Раздел: Новостройки и строительство / Инфраструктура / Москва -
Вопросы инженерной подготовки участков под застройку всегда были больными для девелоперов. Немалые затраты на инфраструктуру и до кризиса были под силу небольшому числу компаний, сейчас же взять на себя такую нагрузку готовы единицы. Резерв земель эксперты видят в редевелопменте промышленных территорий и реновации уже застроенных кварталов. Развивать инженерию на еще не освоенных землях помогут механизмы государственно-частного партнерства, полагают представители власти.
Инженерно подготовленными территориями в черте города можно сегодня назвать только участки, которые город продает на торгах, или объекты редевелопмента — площадки промышленных предприятий, говорит начальник отдела перспективного развития ЗАО «Управляющая компания «Эталон» Александр Феофанов. Он поясняет, что существующие мощности в таких случаях — не менее ценный актив, чем сама земля. По мнению заместителя директора департамента консалтинга Colliers International Всеволода Щербакова, дефицита подобных территорий пока нет, проблема в недостатке участков, на которых уже решены вопросы собственности, транспортные и экологические проблемы, из-за которых иногда дешевле взяться за застройку пустой земли.
Запас участков с уже имеющимися сетями ведущий аналитик компании Setl City Владимир Копылов оценивает в тысячи гектаров. Проекты реновации и редевелопмента, по мнению специалистов, зачастую требуют перекладки сетей, не всегда существующие мощности соответствуют потребностям нового объекта. «Более важная проблема — не дефицит подготовленных земель, а дефицит мощностей в целом, так как темпы строительства значительно опережают объемы и темпы ввода в эксплуатацию новых подстанций, котельных», — полагает генеральный директор компании Peterland Юрий Зарецкий.
В стоимости квадратного метра недвижимости затраты на инженерию участка составляют около 20%. В недавнем прошлом показатель был 5—15%, говорит заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. «Многое зависит от протяженности сетей. За рубежом они подводятся к границе участка, у нас могут быть на любом удалении, а ведь еще приходится платить за подключение», — подчеркивает эксперт. Директор по развитию компании ЛЭК Надежда Калашникова считает, что затраты могут достигать и 30%, но еще одна серьезная проблема — это сроки подключения. «По некоторым участкам они могут достигать трех-четырех лет, что совершенно невыгодно», — говорит она.
Успехов городских властей в инженерной подготовке земель под жилую и промышленную застройку участники рынка, впрочем, не отрицают. «Вопрос в том, насколько темпы подготовки совпадают с запросами рынка», — говорит генеральный директор Knight Frank St.Petersburg Николай Пашков. Однако чрезвычайно высокие затраты, естественно, приводят к тому, что значительная часть земель, как бы ни хотелось инвесторам, не могут быть за счет бюджета оснащены своевременно необходимыми сетями и, следовательно, вовремя введены в эксплуатацию, говорит руководитель контрольной комиссии СРО НП «Центр объединения проектировщиков «Сфера-А» Анатолий Голощапов.
Глава комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко отмечает, что масштабные проекты комплексного освоения территорий появились только перед кризисом, затем были заморожены и только в конце прошлого года началась «реанимация», поэтому потребности в инженерии ясны только сейчас, при утверждении проектов планировок. Однако одномоментно в несколько раз увеличить затраты бюджета на инфраструктуру невозможно, говорит он, и одним из способов решения проблемы может стать механизм государственно-частного партнерства.
За строительство головных энергоисточников, по мнению экспертов, должны отвечать государство и поставщики ресурсов. Предоставление уже подготовленных территорий — распространенная мировая практика, так как местная администрация заинтересована в привлечении инвесторов, говорит управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин.
«Но если проект реализуется на частной земле и регион не видит в нем большой социальной или экономической значимости, то логично, что вопросами обеспечения занимается девелопер», — считает Николай Пашков. Александр Феофанов уверен, что более благоприятный климат государство может создать, увеличивая объем предложений участков по «полному пакету», когда на торги выставляется территория с инженерной подготовкой и градостроительной документацией. Юрий Зарецкий считает, что при строительстве коммерческих объектов желательно частичное участие государства в создании инженерной инфраструктуры с последующим предоставлением участков на торгах или инвестиционных условиях, а в отношении промышленного строительства целесообразно 100-процентное госфинансирование подготовки территорий.
«Идеальная ситуация — подготовка земли только за счет государства — недостижима, но, например, сокращение сроков присоединения — вполне посильная задача, а законодательное урегулирование цен на инженерную подготовку позволит строителям снизить конечную стоимость квадратного метра на 5—10%», — считает Надежда Калашникова.
Дата публикации: 11:01 17 марта 2011
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru