Учитель, пока работал в школе, жил при этом же учебном заведении в казенной квартире, получал казенные дрова. Прекращая здесь работу, он съезжал с этой квартиры.

Наконец, по мнению депутата, городу необходимо также освоить и такую форму предоставления жилья, как краткосрочный наем квартир в домах, которые могли бы быть построены на бюджетные средства и переданы в интересах города управляющим компаниям, специализирующимся в арендной сдаче и эксплуатации.

Со многими доводами законодателей Эдуард Якушенко согласен. Он подробно рассказал думцам о масштабных перспективных планах столичных властей, касающихся разработки долгосрочной целевой комплексной программы жилищного строительства.

Эта программа будет составляться с учетом Генерального плана градостроительного развития Москвы. Кроме того, она будет учитывать строительство жилых домов для продажи очередникам по инвестиционной стоимости. Наконец, в целях увеличения ввода жилых домов для нужд города, возводимых за счет средств бюджета, предстоит работа по снижению удельных инвестиционных затрат столицы.

При этом следует иметь в виду, что город будет реализовывать программу, практически не имея свободных площадок для массовых жилых застроек. Исходя из этого, в первую очередь предполагается использовать возможности ветхого фонда, домов так называемой сносимой серии, изживших свой эксплуатационный срок, требующих сноса в связи с их аварийностью и переселения жильцов.

Глава ведомства подчеркивает: главный акцент направлен на то, чтобы город получал не менее чем трехкратное увеличение площади возводимых зданий на месте реконструируемых территорий. Лишь в этом случае Москва сможет комплексно решать все другие социальные задачи - размещать объекты культуры и досуга, школы, поликлиники и т. д.

Чиновник затронул и еще одну серьезную проблему. Поданным департамента, порядка 40 - 45 процентов жилья в Москве сегодня приобретается иногородними лицами. Таким способом они стремятся вкладывать свои средства в недвижимость, чтобы сохранить их от инфляции, получить коммерческую прибыль в будущем при продаже квартиры.

- В наш адрес, - говорит Эдуард Якушенко, - нередко поступают замечания, что мы, мол, сознательно задерживаем заселение площадей, со ссылкой на годами пустующие дома. Между тем это как раз и есть те самые жилые дома, построенные не на бюджетные деньги, а по коммерческому способу. И предназначены они не для очередников, а на рыночную продажу. Что касается наших зданий, то они, на против, - заселяются в считанные недели. На эту проблему, по мнению чиновника, властям нужно обратить самое пристальное внимание.

По информации департамента, в общем объеме жилищной программы правительства Москвы из ежегодно возводимых 4,5 миллиона квадратных метров лишь полтора миллиона - площадь, предназначенная для обеспечения очередников. Остальная - коммерческая. Три миллиона квадратных метров инвесторы продают на рынке жилья. Причем, как правило, оно совсем не готово к заселению, требует вложений на доведение его до конца. Без всякого преувеличения, по баснословным ценам порой продаются лишь голые стены.

Заместителя председателя бюджетно-финансовой комиссии Думы депутата Веру Степаненко интересовал в ходе обсуждения непростой вопрос о прогнозе того, как отразится на очередниках введение Жилищного кодекса РФ.

На взгляд Эдуарда Якушенко, принятие Жилищного кодекса как раз и было направлено на то, чтобы выделить и законодательно защитить ту малоимущую часть общества, которая требует государственной помощи. В связи с введением в действие Жилищного кодекса возникла необходимость приведения законодательных актов Москвы в соответствие с федеральным законодательством. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Москвы были разработаны проекты законов города "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях" и "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Документы вносят изменения как в нормы постановки на очередь (9 кв. метров на человека вместо 10 в отдельных квартирах и 12 кв. метров вместо 15 в квартирах коммунального заселения), так и в нормы предоставления (16 кв. метров общей площади вместо 18). Кроме того, они призваны помочь получить жилье людям, имущественная обеспеченность и доходы которых не позволяют им накопить средства с целью приобретения квартиры.

Какие направления являются сегодня основной составляющей жилищного строительства в Москве? Это и жилищное строительство по городскому заказу, включающее возведение жилья для очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и переселение жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда, и реализация московской программы "Молодой семье - доступное жилье".

Общеизвестно, что Москва на протяжении всего периода экономических реформ является одним из немногих регионов России, который до сих пор сохраняет систему предоставления бесплатного жилья из ресурсов города.

По словам заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Москвы Андрея Орлова, за период с 1998 по 2004 год произошли кардинальные изменения в жилищном законодательстве города. В связи с этим количество очередников за этот период выросло с 173,8 тыс. семей до 196,9 тыс. семей. Расходы столичного бюджета на развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве жилья с каждым годом растут, как снежный ком.

В частности, объем капитальных вложений на создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры возрос с 46 млрд. 686 млн. рублей в 2002 году до 56 млрд. 543 млн. рублей в 2004 году (без учета затрат Целевого бюджетного территориального дорожного фонда).

Объемы бюджетных средств, направляемые на строительство жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выросли в течение 2002 -2005 годов в три раза.

За последние пять лет ежегодно 12-13 тыс. семей улучшали свои жилищные условия. Кроме того, в рамках городских программ - 8 - 9 тыс. семей. Однако не секрет, что предпринимаемые городом титанические усилия по строительству жилья для нуждающихся горожан не в состоянии решить проблему сокращения количества очередников. Ежегодно очередь пополняют около 13 тыс. семей.

Как полагают специалисты, одна из причин этого - демографическая: большой прирост численности проживающих в Москве за счет миграционного притока населения. Помимо этого, можно отметить законодательное смягчение условий при постановке на учет в качестве нуждающихся, а также увеличение нормы предоставления общей жилой площади.

Общее количество жителей Москвы в 2005 году, по оценке Мосгорстата, составило более 10,4 млн. человек. Обеспеченность москвичей благоустроенной жилой площадью (около 20 кв. м на человека) превышает обеспеченность во многих регионах России, но значительно отстает от тех стран, где на жителя приходится не менее 30 квадратных метров, а в Канаде и Швеции - по 40 кв. метров на человека.

В настоящее время суммарная площадь жилищного фонда Москвы составляет более 200 млн. кв. метров общей жилой площади. Несмотря на интенсивное жилищное строительство и значительный объем сноса, жилищный фонд столицы стареет и его техническое состояние ухудшается.

Свободных для массовой застройки земельных площадей в существующих границах Москвы явно недостаточно. В настоящее время они в основном расположены за пределами Московской кольцевой дороги.

Увеличение территории жилой застройки за счет городских земель других назначений, например, за счет сноса промышленных предприятий, скорее всего также не решит проблему в целом. В настоящее время площадь, занимаемая промышленными предприятиями в городе, составляет около 21 тыс. га. Согласно Генплану, она должна сократиться до 15,6 тыс. га.

Так исчезнут ли очередники навсегда? В состоянии ли Москва решить для себя жилищную проблему окончательно, раз и навсегда? Думается, этот вопрос перестанет быть риторическим еще не скоро. Уж очень сложно ответить на него и чиновникам, и специалистам в области жилищной политики.

Через 10 лет, к 2015 году, объем столичного жилищного фонда, определенный Генеральным планом развития города, может достичь 232 млн. кв. метров. Дальнейшее увеличение объемов (до 250 - 280 млн. кв. метров) застройки приведет к не комфортности проживания в городе и потребует радикального изменения транспортной и инженерной инфраструктуры. Что же нас ожидает в дальнейшем? Хочется надеяться, что не демографический коллапс.

Впрочем, расстраиваться преждевременно. Согласно сегодняшней стратегии правительства города в области жилищной политики, наиболее популярной представляется поквартальная реконструкция жилищного фонда, которая по мере роста дефицита территорий способна обеспечивать инвесторам возможность сносить в пределах квартала ветхие пятиэтажки.

Столичные власти уверены, что подобная стратегия позволит значительно увеличить плотность застройки и, как следствие, дополнительные объемы жилой площади.

Дата публикации: 14:42 29 марта 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Москва

Инвестиционная квартира в Москве может принести до 34 процентов годовых- эксперт

Инвестиционная квартира в Москве может принести до 34 процентов годовых- эксперт

21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.

Рынок апартаментов Москвы встает на «петербургские» рельсы

Рынок апартаментов Москвы встает на «петербургские» рельсы

16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.

ЖК «Вестердам»: 100 счетов эскроу

ЖК «Вестердам»: 100 счетов эскроу

10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.

В Новой Москве растут цены на новостройки

В Новой Москве растут цены на новостройки

09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.

Девелоперы вносят вклад в безопасность граждан

Девелоперы вносят вклад в безопасность граждан

09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012