Госорганы смогут предъявлять субъективные требования к строителям?

Госорганы смогут предъявлять субъективные требования к строителям?

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Государственным органам могут вернуть право предъявлять к поставщикам и подрядчикам размещаемых за счет бюджета заказов различные, в том числе субъективные, требования. В первую очередь такая новация затронет строительные подряды.

Депутат федерального парламента коммунист Виктор Паутов в начале декабря внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который позволит оценивать участников аукционов на размещение госзаказа по разным критериям, в том числе по деловой репутации, наличию опыта работ и т. д. Участники рынка поддерживают такие поправки, но настаивают на серьезной проработке критериев.

В то же время государственная концепция — это переход к электронным аукционам, что предусматривает полную анонимность участников при подаче ими заявок. Оценивать их репутацию заказчик не только не имеет права, но и возможности. Эксперты предлагают менять не закон и не порядок отбора подрядчиков, а ответственно относиться к оценке выполненных работ.

Только торг здесь и уместен

По действующему закону о госзаказе (№ 94-ФЗ) размещение подрядов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе автомобильных дорог, временных и других построек, за редким исключением может осуществляться только путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Закон запрещает предъявлять требования к участнику аукционов и оценивать их деловую репутацию, опыт работы, наличие производственных мощностей, оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов и т. д. Исключения из этого правила могут быть установлены лишь федеральным законом (например, в сфере оборонного заказа). При этом оговаривается, что единственным критерием выявления победителя является наименьшая цена, предложенная потенциальным подрядчиком.

По мнению Виктора Паутова, экономия средств и снижение цены происходит за счет применения некачественных материалов, привлечения дешевой рабочей силы (в том числе труда гастарбайтеров, студентов и иных имеющих недостаточную квалификацию лиц) и т. д. «Низкое качество работ снижает безопасность эксплуатации объектов и, как следствие, представляет угрозу жизни и здоровью людей. Выигрывая в цене, заказчик проигрывает в качестве и не может воздействовать на данный процесс», — констатирует депутат.

Для решения этого противоречия он предлагает восстановить право госзаказчика вводить в документацию об аукционе требования как к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, работ, услуг, так и к участникам размещения заказа. Соответствующий законопроект 8 декабря был внесен в Госдуму.

Проблема еще и в том, что действующий закон позволяет госзаказчику определять в качестве условия участия в аукционе или конкурсе наличие у участника торгов необходимой для выполнения соответствующей работы лицензии или, в предусмотренных случаях (в том числе в строительстве), — членство в саморегулируемых организациях (СРО). Сейчас такой отбор должны проходить, в частности, все строительные компании. Такой критерий по идее должен оградить заказчика от «случайных» фирм. Но на практике СРО предоставляют допуск по разным видам работ (общестроительные, дорожные и пр.), для которых определены дифференцированные требования. Тогда как госзаказчик не может ввести такую градацию, и получившая членство в СРО компания, декларирующая деятельность по выполнению земельных работ, вправе претендовать на контракт на строительство, например, энергетических объектов.

Репутация — двигатель строительства

Представители строительных объединений в целом поддерживают предложенные поправки. Заместитель директора НП «Строители Ленинградской области» Андрей Ануфриев напоминает, что в первоначальном варианте федерального закона о госзаказе предусматривалось и установление квалификационных требований, и прохождение предквалификационного отбора. «Это позволяло оценивать реальные возможности подрядчиков, их историю, что у них за плечами. Строительный рынок — специфический, тут должны работать профессионалы, для выполнения отдельных видов работ требуется наличие соответствующего оборудования и т. д.», — считает он.

Аналогичную точку зрения высказывает и Юрий Агафонов, возглавляющий Ассоциацию предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга (АСДОР). Он считает нужным вообще отменить аукционы и вернуться к проведению конкурсов с предквалификацией, при которых участники должны были бы обосновывать снижение цены. К тому же и действующее законодательство не ограждает компании от навязываемых заказчиком порой абсурдных условий: «Например, «ноу-хау» Ленинградской области: с этого года от дорожных строителей стали требовать наличие лицензии на вывоз опасных отходов III–IV классов. Раньше для этого просто нанимали специализированные организации, теперь все побежали получать новые лицензии, которые стоят свыше миллиона рублей и оформляются несколько месяцев», — констатирует Юрий Агафонов. Он также опасается, что с введением с электронных аукционов подряды на строительство дорог смогут получать компании из других регионов, не имеющие необходимой техники и иных ресурсов непосредственно на месте выполнения работ.Участники рынка также убеждены, что критерии оценки должны быть объективными и бесспорными, желательно вырабатывать их совместно с профессиональными объединениями. Андрей Ануфриев считает нужным принять соответствующие подзаконные акты: «Например, кто и как будет оценивать деловую репутацию? Это качество выполненных работ, количество возведенных объектов или что? У кого на что хватит фантазии? Нужен единый понятный порядок: тогда все встанет на свои места», — полагает он.

Юрий Агафонов предлагает дифференцировать участников госзаказа по группам, чтобы малые предприятия состязались за получение контрактов на небольшую сумму (например, до 500 млн руб.), а большие — на крупную. В такой ситуации заказчик сможет дифференцировать требования и к участникам, а каждая компания окажется в своей «нише».

Однако сейчас надзорные органы фиксируют грубые нарушения со стороны заказчиков даже в ситуации, когда им запрещено вводить критерии отбора. По данным антимонопольного ведомства, зачастую заказчики ограничивают число участников торгов путем, например, ограничения доступа к материалам, определяющим требования к самому заказу (например, проектно-сметной документации). Причем наибольшее распространение подобные нарушения получили в области размещения заказов на оказание строительных услуг.

Проверяй и не принимай

В то же время возникает логичный вопрос: почему государственный заказчик принимает некачественную работу, выполненную подрядчиком, предложившим низкую цену? Если участники аукционов будут знать и понимать, что выполненный ненадлежащим образом контракт (например, дорогу, построенную с применением некачественных материалов) не оплатят, то они либо откажутся от заказа, либо согласятся выполнить работу за приемлемую для соответствия требуемому качеству цену. Такой фильтр будет лучше любых квалификационных комиссий. Участники рынка не говорят прямо, но намекают, что корень зла не в действующем законодательстве, а в конкретных исполнителях, которые «закрывают глаза» на качество. Начальник управления по контролю размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев уверен, что качество приемки работ необходимо улучшать: «Чтобы в случае, если заказчик принял некачественный товар, ему уже некого было бы винить, кроме себя самого. Здесь многое зависит от должностных лиц заказчиков. Также необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается».

По мнению некоторых участников рынка, именно на уровне приемки выполненных работ сейчас и происходит сговор между заказчиком и подрядчиками. В качестве примера называют скандал вокруг компании «Флора» (теперь «Еврострой»), которая занималась строительством нескольких участков кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), реконструкцией «Американских мостов» и набережной Обводного канала. Работы были сорваны, а долги этой компании с уставным капиталом в 10 тыс. руб. оцениваются в полмиллиарда руб. Несмотря на многочисленные претензии со стороны заказчиков, эта фирма получала новые и новые заказы на строительство объектов федерального значения, предлагая наименьшую цену за выполнение работ. Арбитражный суд уже рассматривает дело о ее банкротстве.

Некоторые участники отмечают, что иногда условия контракта заведомо формируются либо как абсурдные, либо как позволяющие заказчику «придраться» при сдаче работ. Именно они и порождают коррупцию в сфере госзаказа: «Например, по проекту на пять лампочек мы должны были установить восемь выключателей, — рассказал журналисту «J» Сергей, директор одной из строительных компаний. — Меньше нельзя. В итоге вынуждены были просто привинтить три тумблера, которые ни к чему не подключались. Некоторые заказчики требуют составления двух смет — в ценах на момент заключения контракта и на дату его исполнения. Делается это, мне кажется, исключительно с целью запутывания ситуации и получения возможности для вымогательства за якобы совершенную или спровоцированную ошибку», — заключает строитель.

По его словам, сложные юридические процедуры размещения заказов в простых проектах только затрудняют работу и заказчиков, и исполнителей. При этом общие бюджетные расходы увеличиваются, а качество снижается: «В прошлом году мы делали ремонт на первом этаже поликлиники, сами определили цветовые и некоторые иные решения. Ведь в заказе все было очень обтекаемо написано. Заказчику понравилось. В этом году ему нужно отремонтировать второй этаж, но нанять нас он не может — обязан выставить заказ на аукцион. Сам главврач жалуется на большой объем бюрократической работы по оформлению документации и невозможность выбрать уже зарекомендовавшую себя компанию. Ведь как стены покрасит фирма, предложившая наименьшую цену, никто не знает», — говорит Сергей.

Компьютер всех рассудит

Проблема отбора участников торгов актуальна не только для строительного рынка. Например, даже надзорные органы не знают, как оценивать заявки участников аукционов или иных процедур при покупке полисов ОСАГО государственного автотранспорта: страховые компании априори не вправе менять установленные Правительством России тарифы. В итоге выигрывают страховщики, подавшие заявку раньше: «Люди занимают очередь на подачу заявки иногда с трех часов утра, — констатирует Михаил Евраев. — Это ненормально. Более того, такое положение вещей не позволяет экономить бюджетные средства и мешает развивать конкуренцию».

Однако аукционы, прежде всего электронные, остаются самым перспективным способом размещения госконтрактов. По словам Михаила Евраева, в течение 2011 года планируется вывести на аукцион до 80% всех процедур. Сейчас через аукционы (очные и электронные) размещается 37% государственных контрактов, в частности, заключаемых за счет казны Санкт-Петербурга. По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, благодаря аукционам городу удается экономить в среднем около 27% бюджетных средств.

Справка

Напомним, что норма об обязательном размещении строительных подрядов на аукционе была введена почти четыре года назад. В настоящее время кроме строительных заказов через аукцион должны размещаться государственные контракты на поставку продовольствия, компьютерной и оргтехники, полиграфической и печатной продукции, автомобилей, транспортных, телекоммуникационных, жилищно-коммунальных, клининговых, финансовых и иных услуг.

Только в 2010 году в Госдуму было внесено 16 предложений по уточнению закона о госзаказе, но почти половина из них была отозвана самими авторами. Среди рассматриваемых предложений есть весьма оригинальные (например, особыми привилегиями на выполнение работ для государственных нужд предлагается наделить студенческие отряды). Как правило, до подписания президентом России доходят только проекты, одобренные надзорными органами в сфере госзаказа. Например, снижены требования к обеспечению заказов субъектами малого предпринимательства и уточнены некоторые технические нормы.

Дата публикации: 17:23 22 декабря 2010

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Санкт-Петербург

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

Р-ФИКС: Апарт-комплексы Петербурга на 80 процентов состоят из студий

07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

Названы цены на квартиры в Приморском районе со сдачей в 2020-м году

04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

Названы локации Петербурга, где инвестиции в апартаменты окупятся меньше, чем за 4 года

30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

Новостройки у «Черной речки»: все что нужно знать максимально кратко

29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

Названа стоимость самого дешевого апартамента со сдачей в 2021 году

27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012