Борьба за каждый квадратный метр

Борьба за каждый квадратный метр

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Активная и кропотливая деятельность идет сегодня в стенах столичного парламента, результатов которой с особой надеждой ждут сотни тысяч жителей мегаполиса. Депутатский корпус, состоящий из различных политических фракций, объединила общая работа по подготовке поправок к принятому в первом чтении законопроекту "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Законодатели обсуждают этот вопрос на совместных заседаниях думских комиссий - по городскому хозяйству и жилищной политике и по социальной политике и трудовым отношениям. В дискуссиях принимают также участие представители Департамента жилищной политики и жилищного фонда города, Центра законотворчества Москвы, столичной прокуратуры и Государственно-правового управления аппарата Думы.

Прежний закон, по которому очередникам в Москве предоставлялось жилье, утратит свою силу. Новый документ должен привести городское жилищное законодательство в соответствие с новым Жилищным кодексом РФ. В нем будут отражены многие изменения, появившиеся в федеральном жилищном законодательстве с 1 марта 2005 года. Например, исключение из общей площади жилого помещения площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Кроме того, уточняется порядок предоставления жилых помещений: отдельно для тех, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, и отдельно - для нуждающихся в жилье в соответствии с новым ЖК.

Помимо этого, в законопроекте сохранены существующая учетная норма площади жилого помещения, а также право на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Правда, в том случае, если они до 1 марта 2005 года успели предоставить в органы исполнительной власти города необходимые документы, подтверждающие соответствующее право.

Наконец, по сравнению с Законом города от 15 января 2003 года № 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" данный законопроект содержит и ряд существенных новаций. Так, впервые урегулированы вопросы ведения жилищного учета очередников, установлен перечень документов, предоставляемый заявителем для рассмотрения вопроса о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан, нуждающихся в нем.

Одной из важных положительных тенденций, которые нашли отражение в законопроекте, является закрепление компетенции органов исполнительной власти, их работа с очередниками в режиме "одного окна".

Количество комнат и площадь квартир, предоставляемых очередникам по договорам социального найма, будет определяться степенью родства членов семьи. Так, семье из двух супругов город будет предоставлять однокомнатную квартиру площадью от 36 до 44 кв. метров. Семье, состоящей из двух членов и не являющихся супругами, предоставят 2- комнатную квартиру площадью от 36 до 50 кв. метров. Семье из трех человек, двое из которых супруги, дадут 2-комнатную квартиру площадью от 54 до 62 кв. метров; если же супругов в такой семье нет - 3-комнатную площадью от 62 до 74 кв. метров; если семья состоит из четырех и более человек - квартиру из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи.

Очередникам, оказавшимся в очереди после 1 марта прошлого года, будут предоставляться квартиры после того, как получат жилье все москвичи из прежней очереди. Однако это не коснется людей, имеющих право на внеочередное получение жилья. Они будут получать его в соответствии с действующим законодательством.

"Вопрос чрезвычайно важный для москвичей, - считает председатель думской комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, - до 90 процентов избирателей, которые приходят к депутатам на прием, обращаются именно с вопросами об улучшении жилищных условий, участию их в городских жилищных программах".

По его мнению, для того чтобы москвичи могли, как и в прежние годы, активно пользоваться поддержкой города в жилищной сфере, необходима прочная законодательная база, полностью отвечающая сегодняшнему федеральному законодательству.

Иначе, считает он, городу не избежать множества судебных тяжб. Ведь всегда могут быть недовольные, готовые апеллировать к властям с жалобой по поводу ущемления их жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ. Соответствие московских законов федеральным, безусловно, в интересах города.

В связи с серьезной критикой парламентариев в адрес законопроекта, касающейся так называемого ценза оседлости как одного из требований при постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, исполнительная власть была вынуждена пойти им навстречу. Согласно первоначальному предложению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города, гражданин должен был бы получить такое право при условии, что проживает в столице на законных основаниях в общей сложности не менее 20 лет. Однако, по мнению думцев, нет необходимости устанавливать столь долгий срок. Напротив - целесообразно применить норму, существовавшую в столичном жилищном законодательстве в прежние годы, - 10 лет, как срок проживания в столице, необходимый при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кстати, уже в ходе первого чтения московские законодатели предложили ряд актуальных поправок. Так, Михаил Буянов указал на целесообразность пересмотреть норму об обеспечении жильем такой льготной категории граждан, как дети-сироты, отслужившие в вооруженных силах и нуждающиеся в получении жилого помещения в течение более короткого срока, чем определенный в законопроекте год.

Михаил Антонцев настоял на необходимости упорядочения процедуры исключения из списка очередников жителя города в случае его отказа более чем от двух предложенных жилых помещений. По мнению депутата, помимо представителей исполнительной власти города, принимающих это решение, в данной процедуре может принимать "арбитражное" участие и третья сторона, например, судебный орган.

Михаил Москвин-Тарханов предложил использовать дополнительные возможности сотрудничества в жилищной сфере с Московской областью, где столица могла бы более активно осваивать новые земельные участки для застройки. Он отметил, что не может не радовать, что в столице традиционно возводится ежегодные пять миллионов квадратных метров жилья. Из них порядка двух миллионов метров уходит на социальные программы, в основном на переселение пятиэтажек, ветхого и аварийного жилья. Лишь незначительная часть, подчеркивает депутат, приблизительно 10% от общего объема жилья уходит на обеспечение очередников. Такая ситуация, по мнению парламентария, сохранится в течение пяти лет. При этом она, с одной стороны, ухудшается, поскольку с каждым днем возрастает цена строительства, а с другой - как бы компенсируется ростом стоимости квадратного метра на коммерческом рынке жилья. Столичный квадратный метр, по данным депутата, дорожает в среднем на три рубля в минуту.

Это позволяет компенсировать все более и более нарастающие расходы при строительстве жилья, при отсутствии необходимых площадей.

Однако самая серьезная проблема - это дефицит земли для застройки. В этой ситуации, на взгляд Михаила Москвина-Тарханова, позиция федеральных органов власти является недопустимой: не используя громадные земельные ресурсы, они не позволяют использовать их и Москве. Подобная ситуация грозит привести к тому, что столица будет не в состоянии выполнять социальные обязательства перед жителями города уже через пять лет.

Да, у нас есть резерв промышленной территории и резервы реконструкции девятиэтажек, соглашается депутат, но если мы не сможем осваивать земли, принадлежащие Российской Федерации, в частности, земли Минобороны РФ, то столичное законодательство, к сожалению, со временем станет приобретать не практическое, а скорее, общетеоретическое свойство.

Наконец, и ипотека, которая также должна развиваться, может остановиться из-за дефицита земли, убежден депутат.

По информации заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Николая Федосеева, на учете в столице сегодня состоит 195 тысяч 649 семей. Из них встали на учет до введения Жилищного кодекса 183 тысячи 347 семей.

Николай Федосеев особо указывает на то, что в законопроекте предусмотрено сохранение существующей учетной нормы жилой площади и нормы предоставления. Иначе говоря, норма постановки на учет и норма предоставления сохраняются: 10 - 15 квадратных метров для нормы постановки и 18 квадратных метров, соответственно, как норма предоставления жилья.

Вместе с тем норма предоставления претерпела некоторые изменения. "Мы сделали более гибкую систему, - считает чиновник, - на наш взгляд, она более конкретна для семей не только определенной численности по количеству членов семьи, но и определенного состава, - в зависимости от их родственных отношений. То есть семья из двух человек, в которой оба члена супруги, получают однокомнатную квартиру. Это нормально. Там, где они не супруги, неважно, какой у них возраст, кем они друг другу приходятся, они получают двухкомнатную квартиру определенного метража".

Кроме того, исполнительная власть обращает внимание на то, что в законопроекте впервые комплексно урегулированы вопросы ведения жилищного учета очередников, установлен перечень документов, которые предоставляются заявителями для рассмотрения вопроса о признании гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях. Наконец, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан.

Дело в том, замечает Николай Федосеев, что раньше эти вопросы регулировались подзаконными актами, постановлениями правительства Москвы, распоряжениями мэра и т. д. И лишь сейчас самую большую часть этих вопросов, которые непосредственно затрагивают жилищные права граждан, подняты на уровень закона города Москвы.

Документ систематизировал и закрепил все имеющиеся по состоянию на сегодня формы улучшения жилищных условий граждан. Это предоставление жилых помещений непосредственно по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли и продажи с рассрочкой платежа, выделение безвозмездных субсидий и абсолютная новация - купля-продажа с использованием ипотечного жилищного кредитования, так называемая городская социальная ипотека.

Необходимо отметить, что законопроектом предлагается принимать на учет нуждающихся в жилых помещениях не всех граждан, у которых жилищная обеспеченность ниже установленной нормы, а только тех, в отношении которых органами социальной защиты принято решение о признании их малоимущими.

В ходе встреч с представителями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города на заседаниях парламентских комиссий законодатели задавали им немало серьезных и проблемных вопросов, касающихся законопроекта.

Депутат Татьяна Потяева затронула тему семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы. Ее интересовало, каким образом город соотносит программу реабилитации с условиями проживания инвалидов?

Отвечая на вопрос, Николай Федосеев заявил, что в данном случае требуется заключение не просто лечащего или главного врача, а скорее документ соответствующей формы, утвержденный Департаментом здравоохранения города. Справка о том, что данный человек нуждается в специально оборудованной квартире для инвалида-колясочника, либо в проживании на первом этаже, либо в определенном районе города, где, например, лучше экология для больного бронхиальной астмой. Лишь на основании подобного заключения могут рассматриваться необходимые варианты улучшения жилищных условий.

В частности, для инвалидов-колясочников в типовых домах уже предусматривается строительство квартир с отдельным входом с улицы, с общей площадью, почти в два раза превышающей общие нормативы.

Депутат Степан Орлов поднял немаловажный, с его точки зрения, вопрос об информировании жителей о состоянии их очередности. Он пояснял, что вопрос обусловлен частыми обращениями москвичей-избирателей, приходящих на прием в Думу, многих из которых интересует - какой у него в очереди на получение квартиры номер? Чиновники согласились с целесообразностью сделать данный процесс более прозрачным.

Помимо этого, депутаты касались в своих вопросах темы существенного снижения в новом законопроекте размера жилищных субсидий. Не повлияет ли это негативно на движение очереди, на возможность гражданами получения жилья?

Однако Николай Федосеев успокоил депутатов. Несмотря на то, что, действительно, документом на 20 процентов уменьшен размер субсидий, город при этом утвердил новую методику определения цены жилья, которая гораздо больше соответствует новым рыночным условиям, нежели старая. Сегодня стоимость одного метра, предоставляемого по безвозмездной субсидии, составляет 36,5 тысячи рублей, что значительно выше прежней.

При этом стоимость строительства дома по городскому заказу составляет порядка 26 - 28 тысяч рублей за один квадратный метр. Предоставлять гражданину максимальную 90-процентную субсидию, это значит транжирить деньги города, которые могли бы пойти на строительство бесплатного жилья. Это - крайне неэффективная экономическая политика.

На сегодняшний день, суммируя итоги совместных обсуждений и дискуссий, парламентарии пришли к выводу, что новый законопроект максимально сохраняет права граждан по обеспечению их жилыми помещениями. Конечно, несмотря на многие позитивные новации, законопроект еще нуждается в доработке, но уже сейчас можно сказать: москвичей ожидает добротный и профессионально подготовленный ко второму чтению документ.

В дальнейшем же, в связи с введением в действие нового Жилищного кодекса РФ, городу предстоит принять и самый важный пакет из основных жилищных законов: об основах жилищной политики в Москве, так называемый "Жилищный кодекс" города, который, как предполагается, будет представлен думцам во втором полугодии 2006 года.

Дата публикации: 15:27 11 мая 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Жилая недвижимость - Москва - последние новости

Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Москва

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали предложения в элитных ЖК Москвы вне ЦАО. Минимальная стоимость предложения 11,1 млн рублей.

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Эксперты BuyBuyHouse проанализировали предложения готового жилья вблизи от конечных станций метро Москвы.

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

04.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали ситуацию на рынке апартаментов и офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити».

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

27.01.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты Skolkovo Realty назвали среднюю стоимость однокомнатных апартаментов в Москва-Сити.

Как встать в очередь на получение жилья?

Как встать в очередь на получение жилья?

25.04.2005 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России. При этом она устанавливает, что": малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012