Раздел: Жилая недвижимость / Москва -
Постановление № 976-ПП комментирует начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Евгений Евстигнеев.
Этот документ – последний из трех, принятых в 2006 году и составляющих «триумвират» правовых актов, которые устанавливают правила признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в городе Москве. Напомню, что первые два – это закон города Москвы № 7 от 25.01.06 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и закон № 29 от 14.06.2006 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Новое же постановление подробно объясняет собственно механизм принятия на жилищный учет человека, который признан, согласно закону № 7, районным управлением соцзащиты малоимущим: какие документы ему нужно собрать, куда отнести, как заполнить заявление, как долго документы рассматриваются, в каком виде он получит ответ.
Также постановление касается и другой, новой категории москвичей: граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (для улучшения жилищных условий этих граждан не требуется оценка их имущественного статуса в рамках положений закона города Москвы № 7).
Поговорим сначала о том, что касается тех, кто уже обрел статус малоимущих: «О Регламенте рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)».
С таким заявлением гражданину необходимо обратиться в службу «одного окна» управы района по месту проживания. Режим работы службы: с 9.00 до 18.00 ежедневно в будние дни и с 9.00 до 16.45 в пятницу, с перерывом на обед с 13.00 до 13.45.
Заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях представляется в службу «одного окна» от всех граждан, постоянно проживающих по данному адресу, с указанием (если есть) родственных отношений. Вместе с заявлением представляются: копии (одновременно с оригиналами) паспортов или иных документов, удостоверяющих личность, гражданство РФ и место жительства; решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, выданное районным управлением социальной защиты населения; свидетельства о жилищной обеспеченности и проживании в Москве не менее 10 лет; сведения о супругах и несовершеннолетних детях заявителей, зарегистрированных по иным адресам в пределах Российской Федерации. А также имеется ли у заявителей иная площадь на праве собственности или самостоятельного пользования и не производились ли за последние 5 лет сделки с жилыми помещениями.
В заявлении граждане также обязуются в месячный срок информировать жилищные органы об изменении указанных сведений и подтверждают, что извещены, что за выявление сведений, не соответствующих действительности, они будут сняты с учета.
Словом, в постановлении есть четкий перечень документов, необходимых для представления в службу «одного окна». К заявлению может быть приложена любая дополнительная информация, которая, по мнению граждан, может помочь решить их жилищный вопрос.
Приложением к бланку заявления является перечень из 35 учетных категорий, ранее (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ) предоставлявших первоочередное или внеочередное право на улучшение жилищных условий. Данные сведения носят справочный характер и представляются лишь в целях осуществления корректного статистического учета.
Сейчас, согласно федеральному законодательству, единственная льгота, которая должна быть принята во внимание при постановке на жилищный учет, – это наличие у гражданина одного из заболеваний, предусмотренных постановлением правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Данный документ утвердил список заболеваний, предоставляющих страдающим ими гражданам, проживающим в коммунальных квартирах и принятым на жилищный учет, право на внеочередное предоставление жилья. Сведения о наличии подобного заболевания, в случае если гражданин заявит об этом в приложении к заявлению, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы самостоятельно проверит в Департаменте здравоохранения города Москвы.
Не стоит впрямую комментировать каждый пункт Регламента, обычному человеку это не очень нужно. Он пришел, принес свои документы, их у него приняли, прием зафиксировали, выдали второй экземпляр... Дальше прописана технология, как происходит работа с его делом, куда что отправляется, где что запрашивается, кто за это ответствен и т.д. Если интересно, полностью этот документ можно посмотреть на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы www.housing.mos.ru, но обычного гражданина все эти подробности не интересуют. Ему только нужно знать, что через 30 дней его известят о том, что его поставили на учет и можно забирать извещение (в том числе – по электронной почте либо по телефону). Либо, наоборот, оповестят о том, что в постановке на учет отказано по таким-то и таким-то причинам.
Еще раз вернемся к заявлению о постановке на учет, чтобы подчеркнуть особо важные моменты. Важнейший аспект: «заявителями являются все граждане, проживающие по данному адресу». То есть на учет ставятся все проживающие в квартире граждане без исключения. Раньше бывали ситуации, когда в квартире проживает шесть человек, попадающих под критерий постановки на учет, но фактически на учет становятся только трое. Однако, отселяя троих и улучшая им жилищные условия, город автоматически улучшает жилищные условия и остальным (например: вшестером жили, троих отселили, трое остались в 3-комнатной квартире). Теперь порядок един: на жилищный учет становятся все граждане, проживающие по одному адресу. При этом все они должны иметь весь комплекс оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях.
Второе, на что необходимо обратить внимание. Сегодня те, кто принимается на учет в соответствии с главой 7 ЖК РФ, а также законами города Москвы №№ 7 и 29, это малоимущие граждане. И выделено им может быть только бесплатное жилье – «по договору социального найма (безвозмездного пользования)». Принять участие в программе «Молодой семье – доступное жилье» или каким-то образом улучшить свои жилищные условия быстрее, чем положено по очереди, они, к сожалению, уже не вправе. Для человека, приобретшего сегодня статус малоимущего и вставшего в очередь, никакие варианты участия в городских жилищных программах с привлечением личных средств невозможны. Это следует ясно понимать. Если же его имущественная обеспеченность изменилась, и он все-таки захочет приобрести жилье в собственность, то ему придется предварительно сняться с учета. Но об этом чуть позже.
Идем далее по заявлению. Из необходимых сведений: площадь жилого помещения и общая площадь. Сейчас, согласно закону № 29, это разные понятия. В площадь жилого помещения входят летние помещения – лоджии, балконы... Общая площадь, по федеральному законодательству, учитывается без них.
Сообщая, что семья признана органами социальной защиты малоимущей в целях постановки на учет, необходимо указать номер решения, которое соцзащита перед тем выдала гражданину на руки. Далее нам необходимо знать, есть ли у кого-то из всех проживающих в квартире некая площадь на праве собственности или по договору соцнайма – согласно городскому законодательству, это будет учитываться при принятии решения о признании нуждающимися в жилых помещениях.
В связи со скорым (26 января 2007 г.) вступлением в силу федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», имеющего целью обеспечить защиту прав и свобод гражданина в информационной сфере, в бланк заявления была включена фраза о том, что заявители для целей постановки на жилищный учет предоставляют бессрочное и безотзывное согласие на обработку всех своих персональных данных, проверку уполномоченными органами власти представленных сведений и запрос всех необходимых документов.
Еще одно новшество. От имени заявителей все общение с городом должен вести один, выбранный семьей человек. Именно на него будут направляться запросы и извещения, ему будут звонить в случае возникновения каких-то вопросов, именно на его электронный адрес (если таковой имеется) придет извещение о принятом решении.
Вот, собственно, все, что касается в этом постановлении претендентов на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Теперь перейдем к части второй: важному новшеству, привнесенному в городское правовое пространство этим постановлением. Суть его обозначена уже в заголовке документа: «О Регламенте рассмотрения заявлений граждан ...о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ». Что это такое?
Началось все с московской программы «Молодой семье – доступное жилье» (в ее рамках нередко отрабатываются новые формы обеспечения жильем, которые потом распространяются на более широкие категории очередников). В постановлении правительства Москвы № 994-ПП от 13.12.2005 «О втором этапе московской программы «Молодой семье – доступное жилье» сказано следующее. Участниками этой программы могут стать не только очередники, но и граждане, подпадающие под все условия постановки на учет, кроме малоимущности. Скажем, у семьи есть 9 кв. метров на человека, но люди неплохо зарабатывают и, значит, в очередь по новому жилищному законодательству как малоимущие встать не могут. Тем не менее, они продолжают реально нуждаться в улучшении жилищных условий. Эта категория как бы выпала из поля зрения законодателя.
Мы посчитали это неправильным и, в частности, для молодых семей оговорили: кто удовлетворяет всем условиям, кроме малоимущности, может улучшить жилищные условия через приобретение жилья у города на льготных условиях.
Постановление № 976-ПП утвердило новую категорию граждан: «нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ». Таким образом, получают возможность улучшить жилищные условия (пока только в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье») две категории граждан:
– принятые на жилищный учет после 01.03.2006, но не желающие ожидать бесплатного улучшения жилищных условий в порядке очередности, как это записано в Жилищном кодексе;
– не принятые на жилищный учет ввиду действующего ценза малоимущности, однако, проживающие в стесненных жилищных условиях (т.е. соответствующие всем критериям постановки на жилищный учет, установленным законом города Москвы № 29, кроме требования малоимущности).
При этом мы надеемся, что депутаты Мосгордумы (от них зависит дать «добро» на запуск данного варианта улучшения жилищных условий москвичей) разрешат нам работать с нуждающимися в содействии города уже не только в рамках программы МСДЖ.
В «Среднесрочной жилищной программе на 2007–2009 гг. и на период до 2010 года», одобренной правительством Москвы в ноябре 2006-го, уже есть специальный раздел, посвященный возможностям таких граждан по улучшению жилищных условий.
Но все это будет возможно только после того, как городская Дума примет закон, где будут четко изложены условия признания граждан нуждающимися в содействии города. Распоряжение имуществом города (а предоставляемое данной категории жилье – это, прежде всего, городское имущество) возможно лишь с разрешения и одобрения законодателя.
Что еще важно знать. Заявление о признании нуждающимся в содействии в общих чертах повторяет заявление о постановке на учет, но есть и некоторые незначительные различия. Заявление так же подается от граждан, проживающих по определенному адресу, но в нем не обязательно должны быть перечислены все проживающие. Вся семья в этом участвовать не обязана – это первое отличие.
«Просим признать нас нуждающимися в содействии в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами правительства Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда города Москвы...» Дальше – важнейшая вещь: «Сообщаем, что мы не приняты на жилищный учет в городе Москве».
Согласно закону № 29, ведется жилищный учет граждан, вставших на учет после 1 марта 2005 года, как нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, нуждающиеся в содействии города, законом города пока не предусмотрены, формально они относятся сегодня к категории неочередников.
Мы предлагаем следующий механизм. Сначала гражданин признается нуждающимся в содействии города, а потом уже подает заявление о включении в ту или иную городскую программу, предусматривающую возмездное улучшение жилищных условий.
Нуждающиеся в содействии не состоят на жилищном учете сегодня и не будут состоять завтра. Они не могут быть причислены к очередникам, ожидающим бесплатного получения жилья и имеющим полное на это право; они – участники возмездных городских жилищных программ. Это нужно четко понимать.
Поэтому те граждане, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях в период после 1 марта 2005 года, в случае, если они не хотят реализовать свое право на получение бесплатного жилья, должны будут сняться с жилищного учета для того, чтобы иметь возможность подать заявление о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Важная деталь: в этом случае в программе «Молодой семье – доступное жилье» они сохранят свою очередность – по дате поданного в эту программу заявления.
Появление новой категории ни в коем случае не означает ущемления прав и возможностей очередников, принятых на учет до 1 марта 2005 года, улучшить свои жилищные условия. Согласно закону № 29, прежде всего, должны быть обеспечены жильем граждане, в том числе молодые семьи, вставшие на очередь до 1 марта 2005 года (для таких молодых семей, но только для них, – верхний возрастной предел теперь не 30, а 35 лет). А это – более 7 тыс. молодых семей, подавших заявление на участие в программе.
Сейчас все городские ресурсы решением правительства Москвы направлены на обеспечение «старых» очередников и сокращение для них сроков ожидания жилья до 10 лет. Граждане, признанные, например, нуждающимися в содействии города, должны будут в этой ситуации немного подождать. Правительство столицы считает возможным четко и ясно сказать: помощь таким гражданам в улучшении жилищных условий необходима, и она будет оказана в установленном порядке. Однако учитывая 171 тыс. семей, принятых до 1 марта 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вопрос обеспечения нуждающихся в содействии города Москвы жильем – дело обозримого будущего. Все-таки это не 15–20 лет ожидания.
Заполнив форму, пройдя все прочие процедуры, граждане получают на руки решение о том, что они признаны нуждающимися в содействии города Москвы. Теперь не позднее, чем через 364 дня, надо подать заявление на участие в одной из городских жилищных программ, иначе данное решение аннулируется. То же относится и к малоимущим: статус малоимущего также действует в течение года. За это время надо встать на жилищный учет.
Дата публикации: 10:29 12 января 2007
07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты проанализировали предложения в элитных ЖК Москвы вне ЦАО. Минимальная стоимость предложения 11,1 млн рублей.
07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость
Эксперты BuyBuyHouse проанализировали предложения готового жилья вблизи от конечных станций метро Москвы.
04.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты проанализировали ситуацию на рынке апартаментов и офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити».
27.01.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость
Эксперты Skolkovo Realty назвали среднюю стоимость однокомнатных апартаментов в Москва-Сити.
25.04.2005 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость
Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России. При этом она устанавливает, что": малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru