Раздел: Рынок недвижимости / Жилищные программы / Ленинградская область -
Приоритетный нацпроект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Ленинградской области реализуется, несмотря на нехватку бюджетных средств и противоречия в правовых нормах. Но в 2006-2007 годы жильем обеспечена только 691 семья, т.е. 2,6 % из нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2008 году – 258 семей, кроме того 340 семей расселяется из аварийного жилья.
Очередь на жилье в Ленинградской области за шесть лет сократилась на 5 тыс. чел. Но в ней остается еще 21 тыс. нуждающихся. Руководство области рассчитывает снять часть проблем за счет строительства дешевых и быстровозводимых малоэтажных домов, приобретения квартир для системы социального найма на первичном рынке, строительство муниципального жилья для арендаторов, налоговых льгот для строительной отрасли.
Контрольно-счетная палата (КСП) Ленобласти огласила результаты проверки и анализа эффективности реализации в регионе приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 2006-2007 годы. Почти одновременно стали известны официальные результаты работы по нацпроекту в 2008 году.
Обсуждение проблем социального жилищного строительства на заседании Законодательного собрания области позволило сформулировать рекомендации, которые будут направлены как исполнительной власти региона, так и федеральному правительству. Отчет объемом 200 страниц оказался настоящим исследованием ситуации на рынке жилья. Он лишний раз подтвердил: проблемы в жилищной сфере накапливались годами.
Объемы строительства нового жилья в Ленобласти в последние годы устойчиво росли. Плановые показатели в 2006-2007 годах выполнены на 108%. Если в 2005 году в области было введено 533 тыс. кв.м, в 2006 – 671 тыс., то в 2007 – 844 тыс., а в минувшем – 908 тыс. кв.м жилья. Однако до ежегодного ввода 1 кв. м нового жилья на душу населения - объема, перекрывающего ветшание старых домов - далеко. Например, в 2007 году при росте жилого фонда на 2,2 %, ветхий фонд увеличился на 6%, аварийный – на 43% (в последнем случае сказалось включение в эту категорию множества зданий, прежде аварийными не признававшихся). «Сегодня более 41 тыс. жителей Ленинградской области проживают в непригодном для этого жилом фонде. В среднем в год расселяется по 50 семей (130 человек). Даже без учета регулярного увеличения непригодного для проживания жилого фонда, для расселения указанного количества граждан потребуется более 300 лет», - отмечено в отчете.
Судя по статистическим данным, возможность приобретения квартир жителями растет. «Нормальным показателем доступности считается, когда стоимость стандартной двухкомнатной квартиры в 54 кв. м соответствует совокупному трехлетнему доходу семьи из трех человек, - комментирует председатель КСП Алексей Ларькин.- Данный показатель по Ленинградской области составлял в 2002 году 5,3 года. В 2007 – 4,3 года. Т.е. наблюдается положительное движение».
Но с приобретением жилья для социальных категорий населения ситуация хуже. За 2006-2007 годы по программе «Жилье для молодежи» условия проживания улучшила только 41 семья, по программе поддержки граждан на основе принципов ипотечного кредитования – 76 семей, по двум программам «социального развития села – для бюджетников приобретено 34 и 80 квартир. В 2008 году, если не считать жителей, расселенных из аварийных домов при содействии Фонда содействия реформированию ЖКХ (эта работа была начата только год назад), всеми программами охвачена 258 семей против 231 за два предыдущих года.
Решение жилищного вопроса для льготников и бюджетников сталкивается с юридическими сложностями. Неясно даже, кто может претендовать на зачисление в социальную очередь, насколько скверными должны быть для этого жилищные условия человека и насколько низкими - доходы. Областные законодательные акты по обеспечению жильем ветеранов, детей-сирот, многодетных семей не приняты по сей день. «Сегодня можно признать нуждающимся в жилье только бомжа, живущего в палатке на улице. Практически никакая другая категория под это определение не подходит», - заявляет депутат областного парламента Виктор Санец.
Обратившись в местную администрацию за содействием в решении своих жилищных проблем, человек вынужден собирать массу документов. Но получить некоторые из них он заведомо не может. Например, отставной военнослужащий должен принести справку о сдаче жилья по последнему месту службы. Уволенные в запас до 2005 года получить такую справку и претендовать на участие в жилищной программе не могут. А от «проходной» кандидатуры потребуется еще заявление; документы, удостоверяющие личности его и членов его семьи; документы, подтверждающие родственные отношения с ними; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета, документы, «подтверждающие признание членами семьи гражданина иных лиц, указанных им в качестве членов семьи»; копии документа, подтверждающего право получить дополнительную жилплощадь и обязательство о сдаче жилого помещения по установленной форме.
Противоречий в законодательстве так много, что пройдя один-два круга бумажной канители, многие претенденты на новое жилье опускают руки. «Вы влезьте в эту паутину – там никто не разберется», - комментирует Виктор Санец. «Нам говорят, что на селе нет желающих получить такое жилье. В чем причина? Может быть, желающие есть, но когда они выясняют, сколько документов нужно собрать, то отказываются от субсидий, которых может быть и не выделят. Нужно уменьшить количество документов», - полагает депутат Олег Петров. ь «Камнем преткновения является механизм подготовки документов. Он должен быть сокращен до минимума, чтобы человек мог решить свою проблему в течение года», – подтверждает председатель КСП.
Но даже те люди, которым господдержка предоставлялась, часто не могли купить квартиры из-за дефицита жилья и высоких цен на него. Лишь четверть ветеранов и инвалидов, получивших свидетельства о господдержке, смогла воспользоваться этой помощью.
Почти вдвое заниженная, по сравнению с рыночной, нормативная стоимость жилья (ее определяет для каждого региона Министерство регионального развития) вынуждает получателей субсидий покупать квартиры только на вторичном рынке. Как правило, это помещения низкого качества, площадью меньше социальной нормы. Т.е. с помощью бюджетных средств происходит лишь перераспределение существующего жилфонда.
В 2006 году в Новой Ладоге для расселения дома были приобретены однокомнатные квартиры в бревенчатых и кирпично-бревенчатых домах без санузлов, в том числе построенных в 1917 году. А в Пикалеве в 2007 году трех жителей, не связанных между собой родственными отношениями переселили в одну трехкомнатную квартиру. Коммуналок от такого расселения меньше не становится. А переселять людей некуда – резервного жилого фонда в муниципалитетах практически нет.
«Сегодня более 41 тыс. жителей Ленинградской области проживают в непригодном для этого жилом фонде. В среднем в год расселяется по 50 семей (130 человек). Даже без учета потенциала ежегодного увеличения непригодного для проживания фонда, для расселения указанного количества граждан потребуется более 300 лет», - отмечено в отчете КСП.
Жизнь в старых домах означает и постоянную угрозу коммунальных аварий. Хотя в последние годы область начала решать проблемы водоснабжения и канализации, износ сетей и сооружений, которые находятся в предаварийном состоянии, чрезвычайно высок и в ряде случаев превышает 75%, а эксплуатация оборудования на каждом десятом источнике теплоснабжения полностью или частично запрещена надзорными органами. Для реновации основных фондов коммунального комплекса нужно более 21 млрд руб. Но субсидии из федерального бюджета на 2009 год на решение этой задачи составляют 50 млн руб., а в 2010 году выделение средств не запланировано.
Доля федерального участия год за годом снижается и в решении жилищных проблем населения региона, поэтому нагрузка ложится на областной и, отчасти, на местные бюджеты. Но казна муниципалитетов скудна. В 2006 году многие районы вообще не приняли участия в софинансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище». Лужский район «отстегнул» 10 тыс. руб., а Кировский, Выборгский, Лодейнопольский, Подпорожский, Бокситогорский и Тихвинский выделили по 300, 500 и 800 руб. Аналогичная картина наблюдалась в 2007 году.
На первый взгляд, подстегнуть жилищное строительство и предоставление квартир очередникам и льготникам могла система ипотечного кредитования. Однако аудиторы, проводившие проверку исполнения областных и федеральных программ, пришли к противоположному выводу. По их мнению, низкая процентная ставка по кредитам стимулировала растущий спрос в условиях дефицита жилья. А вложение свободных средств в недвижимость было значительно выгоднее, чем размещение их в коммерческих банках. Поэтому квадратные метры быстро дорожали. «В результате происходило удовлетворение спроса лишь определенного слоя граждан, имеющих высокие доходы, а продавцы жилья, в свою очередь, имели высокие доходы от его реализации. Такая политика не только не стимулирует увеличение объемов нового строительства, но и создает предпосылки для дальнейшей монополизации строительной отрасли, - считают в Контрольно-счетной палате.- Таким образом, реализация одного из направлений национального проекта, которое должно было повысить доступность кредитных ресурсов для основной массы населения, в условиях дефицита предложения фактически привела к еще большему росту цен, стимулируя инвесторов жилищного строительства к спекуляции». Активную поддержку ипотеки государством здесь считают преждевременной.
Катастрофически низкими были в 2006 и 2007 годах результаты выполнения региональной целевой программы Ленинградской области «Социальное развитие села до 2010 года» по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. По данным Контрольно-счетной палаты, годовой план-2006 по числу получателей жилья был выполнен на 12,5%, по объему субсидий на приобретение квартир - на 6,3%. Выдано только четыре субсидии. А соглашение между Министерством сельского хозяйства РФ и областным правительством по показателю «Улучшение жилищных условий молодых специалистов на селе» - только на 2,7 %.
В 2007 году субсидии получили 20 молодых семей и специалистов (в среднем по 518 тыс. руб.). На сей раз количественные плановые показатели были выполнены на 40%, показатель по объему субсидий – на 17,9%, а соглашение с Минсельхозом – на 8%. При этом средства федерального бюджета для обеспечения молодых селян доступным жильем поступили лишь в декабре 2007 года. Контрольно-счетная палата признала, что ныне упраздненное госучреждение «Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области» и областной комитет по строительству своих функций не выполнили.
«Может быть, упразднить программы и заняться непосредственно строительством жилья социального найма? Коммерческие структуры строят целые поселки. Бюджет должен взять на себя строительство жилья для специалистов с возможностью дальнейшего выкупа дома, обязав их работать в течение 15 лет. Мы выделяем деньги по разным программам, но ни одна эффективно не срабатывает», - говорит депутат Законодательного собрания Евгений Петелин. Ответ председателя областного комитета по строительству Анатолия Каталевича кажется противоречивым: «Мы думаем о создании ГУПов для социального строительства и их подразделений по районам – строительно-монтажных участков. Так можно влиять и на стоимость квадратного метра. Их надо создавать. Но сегодня мы просто не в состоянии строить. В бюджете на долевое строительство заложено всего 84 млн руб. А реконструкция одного только здания общежития в Подпорожье требует 92 млн руб., и еще 10 млн руб. истрачено в 2008 году». Сегодня Анатолий Каталевич видит выход, скорее, в закупке жилья у строителей по ценам ниже рыночных, как это делается в Санкт-Петербурге. Он уверен, что если не сегодня, то завтра строительные компании будут к этому готовы. Эта позиция расходится с недавним комментарием вице-губернатора Григория Дваса, который всего три недели назад утверждал, что подобных закупок не планируется. «Да, мы планируем приобретать жилье. Губернатор говорил о том, чтобы поддержать строителей, которые могут остановить стройки – иначе не будет решен вопрос ни с бюджетниками, ни с дольщиками», - подтвердил председатель комитета. Однако конкретики за этой идеей, по его словам, пока нет. Единственное, что можно сказать наверняка – ставка будет делаться на малоэтажные проекты с низкой стоимостью квадратного метра.
Алексей Ларькин считает, что следует использовать всю совокупность механизмов решения жилищной проблемы, отрегулировав при этом законодательную сферу. Например, отработать принципы ценообразования для тех случаев, когда дома строятся с привлечением бюджетных средств, чтобы снизить стоимость квартир. «Мы предлагаем поддержать организации, которые строят жилье для своих работников. Их нужно поощрять снижением налога на прибыль или налога на имущество. Сейчас такого механизма нет. Кроме того, могли бы бесплатно предоставляться участки под строительство социального жилья. Если дом не будет продаваться, цена земли не должна закладываться в его стоимость», - рассказывает о рекомендациях палаты в адрес областной и федеральной власти председатель КСП.
Еще одна рекомендация связана с принятием федерального закона об аренде жилья, с тем, чтобы этот сегмент рынка контролировали государственные органы и поощряли появление муниципальных квартир, сдающихся по невысоким ставкам. Это могло бы подстегнуть трудовую миграцию в условиях остановки градообразующих предприятий.
Депутаты, со своей стороны, вышли напрямую на вице-премьера Виктора Зубкова. «На встрече с ним мы просили разрешить областному бюджету субсидировать процентную ставку по кредитам для строительства жилья предприятиям АПК. Тогда любой учитель, работник фермы, медик, возьмет кредит под 4-5% годовых на 20 лет и построит дом или купит квартиру на вторичном рынке. Виктор Алексеевич обещал, что Ленинградская область получит пилотный проект по строительству жилья на селе», - сообщил Виктор Санец. Следовательно, жилье по нацпроекту будет строиться, несмотря на экономические сложности. Но в одночасье всех проблем не решить.
Василий Когаловский
Дата публикации: 15:33 27 февраля 2009
23.09.2019 - Раздел: Ленинградская область / Рынок недвижимости /
Эксперты проанализировали предложения квартир-студий площадью более 30 м2 в Ленобласти.
27.08.2015 - Раздел: Ленинградская область / Рынок недвижимости / Компании, лица
На территории Ленинградской области появится три новых пригородных поезда: до Выборга начнет курсировать «Ласточка», до Тихвина – прямая скоростная электричка. Также продлен маршрут от Тихвина до Бабаево (Вологодская область).
06.10.2015 - Раздел: Ленинградская область / Рынок недвижимости / Компании, лица
В Ленинградской области вводится бессрочный мораторий на перевод любых земель под жилую застройку. Об этом заявил губернатор 47-го региона Александр Дрозденко.
05.04.2013 - Раздел: Ленинградская область / Рынок недвижимости /
На прошедшем 2 апреля круглом столе «Жизнь за КАД через 5 лет: перспективы и угрозы развития новых районов на границе города и области» застройщики, независимые эксперты рынка, а также представители научного сообщества среди прочих вопросов обсудили актуальную сегодня проблему обеспеченности новых жилых районов социальной инфраструктурой. По мнению генерального директора ГК «УНИСТО Петросталь» Арсения Васильева социальная инфраструктура станет решающим преимуществом, когда рынок жилья будет насыщен и борьба за покупателя обострится.
19.07.2012 - Раздел: Ленинградская область / Рынок недвижимости / Законодательство
От того, что статус этого поселения не определен, у жителей постоянные проблемы с электричеством, а "скорая помощь" вообще забыла туда дорогу.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru