Раздел: Коммерческая недвижимость / Торговые центры / Москва
В конце 2010 года общий объём качественных торговых помещений в Москве составил около 5,5 млн кв. м и около 2,9 млн кв. м арендуемой площади, увеличившись на 100 000 кв. м арендуемой площади за последний квартал. Общий объём качественных торговых помещений в Москве к концу 2011 года может достигнуть 6 млн кв. м, а арендуемая площадь превысит 3 млн кв. м. В четвёртом квартале 2010 года не началось строительство ни одного нового торгового объекта, что позволяет говорить о том, что в следующие два года на рынок будет выходить значительно меньше торговых центров, что может привести к недостатку качественных площадей.
Признаки стабилизации появились на рынке торговой недвижимости с начала 2010 года. Уровень заполняемости при открытии качественных торговых центров составлял 60-80% по сравнению с 40-60% в аналогичном периоде 2009 года. На рынок возвращается практика заключения договоров аренды торговых площадей на стадии строительства.
Анализ доли свободных площадей в торговых центрах подчеркивает, что заполняемость напрямую зависит от уровня объекта. Средний уровень свободных площадей в качественных торговых центрах достиг приблизительно 5-6% по сравнению с 8-9%, зафиксированными в первом квартале 2010 года, что связано с увеличением спроса на торговые помещения со стороны потенциальных арендаторов.
Напротив, менее качественные объекты фиксируют высокий уровень свободных площадей, достигающий 30%-40% в некоторых центрах.
Анонсировано строительство новых торговых комплексов. Несколько компаний начали развивать строительство аутлет-центров в России. Например, планируется реконструировать торговый центр «Вэймарт» в аутлет-центр Brandcity в 2011 году.
По данным Росстата, в первом квартале 2010 года объём реальных денежных доходов населения увеличился на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако в третьем квартале рост составил лишь 4.4% г-к-г. Эта негативная тенденция была во многом обусловлена общим ростом темпа инфляции, а также слабым ростом благосостояния населения. Стоимость минимальной продовольственной корзины в среднем по России увеличилась на 22.7% с начала года, составив 2 625.7 рублей в декабре 2010 года. Эти факторы негативно повлияли на уровень потребительской уверенности, которая снизилась на 3% и достигла -11% в третьем квартале 2010 года. В четвёртом квартале этот показатель вырос на 1%.
Не смотря на это, спрос со стороны покупателей оставался позитивным. Однако, этому могли послужить эффект запаздывания и новогодние продажи. Покупатели стали более рациональными и ориентируются на соотношение цена-качество.
Темп роста ВВП говорит об улучшении экономической ситуации и делает возможным рост потребительского и корпоративного кредитования, что в свою очередь может повысить потребительскую уверенность и расходы. Тем не менее, из-за растущей инфляции общая активность потребителей в 2011 году может быть довольно низкой.
В 2010 году появился ряд признаков, свидетельствующих о повышении уровня уверенности и активности ритейлеров, продемонстрировав, что многие предприятия розничной торговли адаптировали свой бизнес к новым условиям рынка. В 2010 году всё большее число компаний констатировало положительные показатели продаж к аналогичному периоду прошлого года.
Возросло количество запросов от арендаторов. Такие ритейлеры как H&M, Henderson, Sela, Familia, Finn Flare, POMPA, Zara, Baon, Lady&Gentleman City, Glace, Centro, Melon Fashion Group (развивает бренды Zarina, BeFree и Love Republic) планируют арендовать новые площади, пользуясь привлекательными возможностями рынка.
Ритейлеры начали расширять ассортимент, некоторые стали вводить линии мужской и детской одежды. «Глория Джинс» планирует увеличить свою долю на рынке, открывая 15-20 магазинов каждый месяц и выводя на рынок линию товаров для детей.
Компания OGGI также собирается развивать линию мужской и детской одежды. Напротив «Эконика», планирует отказаться от своей мужской обувной линии и сконцентрироваться на женской.
Melon Fashion Group (Zarina, BeFree, Love republic) также развивает по франшизе марки Springfield, Women’s secret и Co&Beauty. Однако всё большее количество ритейлеров предпочитает открытие собственных магазинов развитию по франчайзингу.
Среди таких компаний Mustang, Nike, Geox, Levi’s, Diesel, Guess, New Yorker, S’Oliver, Ecco, Mango, Promod и The North Face. Некоторые ритейлеры, например, Rikki-Tikki и «Евростиль» (развивает бренд Normann) открывают как собственные магазины, так и развиваются по франчайзингу.
В 2010 году на российский рынок вышли такие компании как Uniqlo, Uterqьe, Six, QUIZ, Burger King, Saturn, Converse, Teophile&Patachou, Kurt Geiger, Ann Christine, Papabubble, Red Espresso Bar, Chili’s, Coffeeshop company, AGATHA, Thomas Sabo, Cool club, Home&You и Payless Shoesource.
Также на российский рынок планируют выйти Lotte cinema, Victoria’s Secret, Bath & Body Works, Tempe, French Connection, Abercrombie&Fitch (Abercrombie & Fitch, Abercrombie Kids, Gilly Hicks, Hollister brands), Banana Republic, LC Waikiki, Petit Patapon, All Saints и
Reiss. VF Corporation может открыть собственные магазины Vans и The North Face.
Дискаунтеры и гипермаркеты продолжают развиваться на рынке, что соответствует консолидации отрасли и высокому спросу на товары низкой и средней ценовой категории в среднесрочной перспективе. Приобретение сети супермаркетов «Мосмарт» «Седьмым Континентом» является очередным шагом к продолжающейся консолидации сектора розничной торговли после покупки лидером отрасли X5 Retail Group супермаркетов «Копейка».
«Дикси» планирует начать развиваться в новом для себя формате супермаркета, тогда как «Магнит» открыл свои первые непродовольственные магазины.
Компания X5 Retail Group запустила два первых супермаркета «Пятёрочка МАКСИ» с элементами cash&carry. Все эти компании отмечают рост проходимости своих магазинов и планируют увеличить инвестиции в свои торговые сети в 2011 году.
В целом продуктовые сети продолжают развиваться на рынке. Metro Group вывела на российский рынок новые форматы: мелкооптовые гипермаркеты Eco (около 3 000-3 500 кв. м) и «Метро Пункт» (около 1 500 кв. м). «Ашан» активно развивает в России сеть магазинов-дискаунтеров «Атак». «Окей», «Лента», «Вестер», , Spar, Real, «Азбука вкуса» и «Оливье» планируют значительно увеличить количество своих магазинов в следующем году.
«Карфур» рассматривает возможность возвращения на российский рынок через покупку одного из игроков. Закрывшая своё российское представительство компания Wal-Mart (США) утверждает, что продолжает рассматривать варианты выхода на рынок.
В 2010 году появились признаки стабилизации на рынке товаров DIY, а также бытовой техники и электроники. Практически все компании, включая такие сети по продаже товаров DIY как Castorama OBI, Home Centre, «Метрика», «Кеско» (сеть магазинов DIY K-Rauta), «Уюттера», а также магазины бытовой техники и электроники Media Markt, Saturn, «М.Видео», «Эльдорадо» и «Позитроника» анонсировали планы своего развития в крупных российских регионах.
В Москве активно развиваются сети, предлагающие детские товары. Компании сообщают о стабилизации спроса и увеличении посещаемости в 2010 году.
Торговые сети «Детский мир», «Дети», «Здоровый малыш», «Буду мамой», Du Pareil au Meme, Tape а L'oeil, Kids Garten и новая сеть «Детмарт» увеличивают количество своих магазинов в Москве.
Интернет продажи оказались также успешными и рост проданных таким образом товаров будет увеличиваться. Рынок общественного питания активно восстанавливается и может достигнуть докризисного уровня уже в конце 2011 года. Проходимость выросла как в ресторанах, так и точках быстрого питания. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка «Росинтер» и «Г.М.Р.» в 2010 году значительно увеличилась.
«Макдоналдс», «Бургер Кинг», «Кофе Хауз», Starbucks, Subway, Red Espresso Bar и «Япоша» планируют увеличить своё присутствие на российском рынке, тогда как компания Dunkin’ Donuts возобновила свою работу в России. Wendy's, основной конкурент «Макдоналдс» и «Бургер Кинг», а также такие бренды как Mr. Sandy, Johnny Rockets и Country Chicken анонсировали свой выход на российский рынок.
Позитивный рост в сегменте luxury, отмеченный в 2010 году, вероятно, продолжится и в 2011.
Например, Prada Group планирует открыть бутики Prada и Miu Miu в первом квартале 2011 года, тогда как Chanel и Christian Dior уже работают в России. Парфюмерно-косметический ритейлер «Рив Гош» приобрел российский бизнес немецкой сети «Дуглас Риволи». Компания LVMH с 2011 года планирует развивать свой бренд Sephora в качестве мульти-брендового магазина, вместо формата shop-in-shop. В целом, спрос на качественные торговые центры и удачно распложенные помещения формата street retail остаётся высоким со стороны имеющих возможность развиваться существующих ритейлеров, а также компаний, планирующих выйти на российский рынок. Однако, скорее всего, они будут более осторожными, чем в предыдущие годы.
На протяжении всего 2010 года наблюдался стабильный спрос на качественные торговые помещения с хорошим местоположением. Ставки аренды на эти помещения остались стабильными или выросли во втором полугодии, особенно в сегменте street retail, где рост составил 15-20% г-к-г. Увеличение ставок в ряде объектов составило 4060%.
В конце 2010 года средняя арендная ставка в Москве оставалась на уровне около 1 100 долларов за кв. м в год (не включая операционные расходы и НДС). Ставки на лучшие помещения в профессиональных качественных торговых центрах составили около 5 000 долларов за кв. м в год (не включая операционные расходы и НДС) в третьем квартале 2010 года и остались на том же уровне в четвёртом квартале.
Рост ставок аренды в 2011 году может составить от 5 до 10% на качественные помещения в торговых центрах с хорошим местоположением и превысить 10% на помещения формата street retail.
Источник: DTZ – IMS
Дата публикации: 13:06 04 февраля 2011
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы
20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.
17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru