Раздел: Жилая недвижимость / Россия

Для 4,5 миллионов семей необходимо адекватное законодательное обеспечение

Распечатать новость

Добавить в закладки

Для 4,5 миллионов семей, значащихся принятыми на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо адекватное законодательное обеспечение.

В ФЦП "Жилище" отмечается, что не могут быть признаны удовлетворительными темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В Жилищном кодексе РФ отсутствует понятие "улучшение жилищных условий"

В Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы (в редакции постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. ? 865) речь идет о гражданах, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В положениях п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. ? 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) говорится о гражданах, принятых на учет (до 1 марта 2005 г.) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. В результате имеет место наличие существенных разночтений в названных документах.

До указанной даты, то есть до 1 марта 2005 г., граждане в соответствии с требованиями ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), принимались на учет в качестве "нуждающихся в улучшении жилищных условий", а не "в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".

Как известно, договор социального найма лишь фиксирует соответствующие жилищные обязательства. Пунктом 3 ст. 672 Гражданского кодекса РФ определено, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Оттого ранее требовалось для предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, чтобы они по установленным основаниям (ст. 29 ЖК РСФСР) состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Действовавший до 1 марта 2005 г. перечень оснований (ст. 29 ЖК РСФСР) был шире, чем перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51 ЖК РФ). Например, сейчас в него не включен такой предусмотренный прежде случай, как проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.

В настоящее время Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ), в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, в отношении граждан больше не оперирует понятием"улучшение жилищных условий". Оно в его тексте полностью отсутствует. В ЖК РФ введено понятие "нуждающиеся в жилых помещениях". Теперь в соответствиис ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, которые отвечают не одному, а двум условиям:

1) уровень обеспеченности общей площади жилого помещения на одного члена семьи должен быть менее учетной нормы;

2) граждане должны быть признаны малоимущими гражданами органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Даже такой небольшой сравнительный анализ показывает, что с позиций норм права названные категории очередников не идентичные. У законодателя на этот счет может быть иное мнение. Например, законодатель, возможно, считает, что между приведенными понятиями существует тождество, то тогда почему это нигде юридически не закреплено?

По каким правилам предоставлять жилые помещения очередникам, которым наличие статуса "малоимущие граждане" не требуется?

В ЖК РФ и Вводном законе нигде не сказано, что очередникам в статусе "нуждающихся в улучшении жилищных условий" жилые помещения предоставляются, невзирая на их имущественное положение (то есть им быть малоимущими гражданами необязательно). Но даже если бы подобная ссылка имелась, то этого все равно недостаточно. Поскольку в ЖК РФ в обязательном порядке должны содержаться развернутые положения (в виде одной или нескольких статей) о том, в каком порядке предоставлять жилые помещения очередникам, которые были признаны до 1 марта 2005 г. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В отношении указанной категории очередников (по стране их около 4,5 млн. семей) уже более года существует правовой вакуум. Жилищный кодекс РСФСР утратил силу, а вместе с ними и существовавший порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поэтому необходимо обязательное появление названных правил в Жилищном кодексе РФ, так как имеющаяся в нем ст. 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" данную задачу не выполняет. Она регулирует правоотношения в отношении граждан, вставших на учет после 1 марта 2005 г.

Также следует обратить внимание, что в п. 4 ст. 57 ЖК РФ особо подчеркивается, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно приниматься с соблюдением требований ЖК РФ. А этих требований, как уже отмечалось, в отношении очередников, "нуждающихся в улучшении жилищных условий", как изначально не было в ЖК РФ, так они не появились и за год с лишним действия Кодекса. Поэтому закономерно, что в регионах имеет место путаница и неразбериха с тем, по каким основаниям и правилам предоставлять жилые помещения по договору социального найма гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г.

Сейчас подобные случайные или осознанно допущенные пробелы в ЖК РФ пытаются восполнить риторикой по этому поводу. В ней "главным оружием", чтобы как-то снять нарастающее социальное напряжение, служат туманные, без необходимой конкретики и прямых ссылок на соответствующие нормы законов, разъяснения отдельных авторов ЖК РФ. Подобные разъяснения, в итоге, не только не проясняют ситуацию, а еще больше ее запутывают. Мало того, подобные разъяснения в расчет приниматься не могут, так как это всего лишь частные мнения отдельных лиц, пусть и с депутатским мандатом. Они не могут служить основанием для необходимых правоприменительных действий в муниципальных образованиях.

Дата публикации: 15:13 11 мая 2006



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012