Раздел: Новостройки и строительство / Москва -
Столичные власти зачастую упрекают в чрезмерных расходах на строительство объектов горзаказа, в первую очередь дорог. По мнению руководителя комплекса экономполитики Юрия Росляка, критика, как правило, бывает несправедлива, хотя контракты и вправду заключаются астрономические. О секретах ценообразования в городском строительстве рассказал заместитель мэра Юрий Росляк.
— Юрий Витальевич, как формируется стартовая стоимость объектов горзаказа и кто несет ответственность за обоснованность получившейся суммы?
— Несмотря на то что уровень цен в строительстве определяется рынком, государство не может не регулировать свой уровень расходов при формировании цены госзаказа. Мы в Москве это делаем на основании городской сметно-нормативной базы, которая начала формироваться еще в 1993 году. В настоящее время она содержит 56 тыс. норм и соответствующих им расценок. В базу занесены все материалы, конструктивные решения, технологии, механизмы, которые используются при строительстве объектов горзаказа. Их стоимость указана в расчете на единицу готовой продукции — погонный метр сваи, километр дорожного полотна, квадратный метр жилого дома и т.д. Разумеется, эта база постоянно пополняется. Как только на вооружении строителей появляется очередное ноу-хау, оно тут же обсчитывается и вносится в перечень.
Так, например, когда в городе начало развиваться монолитное домостроение, были разработаны нормы на все виды монолитных работ. Освоение подземного пространства привело к появлению нормативов на использование щитовых комплексов, в том числе диаметром 14 м, который применялся при сооружении Лефортовского и Серебряноборского тоннелей. Обоснованность итоговой цены контракта, формируемой госзаказчиком, контролирует межведомственная экспертиза, которая также имеет доступ к территориальной сметно-нормативной базе.
— База существует в электронном виде?
— Конечно. В Москве одновременно находятся в работе 2—3 тыс. объектов. Очевидно, что при таких объемах без автоматизации обойтись невозможно. Все расчеты делаются в текущих ценах, актуализация происходит раз в месяц на основании данных мониторинга об изменении стоимости материалов. Также в стартовую стоимость горзаказа закладываются расходы на заработную плату, на энергоресурсы и норма прибыли застройщика.
— Какую прибыль вы гарантируете подрядчикам?
— В расчеты закладывается 5—7%, но мы ничего не гарантируем. Стоимость контракта формируется из расценок, действующих на момент его заключения. Однако не исключено, что по ходу строительства они могут измениться, причем не в благоприятную для подрядчика сторону. Скажем, цемент подорожает. Или вырастет стоимость энергоресурсов. Мы в городе исходим из того, что оснований для пересмотра цены в процессе выполнения работ не существует. Когда победитель аукциона подписывает договор о предельной стоимости работ, он тем самым берет на себя определенные риски, которые могут возникнуть при исполнении контракта. Эта система в Москве отлично работает, интерес к объектам горзаказа у участников рынка не снижается, и мы предлагаем распространить ее на другие регионы.
— Другие регионы получат доступ к городской сметно-нормативной базе?
— Они уже сейчас могут ею пользоваться, причем бесплатно. Более того, мы уже несколько раз предлагали Минрегионразвития взять нашу базу и создать на ее основе единый государственный реестр сметных норм, появление которого облегчит работу как госзаказчикам, так и контролирующим органам на всей территории РФ. Зачем регионам и государству тратить время и деньги на работу, которая уже сделана и полностью себя оправдывает?
— А по каким причинам Минрегионразвития не принимает ваше предложение?
— Что является причиной, трудно сказать. Может быть, это ревность к Москве, может быть, просто невыгодно, поскольку целый ряд федеральных методик, которые действуют сегодня, будет выведен на чистую воду. Например, региональные индексы пересчета стоимости строительно-монтажных работ, которые предлагает использовать Минрегион, совершенно однозначно приводят к излишней трате бюджетных средств. Вот только недавно мы смотрели с Министерством транспорта стоимость работ по устройству бетонных покрытий перронов и рулежных дорожек для Внуковского авиаузла. Разница в объеме инвестиций, подсчитанных по городской базе и с использованием укрупненных расценок и индексов пересчета, составляет 1,5 раза. Это большая, а главное, совершенно бессмысленная трата денег.
— Однако Минрегионразвития пока не отказывается от планов перевести всю отрасль на укрупненные показатели. Москва, как я поняла, с этим не согласна?
— Укрупненные показатели рассчитываются на основании конкретного проектного решения, но у нас в стране нет широкой гаммы типовых проектов, подходящих для реализации на всей территории РФ. Вот дают нам, например, расчеты по школе, которая была построена в одном из регионов. А в них не учитывается ни компьютерное обеспечение, ни мероприятия по доступности для инвалидов, ни энергосбережение. В проекте скатная кровля, покрытая шифером, а в Москве такие конструктивные решения уже давно не используются. Там — три этажа, а нам нужно четыре, да еще предусмотреть два спортивных зала. В общем, расхождений слишком много, чтобы мы могли работать по укрупненным расценкам. Они хороши для планирования, для предварительной оценки объема будущих инвестиций, но никак не для расчетов за выполненную работу. Поэтому в Москве укрупненные расценки не применяются. Наша территориальная сметно-нормативная база обеспечивает большую прозрачность сметных расчетов при определении начальной стоимости госконтрактов и позволяет реально экономить те немалые бюджетные средства, которые выделяются на строительство.
— Тем не менее вас постоянно критикуют за баснословную, как кажется некоторым, стоимость объектов.
— Это происходит по двум причинам. Во-первых, зачастую сравнивают несопоставимые вещи. А во-вторых, не учитывают, что в стоимости госконтракта “сидят” расходы не только на само строительство, но и на подготовку территории. Свободных площадок в Москве нет, работы ведутся в крайне стесненных условиях. И если единичный объект еще можно как-то вписать в существующую застройку, то новые дороги, например Четвертое транспортное кольцо, приходится прокладывать “по-живому”. При этом собственники объектов, попадающих в зону строительства, перестали соглашаться на выкуп и требуют от города предоставить аналогичный объект в другом месте. Эти расходы существенно влияют на стоимость госконтракта. На первом участке ЧТК они составляют 45% общих затрат.
— Назовите, пожалуйста, самые дорогие в Москве виды строительства?
— Подземное, высотное, энергетическое — это те виды строительства, где необходим большой расход оборудования и материалов, а также применение передовых технологий. Строительство типового жилья обходится сравнительно недорого с учетом подготовки территории, сооружения транспортных и инженерных сетей — 40 тыс. руб. за кв. м, хотя применение энергосберегающих технологий может привести к росту себестоимости на 10—12%. Мы к этому относимся совершенно спокойно, так как в будущем дополнительные расходы бюджета будут компенсированы за счет снижения количества потребляемых ресурсов, а также числа получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Дата публикации: 12:57 20 июля 2010
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru