Раздел: Новостройки и строительство / Инфраструктура / Санкт-Петербург -
В год Петербург производит около 2 миллионов тонн мусора, тогда как мощность работающего не в полную силу мусороперерабатывающего завода составляет всего 360 тысяч тонн. Все остальное свозится на полигоны. О том, насколько современен такой подход, рассказал в минувший четверг первый заместитель председателя Комитета по благоустройству Петербурга Всеволод Хмыров на встрече с журналистами в пресс-центре «Комсомольской правды».
Цифры показывают, что городу давно нужен был второй мусороперерабатывающий завод, действующий согласно современным технологиям. Конкурс был проведен, и право на заключение соглашения с городом получил греческий консорциум Helector, предложивший наиболее приемлемые условия. О стоимости строительства говорить пока рано, этот вопрос еще не решен, но соглашение должно быть подписано уже в конце мая, срок строительства – 3,5 года.
Новый завод будет построен на базе уже существующего, в Янино. В основу его работы ляжет сортировочный принцип. Такая технология предусматривает глубокую сортировку, которая позволяет максимально отобрать вторичные ресурсы для их повторного использования, это около 22-25% от твердых бытовых отходов. Вторая составляющая технологии – биологическая стабилизация, то есть высушивание органики, пищевых отходов. Кроме того, из органических отходов можно получить вторичное топливо, которое используется на некоторых предприятиях для уменьшения расходования дорогого природного газа. Это третья составляющая технологии. Но как бы глубоко ни перерабатывались отходы, всегда будет остаток, который уходит на полигоны. Норма для нового завода – 30% такого остатка. По словам экспертов, это весьма неплохой показатель для современного завода.
Мощность завода рассчитана на переработку 350 тысяч тонн отходов в год. С учетом действующего завода, мощность которого 360 тысяч тонн, получается более 700 тысяч тонн, однако это лишь треть необходимой мощности, учитывая количество ежегодного городского мусора – 2 миллиона тонн. То есть нужны еще как минимум три подобных завода.
«Без этого невозможно закрыть полигоны, приступить к рекультивации этих полигонов, невозможно пойти по западному пути, – объясняет Всеволод Хмыров. – Нужно увеличить стоимость депонирования, захоронения. Так поступил Евросоюз, теперь там захоронить стоит дороже, чем переработать. И это правильный подход».
На сегодняшний день рабочая группа, состоящая из специалистов Комитета по благоустройству, Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, а также трех международных консультантов, юридического, финансового и технологического, практически завершила согласование проекта соглашения с греческой компанией. Этот документ, по словам Всеволода Хмырова, прописывает все правила игры между инвестором и городом на 30 лет вперед.
Еще одна позиция, по которой нам никак не догнать Европу, – это раздельный сбор мусора. Не секрет, что в западных странах такой принцип применяется не первый год и работает весьма успешно. В России же пока существуют лишь точечные попытки приучить народ к сортировке мусора, причем в большинстве своем неудачные. Причины Всеволод Леонидович видит в отсутствии возможностей территориального принципа обслуживания.
«Я сторонник такого принципа, – говорит Всеволод Хмыров. – Это законодательная возможность муниципальным образованиям или субъекту федерации провести конкурс на обслуживание всей территории одной управляющей компанией, которая обеспечит комплексную услугу, то есть сбор, вывоз мусора с последующей поставкой его на переработку. Одна компания на одну территорию. Только тогда мы сможем говорить о каких-то вливаниях инвесторов на приобретение контейнерного хозяйства и уменьшении накладных расходов при реализации селективного сбора. Сегодня часто можно услышать, что где-то какие-то системы работают, а у нас не работают. Так вот, там, где это работает, существует территориальная ответственность одной управляющей компании».
Эксперт также отметил, что сегодня каждый хозяйствующий субъект, который образовывает мусор, то есть ТСЖ, ЖСК или УК, вправе заключить договор на вывоз мусора с любым юридическим лицом. Каждая управляющая компания стремится к минимизации своих расходов и заключает договоры с теми, кто дешевле вывезет мусор. А вмешательство уполномоченных госорганов в этот процесс незаконно. Такой подход Всеволод Хмыров назвал неправильным с точки зрения экологической безопасности.
Прокомментировал эксперт и ситуацию с утилизацией так называемого автохлама, назвав координацию этих работ в городе достаточно неплохой: все было выполнено слаженно и в срок, а от граждан не поступило ни одной жалобы. Однако заявленный авторециклинг на деле выглядел совсем иначе, чем его представляли авторы этой масштабной программы.
«Деньги, которые предоставлялись по этой программе, состояли из пятидесятитысячной скидки для приобретателя нового автомобиля. При этом этап утилизации состоял из собственного платежа гражданина, – поясняет Всеволод Леонидович. – То есть был заявлен авторециклинг, но на деле все было иначе. Это хорошая, надежная программа, но это программа стимулирования автопроизводителя. Четыре тысячи рублей, необходимые, чтобы легитимно провести обеззараживание и последующее захоронение компонентов, оплачивал гражданин. К сожалению, эксперимент показал, что утилизируется только металл и некоторые компоненты, связанные с горюче-смазочными материалами. Все остальное, в том числе пластик и резина, ушло на полигоны, а это колоссальное количество вторичных ресурсов. То есть рынок продаж новых автомобилей, бесспорно, оздоровился, программа имела действие, но меня как человека, занимающегося отходами, эта программа не очень порадовала».
Еще одна серьезная проблема, связанная с современным мусором, – это сложность утилизации нестандартных упаковок, да и самих товаров, пришедших в негодность. Пару десятков лет назад, когда все бутылки от молока и кефира были одинаковые, производитель получал обратно до 98% тары. Сегодня, когда две одинаковые бутылки найти трудно, усложняется и их утилизация, а значит, она становится дороже. В развитых странах существует ответственность производителя за утилизацию потерявших потребительские качества товаров: от грязной пластиковой бутылки до старого автомобиля. У нас в стране эту ответственность несет потребитель. При этом производитель, включив стоимость утилизации товара в его общую стоимость, ничего не потеряет: оплачивать эти расходы все равно будет покупатель.
«Производителю утилизация не может быть не выгодна, поскольку за товар действительно платит покупатель, – говорит Всеволод Леонидович. – Если в стоимость каждой банки внести залоговую стоимость утилизации, производитель убытков не понесет. Платит тот, кто пьет, например, пиво в жестяной банке. Чем больше пьет, тем больше платит за утилизацию. А то, что эта мера повлияет на конкурентоспособность, это хорошо. Тогда автоматически запускается система производственного дизайна, то есть безопасности и легкости утилизации товара. Сегодня маркетинговые условия таковы, что, чтобы заинтересовать покупателя, производителю приходится каждый год менять дизайн и форму упаковки, тем самым усложняя ее утилизацию. Хочешь пить из золотистой бутылки – плати дороже за ее утилизацию».
Эксперт также отметил, что чиновники в этом процессе лишние, поскольку здесь должны работать только законы бизнеса: «Мы должны раскрепостить эту систему, чтобы она работала автоматически, по законам рынка. Так работает весь мир. А контроль должен сохраняться лишь в области надзора за тем, куда делись потом эти бутылки».
Среди достижений последнего времени Всеволод Хмыров отметил работу над созданием генеральной схемы санитарной очистки города. Это стратегический план, который разрабатывается для обеспечения правильного содержания территорий как улично-дорожной сети, так и внутридворовых территорий и зон рекреации. Генеральная схема, в частности, содержит разделы «Обращение с отходами», «Система летней уборки» и «Система зимней уборки», однако она еще будет расширяться и дополняться.
«Надеемся, что эта генеральная схема позволит узаконить резервирование участков под снегоприемные пункты или снегоплавильные камеры, вообще понять, какие участки будут развиваться конкретно для целей обращения с отходами, – отметил Всеволод Леонидович. – Тогда нам станет понятно, какие силы и в каком объеме будут применяться для уборки города в зимний период, в том числе для уборки кровель».
Также эксперт упомянул модернизацию автотранспорта, который занимается вывозом мусора. Используются пластиковые контейнеры и современная техника с подпрессовкой 1:5. После последних снежных зим город закупил много техники. Она унифицирована, имеет различное навесное оборудование. Всеволод Хмыров также отметил, что доволен оперативностью городских служб, и привел пример 9 мая, когда уже через полчаса после окончания концерта на Дворцовой площади мусор был убран.
Однако нерешенных проблем по-прежнему остается много. Одна из насущных – прилегающие к дорожной сети газонные части, которые обычно замусорены. Другая – владельцы частных домов, которые не хотят заключать договоры на утилизацию собственного мусора, объясняя это отсутствием соответствующего закона.
Кстати, о законах. Именно отсутствие адекватной правовой базы, по мнению Всеволода Хмырова, и мешает сделать город чистым. «Утилизация отходов не относится ни к жилищным, ни к коммунальным услугам, – говорит эксперт. – Она вообще исчезла с законодательного поля с точки зрения платежей населения. Эти средства включены в стоимость содержания общедомового имущества. Чтобы подойти к вопросу утилизации мусора цивилизованно, город должен получить право администрировать финансовые потоки. Федеральное законодательство не дает возможности субъекту федерации обеспечить такое регулирование». Кроме того, уже несколько лет оттягивается принятие закона об ответственности производителя за утилизацию его товара. По мнению Всеволода Хмырова, причиной здесь служит отсутствие политической воли и равнодушие законодателей к экологической безопасности страны.
Остается надеяться, что к моменту запуска нового мусороперерабатывающего завода в Янино ситуация с отходами изменится, и этот завод не постигнет участь обуховского комплекса, на сегодняшний день не переработавшего, по словам Всеволода Хмырова, «ни грамма мусора». Согласно договору, именно город должен обеспечить загрузку нового завода. Однако на сегодняшний день из двух миллионов тонн мусора ежегодно перерабатывается в Петербурге лишь около десятой его части. Остальное сбрасывается в лучшем случае на полигоны: компаниям, вывозящим мусор, это куда выгоднее.
Дата публикации: 12:35 17 мая 2011
07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство /
Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство /
Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м
30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство /
Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.
29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство /
Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».
27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство /
Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru