Почему японский проект стадиона победил португальский?

Распечатать новость

Добавить в закладки

Японец Кишо Курокава стал победителем архитектурного конкурса на эскизный проект нового футбольного стадиона на Крестовском острове. Несмотря на то что японская идея - "Космический корабль" лидировала и по опросам публики (в интернете и в книге отзывов в инвесткомитете Смольного), и по лицам чиновников, когда они знакомились с проектами на выставке, окончательное решение было принято, похоже, в самый последний момент.

Накануне дня голосования работали эксперты, которые должны были предложить жюри свое мнение. По нашим сведениям, работа экспертной группы шла до ночи. Она не пришла к единому мнению и рекомендовала проекты Курокавы, португальца Томаша Тавейры и немецкого бюро "Фон Геркан-Марг". Лидировал именно последний проект "со шпилем" (подробнее в "Городе" от 14 августа) как наиболее гармоничный историческому Петербургу. Об остроте дискуссии свидетельствует тот факт, что даже после объявления результатов конкурса эксперт по архитектуре и дизайну Пьер де Мерон (который вместе с Жаком Херцогом участвует в конкурсе на "Газпром-сити") не стал комментировать его итоги, ограничившись политкорректными фразами. В такой ситуации многое зависело от того, что скажут участники конкурса на презентации, за час до вынесения решения жюри.

Интересное началось еще до выступлений конкурсантов. Сопредседатель конкурсной комиссии Валентина Матвиенко заметила, что в Петербурге "перспективы не менее ценны, чем архитектура". Из всех собравшихся послушать архитекторов и жюри эта мысль, скорее всего, была обращена к одному человеку - другому сопредседателю конкурсной комиссии, руководителю "Газпрома" Алексею Миллеру, находившемуся на соседнем кресле. Впрочем, г-жа Матвиенко тут же сообщила, что новый стадион строится прежде всего для "Зенита". Конкурсантам было обещано продолжение совместной работы на других объектах независимо от итогов данного конкурса.

По жребию начинал выступления конкурсантов Сергей Шмаков из команды "ЛенНИИпроект-ARCADIS". Он сообщил о намерении сохранить автогоночную трассу "Невское кольцо", сместив ее в сторону гребного канала. Заодно собравшиеся увидели захватывающий дух эскиз намыва дополнительной территории западнее стадиона.

Кишо Курокава построил свою речь как дальневосточный поэт и дипломат. Сначала он вспомнил, как студентом полвека назад увидел первый иностранный город в своей жизни - это был Ленинград. Закончил речь комплиментами Гагарину. Между этими двумя эмоциональными точками содержалась важная информация - "мы готовы к работе с русскими архитектурными бюро и русскими экспертами". То есть г-н Курокава дал понять, что знает о сложностях адаптации западных проектов к российским строительным нормам и правилам.

Томаш Тавейра не смог выступить лично, попал в Португалии в автомобильную аварию. Врачи отпустили архитектора накануне, но он не успел прилететь в Петербург. Заменявшая мэтра Рита Очоа подчеркивала праздничный характер нового стадиона. Как выяснилось позднее, это был весомый аргумент.

Москвич Андрей Боков убедительно говорил о том, как его конструкция решает проблемы прочности. В его проекте невозможно лавинообразное обрушение крыши. Это был явный намек на трагедию "Трансвааль-парка", когда падение одной опоры привело к обрушению всей крыши. Вольфганг Марг говорил о необходимости создать новый символ Петербурга, стадион должен стать маяком для кораблей.

Закрытое от посторонних заседание конкурсной комиссии продолжалось почти час, то есть примерно втрое больше отведенного времени. По сведениям наших источников, немецкий проект "погубили" две вещи. Центральная часть крыши в виде сборного "зонтика" при естественном освещении бросает постоянную тень на поле. Кроме того, в этом проекте недостаточно коммерческих зон, то есть помещений, которые должны приносить доходы и возвращать часть средств, затраченных на строительство стадиона.

Португальский проект, на взгляд жюри, слишком глухой, там трудно бороться с летней жарой. У японского проекта сомнения вызвала обоснованность выдвижения футбольного поля за пределы чаши. Эта операция (полезная для роста травы вне тени трибун) стоит каждый раз 50 тысяч долларов. Проще заменить весь газон. Кроме того, вантовые конструкции, держащие крышу, потребуют сложных расчетов при рабочем проектировании. Тем не менее в финал вышли Курокава и Тавейра. Японец победил со счетом 9:2.

Как сообщил председатель комитета по инвестициям Максим Соколов, через две недели г-н Курокава получит техническое задание на доработку проекта, в частности, по перепроверке вантовых конструкций и по увеличению коммерческой зоны. На эту работу его команде отводится еще месяц.

Валентина Матвиенко подтвердила, что конкурс на рабочий проект будет объявлен в сентябре, победителя назовут в декабре, за Кишо Курокавой останется авторский архитектурный надзор.

На вопрос, какова роль "Газпрома" в строительстве стадиона, г-н Миллер заметил, что его компания, переведя заметную часть бизнеса в Петербург, стала непрямым инвестором (гарантом) строительства стадиона. Оно должно быть завершено к лету 2009 года.

Напомню, что футбольная арена с расчетной стоимостью 250 млн долларов возводится на средства бюджета Петербурга.

Комментарий

Леонид Лавров, профессор, завкафедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ:

- На мой взгляд, в конкурсе заметно отставали московский и немецкий проекты. В московском варианте два существенных недостатка: зритель находится далеко от поля; огромная "стена" портит вид города со стороны моря. В немецком также два: высокий шпиль смещает городские доминанты от исторического центра в сторону стадиона, при таких высотах слишком велики ветровые нагрузки. Три остальных проекта соизмеримы, японский чуть предпочтительнее. Думаю, что важным фактором для его победы стал "отрыв" трибун от земли, стадион "парит" над поверхностью. Это преимущество порождает дополнительные проблемы. Вантовые конструкции и без того требуют сложных расчетов, начиная с проверки прочности грунтов. При перемещении подвижных частей крыши, когда вся конструкция держится на вантах, возникают сложные динамические нагрузки. Без вантов конструкция стадиона намного надежнее.

Дата публикации: 14:33 29 августа 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Санкт-Петербург

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012