Раздел: Новостройки и строительство / Москва -
С тех пор как было решено, что Москва потянется вверх не только по прихоти и разумению инвесторов, но и по правилам городской инвестиционной программы "Новое кольцо Москвы" (НКМ), за разработку имиджа (естественно, вместе с исходной документацией) "кольцевых" высоток отвечает НИиПИ Генплана. Сегодня о том, как изменится облик столицы, тянущейся вверх, обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой рассказывает директор ГУП НИиПи Генплана Москвы, успешный и именитый архитектор Сергей Ткаченко
известия: В прошлом июне в Москве был подписан договор о создании первого в России совместного предприятия по проектированию и строительству высоток с участием "Моспроекта-2" и американской компании "Фрэнк Уильямс и партнеры". А в августе вышло распоряжение правительства Москвы о реализации пилотных проектов программы "Новое кольцо Москвы" с привлечением зарубежных компаний. Вы уже видели проекты небоскребов, которые должны появиться на четырех пилотных участках?
Сергей Ткаченко: Пока нет. И конкретных адресов "для иностранцев" тоже пока нет. Возможно, это будут совсем другие участки, а не те, что названы в распоряжении. У нас сегодня достаточно адресов. А работать в Москве будет, кстати, не только Фрэнк Уильямс. Недавно мы обсуждали возможность сотрудничества, правда, без образования совместного предприятия, с сэром Норманом Фостером (одна из первых величин в современной архитектуре: по его проектам построены небоскреб Шанхайского банка в Гонконге и высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс "Коммерцбанка" во Франкфурте. - "Известия"). Ему будут предложены на выбор конкретные объекты по "Новому кольцу". Сэр Норман Фостер и его представители, когда были в Москве, видели эти участки. Впрочем, все пока на стадии переговоров.
известия: Иностранное участие нам необходимо, чтобы научиться строить по международным стандартам?
Ткаченко: Все прекрасно понимают, что Запад в высотном строительстве нас обогнал, в основном в инженерии. Просто потому, что у нас это не требовалось. Но теперь ситуация быстро меняется. Пусть первые наши небоскребы будут откуда-то "списаны", но дальше мы начнем строить сами.
известия: Вот именно, сами. А как быть с тем, что все в том же августовском распоряжении столичных властей говорится о необходимости обеспечить "равные условия доступа к высотному строительству в Москве российским и зарубежным компаниям"? Это что, только декларация?
Ткаченко: Ну почему же? Это поможет привлечь крупных иностранных инвесторов. Кстати, для того чтобы получить крупный кредит из-за рубежа на строительство объекта в Москве, необходимо привлечь иностранную проектную организацию. Такое условие ставится любым иностранным банком. Часто это касается и строительной организации.
известия: Кто кроме американцев уже выразил желание использовать свой высотный опыт в нашей столице?
Ткаченко: Японские фирмы. Они хотели бы и строить, и инвестировать. Но страшно напуганы рассказами о том, как у нас тяжело получить объект, какие безумные усилия для этого нужно предпринять. На Западе привыкли к четкой, юридически отработанной десятилетиями, если не столетиями, системе строительства. А для нас высотное строительство - новый опыт.
известия: Сегодня уже ясно, чего будет больше в высотках, например, "Нового кольца", - жилья или офисов?
Ткаченко: Приблизительно поровну. Город поставил перед нами задачу максимально увеличить количество жилых высоток.
известия: А что считается высоткой по этой программе?
Ткаченко: Здание выше 30 этажей. "По Ресину", выше 35 этажей. До сих пор на эту тему идут споры. Потому что я считаю, что нельзя, извините, лепить в Москве огульно 35-этажные дома.
известия: Идею нового высотного кольца Москвы предложила мэрии строительная фирма "Конти" еще в середине 1990-х. Тогда часто вспоминали о том, что история строительства сталинских высоток имела под собой фундаментальную архитектурно-градостроительную концепцию, которая была еще и общекультурной, исторической - потому что каждая высотка своим силуэтом повторяла пропорции той или иной башни Кремля, и Кремль словно бы "прорастал" в зону Садового кольца. И задавались вопросом: способна ли Москва не просто найти несколько десятков свободных мест и построить там высокие здания, а генерировать нечто достойное столицы? Этот вопрос так и остался без ответа.
Ткаченко: У нас есть утвержденный Генеральный план города, одним из разделов которого является программа высотного строительства. Все давно принято, имеются зоны для высотного строительства.
известия: Вы говорите о подготовленной Генпланом Генеральной схеме размещения высоток в Москве до 2020 года?
Ткаченко: Да. Это и есть концепция. Каждую градостроительную концепцию сопровождают "рисунки" - предложения по объемно-пространственному решению.
известия: На вашей схеме - порядка 200 высоток. Но вот недавно во время визита в Японию Юрий Лужков, приглашая японских инвесторов в Москву, обещал им, что мы собираемся построить 250 небоскребов.
Ткаченко: Имеется в виду, что столица запросто вместит и 250 высотных зданий. Если, конечно, в Москве не изменится отношение к высотному строительству, как оно изменилось почти во всем мире. Во многих странах высотные здания строить ведь перестали.
известия: Когда пошли разговоры о том, что высотному строительству нам нужно учиться у американцев и прочих "варягов", главный архитектор города Александр Кузьмин высказал существенное опасение. По его словам, наши строители хотят научиться у иностранцев строить высотки, чтобы поставить их "на поток" и упростить себе жизнь. Вы с этим согласны? Нужно это Москве?
Ткаченко: Вы не были в Гонконге? В центре там все замечательно и индивидуально. Но отъезжаешь в их "Орехово-Борисово" и тут же видишь типовые высотные дома - узкие, 30-этажные коробки, вытянутые в цепочки. Ощущение страшное, хуже, чем от наших 9-этажек. Я понимаю, чего боится Кузьмин: наши строители, заведя себе проектные организации, пробивают и в высотном строительстве очень экономный подход.
известия: То есть у нас вместо 5-этажек могут появиться типовые 30-этажки?
Ткаченко: Такого в Москве никто, к счастью, пока не разрешает.
известия: Вы уверены, что все адреса вашей высотной схемы будут востребованы? На аукционах, где продавались права строить небоскребы по программе "Новое кольцо Москвы", ажиотажа не наблюдалось.
Ткаченко: Город нуждается в наполнении городского бюджета, и инвесторам предлагают предельно тяжелые для них условия. Вот участки и не идут нарасхват. Чтобы они быстро уходили не в ущерб казне, нужно найти золотую середину. Видимо, пока не хватает опыта.
известия: Эксперты ЭКОСа (Экспертно-консультативный общественный совет при главном архитекторе города. - "Известия"), изучив вашу высотную схему, рекомендовали предусмотреть в ней буферные зоны вокруг центра, чтобы новые гиганты не "убили" старую Москву. Почему же обсуждается строительство новых высоток поблизости от Садового кольца, в историческом центре города?
Ткаченко: Схемой размещения высотных объектов до 2020 года в центре города высотное строительство не предусматривается. Но есть исключения, которые были заложены еще в старом Генплане 1971 года. До сих пор решается, строить или нет высотное здание у Белорусского вокзала. На улице 1905 года предлагается возвести здание в 30 этажей, но сегодня, похоже, его будут "срезать", так что высотка перерастет в локальный акцент. Так и не решено, какой небоскреб появится у пересечения Долгоруковской и Краснопролетарской улиц с Садовым кольцом, последний проект - результат заказного международного конкурса с участием первых имен, но точка не поставлена. В любом случае здания выше 30 этажей в историческом центре не должны появиться.
известия: Москва разворачивает высотное строительство, в то время как весь мир, как вы сами заметили, от него отказывается. Что должно произойти, чтобы и у нас изменилось отношение к высоткам, - пожар, теракт?
Ткаченко: Прежде всего должен прекратиться сумасшедший наплыв людей в Москву. Для этого другие российские города должны стать экономическими центрами, в которые тоже стремился бы капитал. Нынешняя высотная политика - не прихоть московской власти и не ошибка архитекторов и градостроителей, подсовывающих правительству города свои вредные теории. Ее диктует объективно сложившаяся экономическая ситуация. Например, сегодня бессмысленно говорить о том, что мы можем поставить высотные комплексы в районе МКАД, потому что никому это не нужно - строить высотки в чистом поле. Но завтра, когда дефицит земли в Москве достигнет очередного предела, а инфраструктура и инженерные коммуникации позволят строить дома на реорганизованных промзонах, высотки, возможно, появятся в таких местах, которые сегодня нам даже в голову не приходят.
Дата публикации: 11:32 21 марта 2005
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru