Раздел: Коммерческая недвижимость / Россия - Источник: БН.ру

Брокеры коммерческой недвижимости растут и множатся

Брокеры коммерческой недвижимости растут и множатся

Распечатать новость

Добавить в закладки

За последние годы уровень профессионализма брокера коммерческой недвижимости значительно вырос, изменилась его функциональность – теперь девелопер активно привлекает брокера в качестве консультанта при разработке концепции объекта.

Эксперты объясняют эти тенденции ростом конкуренции на рынке и приходом новых российский и зарубежных девелоперов, которые предъявляют к работе агента более высокие требования.

Данные тенденции были озвучены на II-м Всероссийском конгрессе брокеров коммерческой недвижимости «Работа брокера в условиях современного рынка», который состоялся в Москве. В мероприятии приняли участие представители международных и российских консалтинговых, управляющих, юридических и брокерских компаний (агентств недвижимости), девелоперов коммерческой недвижимости.

Брокер или консультант?

Между участниками конгресса зашел спор о разнице между профессиями «брокер» и «консультант». По сути, перед ними стоит одна и та же задача: вести с клиентом сделку купли-продажи или аренды объекта от первичного контакта до оформления всех необходимых документов. Разница в обозначении зависит от того, в какой компании работает агент. В брокерских компаниях посредника в сделке называют «брокером», в консалтинговых – «консультантом». Вместе с тем, представители консалтинговых компаний разделили эти профессии, по их мнению, консультант - это сотрудник компании, ориентирующейся на долгосрочные отношения с клиентом, которые подразумевают как более широкий спектр услуг, так и особый формат взаимодействия. Представители ритейла, напротив, разницы не видят: «Для меня брокер и консультант – это единое понятие, – отметил единственный представитель рынка ритейла на конгрессе директор департамента коммерческой недвижимости ОАО «Детский мир центр» Владимир Александровский. - Это специалист, который сначала создает или помогает создавать некую концепцию места, а затем это место предлагает на рынке».

Как не утратить доверие

В последние несколько лет на рынке ритейла произошли кардинальные изменения. В первую очередь, значительно увеличились объемы строительства торговой недвижимости. Если еще четыре года назад во многих городах России наблюдался дефицит торговых площадок, то теперь есть регионы, в которых количество и качество площадей зашкаливает за общеевропейские показатели. Впрочем, остаются и такие города, в которых торговых площадей не хватает, но там заявлено множество новых проектов.

«К сожалению, очень часто поступают предложения от брокеров, абсолютно не соответствующие ни формату, ни профилю, ни уровню нашей торговли, – отметил Владимир Александровский. - Поэтому изучение формата ритейла должно быть основным мотивом в деятельности брокера». Кроме того, г-н Александровский отметил, что в каждой компании должен быть брокер, который специализируется на отдельных рынках ритейла, например, на бытовой технике.

Вместе с тем, рынок ритейла развивается неравномерно. «Еще полтора года назад можно было спорить о том, что мы Петербург обошел Москву в развитии рынка ритейла, сегодня это - свершившийся факт», – комментирует директор Департамента коммерческой недвижимости LCMC Василий Петрецки. – Рынок ритейла Петербурга радует с точки зрения проникновения торговых сетей. Половина операторов продовольственных товаров в городе – сети, каждый второй магазин, Та же ситуация и в сфере брендовой одежды и фаст-фуда». Кроме того, по словам г-на Петрецки, Санкт-Петербург превосходит Москву в обеспечении качественными торговыми площадями.

Брокеридж - искусство или ремесло?

К неблагоприятным тенденциям на рынке коммерческой недвижимости можно отнести ограничение возможностей роста сетевых операторов на рынке ритейла, а также ограниченное количество отечественных ритейлеров и низкое качеств услуг.

Специалисты прогнозируют, что такое положение дел может в ближайшем будущем существенно снизить наполняемость торговых центров.

Похожая ситуация сложилась и на рынке офисов, в частности, испытывают проблемы с привлечением арендаторов московские бизнес-центры. Эксперты объясняют эту проблему неэффективной работой управляющих компаний. Сейчас на рынке много специалистов в консалтинге, маркетинге и брокеридже. У этих компаний прекрасно организованы финансовые и юридические службы, именно это в их работе привлекает девелоперов. Вместе с тем, провести крупную сделку им не всегда удается, поскольку для специалиста этого направления не хватает качеств брокера. «Брокер - это именно тот человек, который может сдвинуть процесс коммерческих переговоров с мертвой точки, сдвинуть в том направлении, в котором нужно, - отмечает Михаил Гец. – Именно агент ведет переговоры таким образом, чтобы арендатор принял решение в пользу здания, помещение в котором необходимо сдать в аренду. Поэтому я бы не назвал работу брокера чисто технической, бесспорно в брокеридже есть элемент искусства, который и позволяет агенту добиваться высоких результатов».

Чиновник на пути девелопмента

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день у нас в стране 90% всех проектов реализуются «отрывочно». Иными словами, сначала одна компания проводит маркетинговое исследование, затем другая разрабатывает концепцию, а брокер уже заполняет объект. «Это и есть одна из основных проблем регионального брокериджа. – отметил Василий Петрецки. - По ходу разработки меняются планировочные решения, и от первоначальной концепции остается одно лишь название».

Соответственно меняются не только общие и парковочные зоны, но и размещение арендаторов внутри комплекса. Отход от первоначальной концепции настолько колоссален, что меняются и якорные арендаторы, и коммерческие условия проекта, растягиваются или сжимаются сроки окупаемости проекта.

Особые трудности возникают в тех регионах, в которых нет ни одного успешно реализованного девелоперского проекта. Как правило, это города с населением – от 400 тыс. до 1 млн жителей. Здесь существует такое понятие как риск девелопера. Что, по сути, является лоббированием местными властями «своих» игроков, которые уже имеют объекты в городе – обычно «советского типа» - здания, перепрофилированные в начале 1990-х годов прошлого века под торговлю.

Важное звено

Функциональность брокера изменилась вместе с появлением новых критериев, с помощью которых начал оценивать работу агента девелопер. Повысился общий уровень требований к качеству коммерческого объекта. Все эти факторы отразились на брокерской деятельности – расширился штат, увеличились объем сделок и время, которое агент затрачивает на их подготовку: теперь на эту работу может уходить до года, пока будет заключен первый договор с арендатором. Кроме того, у девелопера появились дополнительные требования к сделке аренды, в том числе к самому договору.

На сегодняшний день разработка проекта - это совместная работа консультанта отдела маркетинга, специалистов по землепользованию, архитекторов и брокеров. Девелопер привлекает брокера уже на уровне разработки концепции в качестве консультанта. Все брокеры, которые участвующие в проекте, должны проводить экспертизу ликвидности самой концепции объекта, то есть брокер дает заключение о том, каких арендаторов можно привлечь и на каких условиях, и как сделать так, чтобы объект дал максимальный финансовый результат.

Можно констатировать, что роль брокера в разработке проекта и в его развитии за последние годы значительно возросла, что непосредственно связано с увеличением темпов строительства и, как следствие, возросшей конкуренцией, которая подталкивает девелопера к более тщательной оценке ликвидности объекта недвижимости. Все эти факты свидетельствуют об общем прогрессе и развитии профессии брокера как незаменимого игрока на рынке коммерческой недвижимости.

Артём Худяков

Дата публикации: 14:17 08 мая 2008

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Коммерческая недвижимость - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Россия

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».

Льготную приватизацию земли продлили еще на два года

22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки

Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.

Что нужно знать при аренде нежилого помещения

10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?

Как продать квартиру под нежилое помещение

Как продать квартиру под нежилое помещение

26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость

Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012