Раздел: Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры / Москва -
Тренд, появившийся в кризисный год, — совместная аренда офисов — оказался живучим. Идея бизнес-коммуналки захватывает все новые умы и площади. Но долго этот формат не протянет, уверены некоторые эксперты. Освободившиеся кабинеты классов А и B составляют ему жестокую конкуренцию.
С начала запуска проекта «Коммунист Коворкинг» прошел год. За этот период заполняемость выросла с 1% до 95% всего ресурса площадей (это когда одновременно в офисе работает 45 человек). «К февралю мы достигли полной заполняемости», — рассказывает Игорь Бевзенко, руководитель проекта «Коммунист Коворкинг».
На основе площадки на Даниловской мануфактуре компания решила тиражировать опыт. По словам Бевзенко, сейчас идут переговоры о развитии франчайзинговой сети «Коммунист Лофт». «Из занятного эксперимента он превращается в первую сеть московских коворкингов», — уверяет Бевзенко. За год Москва заразилась идеей коворкинга. Группы студентов открывают коворкинг-площадки в классах информатики, а корпорация Mirax Group сдает рабочие столы в башне «Федерация».
«В нашей компании пытались использовать систему desk sharing (совместное использование рабочих мест) для брокерских отделов, — рассказывает Виктория Манзюкова, партнер Cushman & Wakefield. — Она позволяла сократить расходы компании на рабочие места для сотрудников, которые почти все время находятся вне офиса на встречах и переговорах».
«Мы также участвовали в проекте для компании Microsoft, которая в 2008 г. решила оптимизировать офисное пространство», — продолжает она. В результате эффективность использования арендуемых площадей увеличилась почти в 2 раза (количество рабочих мест возросло с 501 до 949) за счет изменения планировочного решения, расстановки рабочих мест и введения системы desk sharing. Кроме того, личные кабинеты могут временно использоваться в качестве переговорных).
Существуют разные экономичные варианты гибкого использования пространства: мини-офисы, коворкинг-центры, домашний офис, совместное использование рабочих мест.
В развитых странах следуют концепции work life balance — баланса между работой и личной жизнью. Сотрудник в этом случае частично работает дома. Коворкинг-центры активно используются начинающими предпринимателями и фрилансерами. Многие иностранные компании, такие как Hewlett-Packard, давно ввели свободный рабочий график даже для сотрудников, занятых в проектной работе, приводит пример Елена Афанасьева из компании Century 21 Prime Time Realty.
Стоимость места варьируется от 6000 до 20000 руб. в месяц и зависит от класса арендуемого помещения и спектра предоставляемых услуг, рассказывает Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». Площадь подобных центров обычно составляет от 10 до 250 кв. м. Также возможна аренда на несколько дней или часов. Рабочий стол в коворкинг-центрах можно снять и от 1000 руб. в месяц, говорит Манзюкова.
Первые предложения коворкинг-центров в России возникли с приходом на рынок компании Regus. Сейчас на московском рынке официально заявленных центров мало: БЦ MatrixOffice, коворкинг-центры «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», Regionpolicy.ru, офисный клуб Communist Loft, «Преображенка», бизнес-сообщество CoworkingBees. «В кризис коворкинг-центры стали популярны, а несколько лет назад никто даже не понимал, зачем нужны подобные помещения», — вспоминает Афанасьева.
«Коворкинг — это 20-40 рабочих мест, большего формата в Москве я не встречал. На одного арендатора приходится 5-6 кв. м, добавим сюда общие зоны (переговорные, ресепшн и т.д.) и получим 300-400 кв. м, — рассуждает Алексей Чертков, руководитель коммерческого отдела “Московского бизнес-инкубатора”. — Цена за одно рабочее место уже опустилась ниже 10000 руб. в месяц. В пересчете на 1 кв. м в год мы получаем не более $500, что сопоставимо со ставками аренды офисных блоков в классе В. Зачем собственнику бизнес-центра площадью, допустим, 50000 кв. м иметь большие хлопоты с подобными услугами? Мой ответ — исключительно ради PR».
Если же говорить о масштабировании такого бизнеса, то это уже получается формат Regus: офисы с отделкой, меблировкой, оргтехникой, сопутствующими услугами. «С развитием конкуренции на московском рынке офисной недвижимости такому формату будут соответствовать практически все новые офисы А- и В-класса, — уверен Чертков. — Отделка офисов арендодателем уже в 2009 г. стала нормой».
«В период экономического спада на рынок вышло много бюджетных предложений аренды высококачественных площадей, компании значительно сократили свои трудовые ресурсы», — добавляет Манзюкова.
Дата публикации: 13:16 21 апреля 2010
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы
20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.
17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru