Раздел: Жилая недвижимость / Санкт-Петербург -
Городская адресная программа развития застроенных территорий еще только внесена на рассмотрение в Законодательное собрание, но уже вызывает большой интерес со стороны горожан. Об особенностях ее реализации рассказывает заместитель председателя Комитета по строительству Алексей Кайдалов.
– Алексей Анатольевич, планы городского правительства по реновации кварталов, застроенных домами первых массовых серий, постепенно обретают конкретику. Уже есть предварительный список первоочередных территорий, и их жители выражают определенное беспокойство за свою судьбу.
– В Комитет по строительству и письменно, и устно обращаются многие граждане с одним и тем же вопросом: что с нами будет? Постараюсь ответить всем сразу.
Начнем с того, что правительство Санкт-Петербурга 18 сентября этого года, рассмотрев проект закона об адресной программе СПб по развитию застроенных территорий, одобрила его в целом. После этого необходимо было внести ряд изменений и дополнений, затем документ поступил на подпись губернатору и передан в Законодательной собрание для утверждения.
Я предполагаю, что в процессе обсуждения в городском парламенте появятся какие-то новые территории. Каждый депутат хорошо знает потребности своего избирательного округа, у него может быть информация о территориях, которые не были учтены при подготовке адресного перечня. Сейчас в нем 43 территории в 11 районах нашего города.
Необходимо понимать, что программа рассчитана на период с 2007 по 2017 год и, конечно, список адресов будет в дальнейшем трансформироваться – в сторону расширения.
После того, как Законодательное собрание примет данный закон, начнется процедура, прописанная в постановлении городского правительства № 386 от 10 апреля 2007 года. У него очень длинное название: «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге».
Перед принятием решения о развитии конкретной территории, готовятся документы, делается заключение Управлением инвестиций – организацией, подведомственной Комитету по строительству. Затем уже сам Комитет готовит постановление о проведении конкурса. Это требование федерального законодательства, и мы будем следовать ему однозначно.
Инвестор, который будет определен в качестве победителя, заключает договор на право развития территорий. Основные положения, которые должны быть отражены в договоре, прописаны в Градостроительном кодексе РФ. Инвестор берет на себя обязательства по передаче жилья под расселение и разработке проекта планировки. Его составной частью является так называемый план мероприятий. В нем прописывается очередность сноса, этапность строительства (если территория большая) и так далее.
Проект планировки, согласно законодательству, должен пройти процедуру публичных слушаний. А план мероприятий согласовывается общественной комиссией по развитию застроенных территорий. Этот термин возник во время обсуждения законопроекта на заседании правительства Санкт-Петербурга, губернатор дала поручение разработать соответствующее положение. В каждом районе, где есть территории из адресного перечня, будут создаваться такие комиссии. В их состав войдут местные жители, депутаты Законодательного собрания и муниципального образования, представители районной администрации, профильных комитетов городского правительства.
Губернатор Валентина Матвиенко высказалась по данному вопросу совершенно определенно: если будет стойкое и солидарное нежелание проживающих на конкретной территории что-либо сносить и развивать, и это будет зафиксировано как на общественных слушаниях, так и в решении общественной комиссии, город насильственно ничего навязывать не будет. Так что общественное мнение будет учитываться безусловно.
– По какому принципу отбирались территории в тот адресный перечень, который сегодня находится в стадии рассмотрения? Можно ли уже сейчас говорить о потенциальных инвесторах?
- Перечень формировался, исходя из предложений районных администраций. Возможно, они и проводили предварительные консультации с потенциальными инвесторами, но мы руководствовались исключительно прямым обращением районных властей. Жилищный фонд первых массовых серий огромен, невозможно охватить его весь сразу. Но надо с чего-то начинать.
Районы руководствовались в первую очередь состоянием домов, в том числе уже признанных аварийными или близких к этому.
– При определении конкретных адресов, которые определяются под снос, какие критерии станут определяющими?
– Это будет делаться опять же с подачи районных администраций, которые знают свои территории лучше всех, и Жилищного комитета. Но еще раз подчеркну, что эти конкретные адреса будут фигурировать сначала в проекте планировки – а значит обсуждаться на публичных слушаниях. Также жители смогут высказать свою точку зрения в рамках общественных комиссий при утверждении плана мероприятий. Такого, что кто-то придет с бульдозером и по спущенному сверху списку «под нож» все снесет, не будет.
Что может быть рекомендуемо к сносу? Во-первых, те дома, которые признаны аварийными в установленном порядке, то есть имеются акты межведомственных комиссий – тут все понятно. Во-вторых, обратимся к тексту статьи 2 проекта Закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга». Она гласит, что к сносу или реконструкции планируются «многоквартирные дома, построенные по типовым проектам в 1958-1970 годах, многоквартирные малоэтажные дома до 1966 года постройки, а также многоквартирные дома, размещение, вид разрешенного использования либо предельные параметры которых не соответствуют документам территориального планирования Санкт-Петербурга».
Имеются в виду генеральный план, проекты планировок и правила их реализации. Исключение составляют объекты культурного наследия.
Это базовый принцип, но это не есть догма. И совсем необязательно, что все дома, вписывающиеся в указанные рамки, должны быть снесены. В каждом отдельно взятом случае инвестор при разработке проекта планировки руководствуется адресным перечнем, который ему дает районная администрация. Но тут могут быть разные ситуации. Что-то будет сноситься, что-то реконструироваться в рамках реновации отдельных домов, состояние которых не внушает опасений, но требует приведения в соответствие нормальному качеству жизни.
– Таким образом, если дом недавно был отремонтирован и приведен в пристойный вид, он не пострадает?
– Естественно. Но возможен и такой вариант, что люди, проживающие в нем, будут говорить о том, что в этом доме по каким-то параметрам (помимо того, что фасады покрасили и оконные блоки поменяли) жить в нем плохо. В таком случае, при условии, что дом попадает под критерии статьи 2, по нему может быть принято решение о сносе. Нет никаких общих правил о том, что, например, вся серия ГИ идет под снос. Все зависит от сегодняшнего состояния здания, от мнения жителей, от намерений инвестора, позиции районной администрации и Жилищного комитета.
К сожалению, уже сейчас, на предварительной стадии, мы сталкиваемся с проблемой нагнетания массового недовольства среди жителей. Хотелось бы их успокоить: до тех пор, пока Законодательное собрание не примет закон, который утвердит данный перечень, никаких действий по подготовке постановлений о проведении конкурсов или, например, связанным с регистрацией по месту жительства, не будет проводиться. И если кто-то сейчас приходит к жителям и утверждает, что завтра все вокруг снесут, а их самих переселят, условно говоря, в район Понтонного, к этому нужно относиться как к намеренной дезинформации.
Очередность включения территорий из адресного перечня в работу по подготовке к торгам будет зависеть от заинтересованности фирм-застройщиков, готовности документации. Безусловно, многие территории не являются сладкой конфетой, они потребуют очень больших вложений. Но для города это не коммерческий проект, на котором он пытается заработать.
Есть поручение правительства Санкт-Петербурга провести первые два-три конкурса уже до конца этого года. Мы рассчитываем, что три-четыре пилотные территории будут готовы к тому, чтобы принять постановление городского правительства о проведении торгов и совершить эту процедуру в декабре.
– Вы упомянули о больших затратах, которые требуется для реализации программы на части территорий. В этой связи возникает вопрос о социальных объектах – школах, поликлиниках и детских садах. Как с ними поступят, если они, например, находятся в аварийном состоянии? С другой стороны, если после реконструкции в квартале будет проживать значительно большее число жителей, то и количество таких объектов надо увеличивать.
– Ситуацию с объектами соцкультбыта, общественными зданиями, предприятиями торговли прояснит проект планировки. Он определит необходимость строительства новых и реконструкции старых зданий, будут сделаны соответствующие расчеты, исходя из современных норм, которыми застройщик обязан руководствоваться.
В свою очередь, и город не устраняется от реализации проблем – он будет принимать участие в строительстве объектов соцкультбыта, реконструкции объектов улично-дорожной сети, примыкающей к этому кварталу, в строительстве и запуске в эксплуатацию новых головных источников инженерии. Ведь понятно, что потребуется большее количество электроэнергии, воды, газа – и этим будет заниматься город. А вот все, что касается внутриквартальной территории, в том числе и замена сетей, это уже ответственность инвестора.
– В адресном перечне есть несколько территорий, где отсутствуют свободные пятна для начала так называемого веерного расселения – негде строить первый дом. В частности, можно упомянуть кварталы 31 и 32 на Малой Охте. Что будет с ними – ведь многие жители согласны сменить хрущевки на комфортабельное жилье, но не готовы покинуть привычную среду обитания.
– Упомянутые вами кварталы как раз уже исключены из перечня из-за массовых протестов жителей по представлению районной администрации. Все-таки необходимо понимать, что для каждого главы района это вопрос чести мундира – не просто предложить территории для дальнейшего развития, но и получить конкретный результат. Построить новое жилье, новые детские сады и школы, сделать среду проживания по-настоящему комфортной – вот задача, решая которую необходимо использовать административный ресурс для помощи инвестору, например, в расселении. Глава администрации должен здесь проявить свои менеджерские качества. Поэтому мы ждем от районных властей активного участия в реализации программы по развитию застроенных территорий.
Дата публикации: 11:43 05 октября 2007
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость
Эксперты проанализировали рынок однокомнатных квартир вблизи от конечных станций метро в черте Санкт-Петербурга. Минимальный ценник 2,9 млн рублей.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость
Эксперты назвали основные риски комнат-студий в центре Петербурга.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость
Компания «МИР КВАРТИР» вывела на рынок уникальный лот – квартира писателя Федора Абрамова на Петровской набережной.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость
Эксперты агентства недвижимости «Доли.ру» проанализировали актуальные предложения на рынке комнат. Самая дешевая продается за 690 тысяч рублей.
10.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость
Эксперты рассказали о том, как изменились цены на вторичное жилье Петербурга с февраля 2004 года.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru