Раздел: Рынок недвижимости / Россия - Источник: Мир и дом

Кого возьмут на карандаш?

Распечатать новость

Добавить в закладки

К сожалению, противоречивость и несовершенство законодательства, призванного защищать территории, которые застройщики и риэлторы называют "вкусными" (то есть лесные, водоохранные зоны и т.д.), дают заинтересованным лицам прекрасные возможности для его вариативного толкования.

В прошлом году в центре внимания общественности оказались "незаконные" коттеджи в подмосковных водоохранных зонах, в этом - в подмосковных заповедных лесах. За тем, насколько правильно используются природоохранные зоны Подмосковья, следит Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Московской области. Об этом корреспонденту "М&D" рассказал Сергей Голобородько, начальник отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования.

- Сергей Леонидович, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской области "родилось" в результате административной реформы. Какие задачи были поставлены перед ним?

- Наше Управление было создано в сентябре прошлого года. Это территориальное подразделение Федеральной службы Росприроднадзора. Но если сама служба в основном занимается стратегическим планированием, то мы ответственны за практическую работу. Наши основные функции - это контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе особо охраняемыми природными территориями: их состоянием, использованием, охраной и защитой.

Как и у любой вновь созданной организации, у нас есть определенные трудности и проблемы. На эффективность контроля и надзора в сфере природопользования влияет и общее состояние дел в этом вопросе. Например, отсутствие комплексной системы планирования и прогнозирования природопользования, которая "в духе времени" позволяла бы своевременно подготавливать условия для рекреационного, хозяйственного, градостроительного и иного развития территорий. Как результат - в Подмосковье нередки "серые", полулегальные схемы приобретения в собственность земельных участков, расположенных в водоохранных и иных зонах с ограниченным режимом природопользования. Сегодня нет и комплексной информации о природопользователях, условиях природопользования и реальном состоянии природных комплексов и объектов. Поэтому сейчас одной из главных задач, стоящих перед Управлением Росприроднадзора по Московской области, является создание общей комплексной базы данных по всем природоохранным территориям Подмосковья и о природопользователях, в том числе и арендаторах земельных и лесных участков.

- Чтобы создать полную и достоверную базу данных, необходимы не только финансы, но и люди. Численность и бюджет вашего Управления позволяют это сделать? И как быстро?

- Управление состоит из нескольких отделов, каждый из которых ведет свое направление - недра, воду, лес. В отделах работают по 4-5 человек. Плюс 12 межрайонных инспекторов. Но к нашей работе подключены сотрудники лесхозов - а это несколько тысяч человек. Хотя сначала наладить взаимодействие с ними было не очень просто, сейчас отношения выстраиваются в рабочем режиме. Лесхозам вменены в обязанность функции хозяйствования, так что у них хватает и своих дел: они заботятся о почти 2 млн га подмосковных лесов, являются арендодателями лесного фонда. "Под" Министерством природных ресурсов находятся чуть более 80% лесов, 26 лесхозов. А есть еще лесной фонд в ведении Минсельхоза, Минобороны, Минобразования и ФСО.

- Какие нарушения наиболее распространены?

- Как известно, все подмосковные леса относятся к первой группе и могут использоваться только в рекреационных целях. Понятно, что их рекреационная ценность неодинакова. Для активного отдыха и т.п. используется не более 30% лесной территории, на которой, в частности, сосредоточены базы отдыха, построенные еще в 60-80-х гг. прошлого века. Большая их часть расположена в Мытищинском, Истринском, Солнечногорском и Пушкинском районах. Многие находятся в прибрежных защитных полосах. Земельные участки за этими базами отдыха закреплялись в основном ежегодными постановлениями исполкомов райсоветов народных депутатов. Затем эти участки стали приобретаться в частную собственность и по-новому "осваиваться" - в подавляющем большинстве случаев с грубейшими нарушениями лесного и водного законодательства. Яркий пример - известное дело по базе отдыха "Екатерининские валы" (Солнечногорский район), где все постройки были признаны судом незаконными и предназначенными к сносу. Всего в 2004 г. нашей службой только по лесному фонду проверено около 3000 участков, по которым выявлено более 1700 нарушений, и передано в правоохранительные органы 131 дело.

Множество нарушений связано с арендой подмосковных лесов. Так как список ее видов ограничен, в основном подаются заявки и заключаются договора на аренду для культурно-оздоровительных и спортивных целей. Но, как правило, это формальные причины. В основном, беря в аренду подмосковные леса, арендаторы решают другие задачи. К примеру, крупные застройщики хотят создать собственные базы отдыха и рекреационные зоны, примыкающие к возводимым ими коттеджным поселкам, граждане стремятся расширить переданные им в собственность земельные участки и т.д. Но необходимо учитывать, что с 1 января 2005 г. отменено действовавшее ранее положение Лесного кодекса, разрешающее застраивать различными постройками 10% лесной территории, взятой в аренду .

Сегодня в Подмосковье "для культурно-оздоровительных и спортивных целей" арендуется почти 2700 га лесных земель, в основном в Одинцовском, Истринском и Солнечногорском районах. С учетом того, что законодательная база по хозяйственному использованию указанных участков достаточно "сырая", арендаторам необходимо крайне осторожно и взвешенно осуществлять ландшафтно-строительную и иную деятельность на арендованных землях. Как говорится в известной пословице, лучше "семь раз отмерить". При этом необходимо обращаться в специализированные лесоустроительные предприятия, которые в соответствии с законом должны осуществлять разработку проектов использования участков лесного фонда. Проект должен иметь заключение Государственной экологической экспертизы, проведение которой возложено на наше Управление.

- Но владельцы дач в тех же "Екатерининских валах" говорили о том, что у них были все необходимые разрешения, в том числе и документы на землю, и что само решение суда было незаконным. К тому же называть их дачные домики коттеджами не совсем верно - это обычный средний класс.

- Закон для всех должен быть один, и нам важно создать прецедент, развивать судебную практику, иначе кто-то может решить арендовать кусочек Красной площади и построить себе там дом.

Хотя, как правило, проблемы с незаконными постройками доходят до судебных решений, а вот дальше тормозятся. Решение суда о сносе есть, но сам снос почему-то не производится. На этом этапе компетенция Управления Росприроднадзора по Московской области заканчивается, в дело должны включаться судебные приставы и выполнять решение суда. К сожалению, на этой стадии мы наблюдаем "пробуксовку" исполнения законов.

- Какова статистика нарушений природоохранного законодательства? Как и где проводятся проверки?

- Мы сейчас осуществляем целевые проверки. План утверждается на год. К примеру, на 2004 г. планом-графиком контрольных мероприятий было предусмотрено 27 проверок по сельским округам МО и отдельным природопользователям. Было выявлено 377 нарушений природоохранного законодательства. Основные - более 90% - следующие: самовольное занятие и освоение земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также нарушение режима их использования; отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Но надо отметить, что плановые проверки - это лишь 15% нашей работы. Основной ее массив составляет оперативное реагирование на жалобы, заявления граждан и юридических лиц: к нам идет вал звонков и писем от граждан. За каждым обращением закрепляется соответствующий специалист, который изучает суть дела, при необходимости осуществляет выезд на место и т.д. То есть проводится достаточно кропотливая работа, заявителю обязательно дается разъяснение со ссылкой на нормы законодательства. При необходимости применяются меры административного воздействия - штрафы, приостановка хозяйственной деятельности и т.д. Также мы работаем по поручениям органов прокуратуры и МПР России. К примеру, в наш отдел "стекаются" жалобы на рубку леса. При выяснении обстоятельств нередко оказывается, что никаких нарушений допущено не было. Люди иногда не понимают, что в лесах тоже нужно регулярно "убираться" - рубить сухостой и т.д. Мы же не жалуемся на сельхозпредприятия, которые каждую осень собирают с полей урожай? Хотя, надо признать, что средств на "уборку" лесов сейчас выделяется явно недостаточно. Раньше в Подмосковье на эти цели осуществлялось целевое финансирование, сегодня такого нет. Лесхозы поставлены в положение "коммерческого выживания". К примеру, доходы от арендных договоров, которые заключают лесхозы, целиком идут в федеральный бюджет.

В области также есть порядка 50 тыс. га лесных земель, которые находятся в оперативном управлении Москвы. К сожалению, этот вопрос окончательно не урегулирован, что приводит к частым судебным разбирательствам на тему "кто должен "руководить" этим лесом". К примеру, несколько месяцев назад руководитель Федерального агентства лесного хозяйства издал приказ о передаче этого лесного фонда в ведение Ногинского лесхоза. Этот приказ был тут же опротестован Москвой через суд.

- Понятно, что и Федерация, и ее субъекты (Москва и область) хотели бы получать свой доход от использования лесного фонда. К примеру, от той же сдачи его в аренду. Пусть для целей рекреации, но, когда в Подмосковье строится коттеджный поселок, дома у леса распродаются в первую очередь.

- Раньше вопросами передачи в аренду лесного фонда в Подмосковье занималась Конкурсная комиссия, которую возглавлял замминистра экологии и природопользования Московской области. Комиссия определяла, целесообразно или нет сдать в аренду тот или иной "кусочек" леса на всей территории Московской области. В настоящее время полномочия МПР России и субъектов РФ в этом вопросе разделены. На территории лесного фонда конкурсы и аукционы проводят территориальные агентства лесного хозяйства, а в лесах, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, - область. Произошло перераспределение полномочий, хотя теоретически представители субъекта Федерации (то есть Подмосковья) в новую Конкурсную комиссию войти могут. Понятно, что область не слишком восторженно приняла новый порядок вещей, но закон есть закон. Хотя, надо отметить, что конкурсов по аренде участков лесного фонда с середины прошлого года не проводилось.

В Подмосковье начинается постепенное движение в сторону исполнения закона о разграничении прав собственности на землю. В соответствии с последними изменениями в Лесном кодексе часть лесов - так называемые "сельхозлеса" (то есть леса, раннее закрепленные за бывшими колхозами и совхозами) - были переданы субъекту федерации, то есть области. Всего леса данной категории составляют порядка 180 тыс. га, "рассеянных" по всему Подмосковью. В основном они расположены рядом с населенными пунктами, где есть развитая инфраструктура, рядом с водоемами и т.п. Плохо то, что у нас нет общей политики использования этого лесного фонда - на самом деле весь лес, без каких-либо "делений", является экологическим каркасом и Подмосковья, и Москвы. Для решения существующих проблем целесообразно принятие территориальных схем расселения с учетом рекреационных объектов, зон, которые можно сдавать в аренду, в том числе и под какую-то застройку, и т.д. То есть для подмосковного лесфонда необходимо разработать схемы развития, по примеру правил землепользования и застройки городов.

Известно, что несколько лет назад ряд депутатов выступил с инициативой создания "буферных зон" вокруг городов. К примеру, предлагалось на расстоянии 50 км от столицы вообще ничего не строить. Эта инициатива не прошла. Ближнее Подмосковье по-прежнему бессистемно застраивается.

Однако есть альтернатива массированной урбанизации лесопарковой зоны столицы. Если создать в области мощную и развитую инфраструктуру, построить здесь современные скоростные магистрали, которые позволят за полчаса-час доехать из столицы в самый дальний уголок Подмосковья, тогда по инвестиционной привлекательности Талдомский район будет равняться Одинцовскому. И обитатели Рублевки с удовольствием переселятся в Луховицкий район. Но для этого необходимы совместные усилия и финансовые ресурсы Федерального правительства, Москвы и Московской области. С этой целью возникает необходимость принятия Федеральной целевой программы по рекреационному освоению крупнейшей агломерации России.

Дата публикации: 10:18 28 апреля 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Россия

Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду

Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду

20.01.2016 - Раздел: Рынок недвижимости

Наш читатель Александр спрашивает: "Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду?"

ГК «Савва» существенно расширяет свой строительный бизнес

08.11.2007 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица

Группа компаний «Савва» направила средства, вырученные от продажи керамического бизнеса, на консолидацию и расширение своих строительных активов в рамках компании «Волгастрой­групп».

Раздел имущества при разводе 50/50

Раздел имущества при разводе 50/50

01.02.2008 - Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Разделу подлежит совместная собственность бывших супругов, которая, в соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ), включает все, что было нажито во время брака.

Что грозит тем, кто нелегально сдает квартиру

Что грозит тем, кто нелегально сдает квартиру

01.04.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица

Практически каждый собственник жилого помещения, которое сдается в аренду, получает неплохой доход. Это считается предпринимательской деятельностью, и по закону каждый арендодатель обязан отдавать в государственную казну 13% от общей суммы полученных денег за проживание жильцов. За год аренды такого помещения может накопиться вполне приличная сумма. Однако не каждый владелец квартиры готов поделиться своей прибылью с государством.

Жилищный кодекс - социальный найм и предоставление жилья

08.02.2005 - Раздел: Рынок недвижимости

Одними из главных и важных изменений в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, который вступает в силу 1 марта 2005 года, являются положения договора социального найма.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012