Раздел: Жилая недвижимость / Россия -
Большие цифры завораживают. Жилой фонд страны превышает 3 миллиарда квадратных метров. На самом деле это очень мало. Первоочередная потребность оценивается в 1,8 миллиарда, а к 2012 году с учетом роста спроса жилой фонд необходимо, как минимум, удвоить. Задача потребует увеличения темпов строительства чуть ли не в геометрической прогрессии.
Однако ввести дом в эксплуатацию - только часть проблемы. Его надо обслуживать, да так, чтобы жить в нем было комфортно, как положено в XXI веке. Нынешний ЖКХ с грехом пополам справляется с нынешними тремя миллиардами квадратных метров, а если их станет пять-шесть? Даже сейчас большинство претензий к ЖКХ связаны не столько с дороговизной, сколько с качеством услуг.
Найти ответы на самые жгучие вопросы постарались участники прошедшего 16-17 марта в Москве Всероссийского форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Не все удалось, но по многим позициям точки зрения заинтересованных сторон существенно сблизились.
- Несколько последних лет мы живем в условиях постоянной реформы. С введением стопроцентной оплаты за потребляемые жилищно-коммунальные услуги завершается ее первый этап, - сказал заместитель министра регионального развития Валерий Гончаров. - Настало время посмотреть в будущее, определить стратегию жилищной и коммунальной сфер.
Развитие рыночных отношений начиная с 1992 года во всех отраслях экономики не коснулось в полной мере жилищно-коммунального комплекса. Общий объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ составил к началу текущего года 300 миллиардов рублей, дебиторской - 213 миллиардов. Пора возвращать долги, создавать условия финансового оздоровления отрасли. При этом необходимо помнить, что средства, получаемые на финансирование жилищно-коммунального хозяйства от населения, уже сегодня являются основным источником покрытия расходов предприятий. Особое значение приобретает проведение на местах взвешенной и сбалансированной тарифно-ценовой политики.
Состояние жилищного фонда в стране в настоящее время не может удовлетворять, - признал заместитель министра, - недостаточными темпами проводится капитальный ремонт. При нормативной потребности 4-5 процентов, в среднем ежегодно ремонтируется лишь 1 процент жилья. Около 300 миллионов квадратных метров нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного проживания. Еще 250 миллионов квадратных метров требуют реконструкции. В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 миллионов человек. Пять миллионов обитают в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Директор Департамента строительства и ЖКХ минрегионразвития Сергей Круглик сообщил о том, что рассматривается вопрос об освобождении от квартплаты жителей ветхих и аварийных домов. Основной упор он сделал на необходимости опережающей инженерной подготовки новых территорий застройки. На эти цели федеральный бюджет выделяет средства, которые должны быть адекватно дополнены региональными и муниципальными вложениями. Принятые в конце прошлого года 25 законов по формированию рынка доступного жилья необходимо подкрепить еще двумя: об инвестиционных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о финансовом оздоровлении отрасли. Без этого трудно привлечь в ЖКХ частных инвесторов и предпринимателей.
В государственно-частном партнерстве видят ключ к решению многих проблем выступавшие на форуме специалисты. Ясно, что, действуя на особицу, ни федеральный, ни местные бюджеты, ни частные инвесторы сдвинуть с мертвой точки тяжеленный воз не смогут.
Развитию сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества посвятил свое выступление заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Юрий Тыртышов.
- При реализации проектов власть должна брать на себя менее рентабельную, административно-зависимую часть: инвентаризацию объекта, подготовку проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, экспертизу и другое, вплоть до земляных работ. Таким образом, должна готовиться площадка для продолжения реализации проекта с привлечением коммерческих средств инвесторов на возвратной основе.
Подобная схема наиболее актуальна при реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", испытывающей нехватку внебюджетных средств.
В условиях софинансирования на каждый федеральный рубль удалось дополнительно привлечь 3 рубля 46 копеек, в том числе 2 рубля 84 копейки - из бюджетов нижних уровней и только 62 копейки из внебюджетных источников. Сложившееся соотношение между бюджетными и внебюджетными источниками - "6 к 1".
В целом за весь первый период реализации подпрограммы, с 2002 по 2004 год, вместо 2,5 миллиона квадратных метров, как ожидалось, ликвидировано только 630,4 тысячи квадратных метров непригодного жилфонда.
Это, во-первых, заставляет делать вывод о слабом развитии механизмов инвестиционного сотрудничества между властью и бизнес-структурами. Во-вторых, говорит о слабой работе по привлечению средств населения на условиях долевого участия, - отметил Юрий Тыртышов. - Одновременно следует резко увеличить объемы бюджетного финансирования.
В минувшем году федеральным агентством было заключено девять соглашений о сотрудничестве в сфере модернизации и реанимации систем жизнеобеспечения с частными инвесторами. Росстрой последовательно проводит политику завершения перевода отрасли на бездотационный режим финансирования. Переход на окупаемые тарифы резко увеличит инвестиционную привлекательность ЖКХ. Приток частных операторов-инвесторов в этот сектор экономики должен резко увеличиться.
- Надо отметить общие усилия государственных органов власти, направленные на то, чтобы сделать процесс тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере прозрачным и упорядоченным, - заявил заместитель руководителя Росстроя. - В минувшем году были приняты постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг". В конце года был принят Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который предусматривает в структуре тарифа в качестве обязательного компонента так называемую инвестиционную составляющую - надбавку к цене с учетом производственных и инвестиционных программ, утверждаемых муниципалитетом. Таким образом, совершенствуя тарифное регулирование, власть делает жилищно-коммунальный сектор более понятным и, соответственно, привлекательным для частника.
Росстрой продолжает настаивать на принятии закона "Об инвестиционных соглашениях в жилищно-коммунальной сфере" и закона "Об особенностях оборота имущества в жилищно-коммунальной сфере". Первый предусматривает снижение рисков при заключении долгосрочных соглашений. Второй должен наложить запрет на переход жилищно-коммунальной инфраструктуры в частную собственность. Пока нет однозначного решения вопроса о праве собственности на объекты, реконструируемые или вновь строящиеся с привлечением частных инвестиций.
Дата публикации: 10:25 22 марта 2005
14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость
После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.
06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость
Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.
29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость
Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.
19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость
В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?
01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ
Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru