Раздел: Новостройки и строительство / Санкт-Петербург -
Реализация крупных градостроительных и архитектурных замыслов подчас сопровождается слухами и домыслами. Чему верить, чего ожидать? В надежде получить самую точную информацию по громким городским проектам "НП" обратилась к главному архитектору Петербурга Александру Викторову.
- Александр Павлович, вы в составе петербургской делегации недавно участвовали в экономическом форуме в Лондоне. Буквально сразу по возвращении в Северную столицу губернатор Валентина Матвиенко объявила о строительстве нового футбольного стадиона на Крестовском острове. Есть ли связь между этими событиями? Может быть, там нашлись инвесторы или оптимальное архитектурное решение?
- Думаю, вы знаете, что инвестор этого проекта - российский, это компания "Газпром", и вопрос о площадке для будущего стадиона обсуждался в администрации уже не один месяц. Поездка же в Англию, в частности, на примере стадиона в Манчестере позволила нам наглядно подтвердить представления о том, что такое современный спортивный комплекс.
Это не только футбольный стадион, но и вся сопутствующая спортивно-коммерческая инфраструктура: тренировочное поле с легкоатлетической дорожкой, теннисные корты, сквош, офисы, рестораны, паркинг. Помимо спортивных игр здесь проводятся концерты и общегородские мероприятия. Все это позволяет быстро окупить вложения в строительство стадиона и зарабатывать средства на его эксплуатацию.
- Уже высказываются сомнения, не нанесет ли такое масштабное сооружение, как новый стадион, ущерба Крестовскому острову? Не превратится ли он в одну большую парковку?
- Ничего подобного. В этом нас также убедили английские коллеги. Мы специально задавали вопрос о парковках и не раз получали ответ, что при создании стадионов проектируются места лишь для общественного транспорта. Именно он должен обеспечивать доставку и эвакуацию болельщиков. В нашем случае главный расчет идет на метро: путь от стадиона до станции "Крестовский остров" (около 1 км) позволит несколько остудить эмоции фанатов.
- Как при этом сложится судьба стадиона имени Кирова, созданного по проекту Александра Никольского?
- Это вопрос проектирования. Но не забудем, что сегодня стадион - это охраняемый государством памятник. Есть конкурсные предложения "ЛенНИИпроекта" встроить новое футбольное поле в существующую земляную чашу. Если же выяснится, что эта конструкция находится в аварийном состоянии, то будем строить новый стадион, а землю можно использовать для подсыпки городских территорий в районе нового морского терминала.
Но очевидно, что стадион разместится на прежнем месте и по-прежнему будет градостроительным акцентом Крестовского, как и было заложено Никольским в планировочной структуре острова.
- Уже понятно, кто будет проектировать этот сложный объект? Предполагаете ли провести конкурс?
- У нас очень жесткие сроки: в 2008 году на стадионе должны состояться первые матчи. Будет конкурс на архитектурное решение. У нас уже есть предложения от западных проектных и строительных фирм, которые создавали такие комплексы. Хотя с политической точки зрения хотелось бы, чтобы в работе участвовали и наши проектировщики.
- Как обстоят дела с другим суперпроектом - строительством морского пассажирского терминала на Васильевском острове? Там ведь тоже обозначены весьма сжатые сроки и проблем достаточно:
- По "Морскому фасаду" сейчас идет согласование ТЭО. Это сложный проект, который состоит из нескольких частей: в рамках строительства терминала предполагается построить причалы отдельно для круизных лайнеров, отдельно для паромов; кроме того, будут созданы территории под деловую инфраструктуру и жилое строительство.
Для решения проблемных вопросов есть хорошие предпосылки: на сегодня у заказчика сложились конструктивные отношения как с администрацией города, так и с Академией архитектуры и строительства, члены которой дают необходимые консультации. Конечно, возникают проблемы по различным аспектам, но все настроены на их конструктивное решение.
Сроки же реализации этого проекта, прежде всего, будут связаны с технологическими возможностями по насыпке территории, по строительству причальной стенки и другим техническим аспектам.
- Еще одна острая "приморская" точка - проект "Балтийская жемчужина", который в обиходе называют китайским кварталом. Как вы полагаете, с чем связаны протесты жителей?
- Протесты связаны не с жителями, а с клубом "Балтиец", который расположен на этой территории. Ему не хочется перебираться на другое место, вот люди и стремятся отстоять свои права. Хотя право краткосрочной аренды занимаемого участка у клуба закончилось, и в любом случае, какая бы из строительных компаний ни претендовала на это место, "Балтийцу" пришлось бы перебазироваться.
Ведь еще в прежнем генплане эта территория резервировалась под жилое строительство, никакого в этом секрета не было. Просто сейчас пришло время для реализации планов, нашелся стратегический инвестор - "Шанхайская инвестиционная компания". Любителей морских прогулок никто на улицу не выгоняет: новое место для размещения клуба предусмотрено.
Сейчас подготовлены все документы по предоставлению инвестору участка земли под проект "Балтийская жемчужина". Наш комитет разработал планировочные материалы: проект красных линий, улично-дорожной сети; определен функциональный состав территорий. До архитектурных решений дело еще не дошло.
- Но есть такие площадки, где общественное мнение будоражится уже на стадии проектов, в частности Таврический сад, Михайловский:
- Не надо вместе с водой выплескивать ребенка. Во-первых, проекта строительства на бывших землях объединения "Цветы" в Таврическом саду пока нет в принципе - были лишь самые первые наброски, но заказчик притормозил развитие этой темы. Но давайте помнить, что это хозяйственная часть Таврического сада, которая использовалась под теплицы.
Очевидно, что теперь, когда они перешли в частные руки, их ждет преображение. Но никакого конфликта с общественными интересами там нет. Реально, что сейчас происходит в Таврическом саду, - это реконструкция киноцентра "Ленинград", за которым сохранится общественно-досуговая функция, а также строительство крытого катка.
Что касается Михайловского сада, он по-прежнему живет своей жизнью сада-памятника в составе комплекса Русского музея. Речь идет лишь о хозяйственном дворе Этнографического музея, где сейчас расположены малоценные (это мягко говоря) постройки. Проведенный заказчиком смотр архитектурных идей позволил найти грамотное и очень интересное решение, которое позволяет построить фондохранилище для музея и завершить ансамбль Росси.
Я не жалею, что мы участвовали в жюри этого смотра, ведь он дал очень убедительные результаты. Сейчас заказчик занимается согласованием принципиальной возможности строительства.
- Главное, чего и администрация, и инвесторы ждут от Комитета по градостроительству и архитектуре, - это завершение работы над генеральным планом развития Петербурга. Как вы предполагаете, когда город начнет жить по этому новому стратегическому документу?
- Предполагать тут нечего, нам поставлены жесткие сроки, в которые мы обязаны уложиться. К 1 июля мы завершаем разработку генплана и передаем его на утверждение в Законодательное собрание. Оптимально, если он будет принят депутатами в сентябре, тогда уже в октябре мы внесем еще один важный документ - правила застройки.
Его разработка идет параллельно. Но по законодательству утверждать правила застройки можно после утверждения генерального плана, чтобы была возможность внести в документ некоторые коррективы, если они появятся.
В состав правил застройки войдут режимы охраны для городских территорий (как вы знаете, сейчас идет активное обсуждение охранных зон Петербурга), то есть мы найдем баланс между сохранением наследия и современным развитием города на уровне высоких европейских стандартов. Так что к декабрю мы должны получить утвержденный пакет документов, который сформулирует основные правила игры.
- При вступлении в должность вы заявляли, что и в самом комитете правила игры будут меняться. Удались ли намеченные реформы?
- Возможно, этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы. Но надо понимать, что ради внедрения новой схемы работы мы не можем остановить старую, ведь на комитете лежит задача своевременно выпускать разрешительную и планировочную документацию. Объем работ довольно большой, а сотрудников не хватает. Совсем недавно благодаря губернатору нам удалось несколько увеличить штат.
В наших ближайших планах - сократить сроки разработки временных регламентов застройки до 21 дня: мы учли обращения инвесторов и после согласования с юридическими службами перейдем от подготовки максимального объема документации к оптимальному. Этой работой занимается Институт генерального плана, который создан на базе прежних Бюро генплана и Бюро дежурного плана.
- В последнее время строители жалуются, что нет пятен под застройку: того и гляди стройкомплекс встанет. Ощущаете ли вы это по количеству посетителей?
- Разговор о дефиците пятен, конечно, небезоснователен. Почти десять лет строительство велось внутри кварталов, этот ресурс не бесконечен, и лимит практически выбран. Но мы ищем резервы: сейчас разрабатываем документацию на кварталы в Северо-Приморской части, на Юго-Западе. Новый фронт работ откроется после утверждения генерального плана, когда мы активно начнем готовить документацию на новые территории.
Если же говорить о заказчиках и архитекторах, приносящих свои работы на согласование, то их число не сокращается. Хочу отметить, что заказчики стали привлекать не только петербургских архитекторов, а уже активно пользуются услугами западных зодчих. Всегда интересно увидеть проекты, выполненные профессионалами с непривычным для нас мышлением, это очень будоражит творческую мысль здешних коллег.
- Раскройте секрет: чем вы больше руководствуетесь при согласовании проекта - нормативами или личным вкусом?
- Это непростой вопрос. Я бы не говорил о нормативах (досконально на такое соответствие проверяет экспертиза) - прежде всего обращаю внимание на то, чтобы проект укладывался в соответствующие градостроительные регламенты. А затем уже рассматриваю качество работы. Но тут необходимо учитывать такой тонкий предмет, как авторские права. Строить архитекторов под свой вкус считаю неправильным, но вычислить профессионально слабую работу я обязан.
Дата публикации: 17:17 25 апреля 2005
07.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты девелопера Апарт-комплекса Авеню Апарт на Дыбенко компании Р-ФИКС заявили, что ппарт-комплексы Петербурга на 80% состоят из студий.
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали предложения квартир от застройщиков в Приморском районе со сдачей в 2020-м
30.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты назвали три района Петербурга, где инвестиции в апарт-комплексы при “идеальных” условиях окупятся менее, чем за четыре года.
29.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали предложения в новостройках у станции метро «Черная речка».
27.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Новостройки и строительство
Эксперты проанализировали стоимость однокомнатных юнитов в апарт-комплексах Петербурга со сдачей в 2021 году.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru