Власть не готова дать москвичам их права

Распечатать новость

Добавить в закладки

Еще в июне в Мосгордуме прошли депутатские слушания на актуальную для многих тему "новые права и обязанности жителей в управлении многоквартирными домами и землей". На слушания пришли представители всех ключевых департаментов Москвы (земельного, экономического, жилищного и т.д.). Чиновникам были заданы два простых вопроса.

Во-первых, чиновников спросили, согласны ли они с тем, что нормы федерального законодательства обязательны для исполнения московскими властями?

Во-вторых, их спросили: "Если завтра к вам обратятся жители, желающие взять на себя все положенные законом права и обязанности, сможете ли вы это обеспечить?"

На первый вопрос ответ был положительный. На второй – отрицательный.

Напомним, что ЖК продекламированы права граждан на самостоятельный выбор способа управления многоквартирными домами: управляющей организацией, товариществом собственников жилья, непосредственное управление собственниками. Согласно закону, собственники квартир могут самостоятельно устанавливать размеры расходов на содержание общего имущества дома и придомовой территории, а также решать, как их использовать, не спрашивая об этом у городских чиновников. В кодексе записано, что решение общего собрания выше любых решений. А органы власти могут назначать управляющую организацию и устанавливать цены за содержание и эксплуатацию жилого фонда только в том случае, если такое собрание не было проведено.

Что касается механизмов реализации закона, то они должны быть приняты на уровне субъектов федерации. То есть, на вопрос: как и, главное, чем могут управлять собственники московских квартир, должны ответить городские власти.

Сейчас мэрия готовит "Методическое пособие к проведению собрания собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления". Этот важный (без иронии) документ должен содержать перечни работающих на территориях управляющих и обслуживающих компаний и сведения о них (стоимость услуг, кадровый состав, техника и т.п.), порядок оформления документации собрания (регистрация, протокол, доверенности, бюллетени для голосования). А также единую форму договора управления (его содержание, согласование условий, заключение, расторжение), перечень технической документации, передаваемой управляющей организации, методику составления сметы. Но беда в том, что до граждан это пособие дойдет (по плану) к концу 2005 года.

А срок, отведенный Жилищным Кодексом для выбора способа управления домом, истекает 1 марта 2006 года. Как городские власти намереваются за два месяца (январь-февраль 2006 года) организовать и провести собрания и оформить их результаты, даже трудно себе представить.

"Работа по подготовке методических рекомендаций ведется в нормальном режиме, – заявил на слушаниях представитель департамента экономической политики Евгений Тиховидов. – И нет смысла делать ее публичной и подогревать вопрос с проведением собраний до ее завершения. Обязанность проведения собраний в домах, где нет организаций жильцов (ТСЖ, ЖСК), ляжет на управы и префектуру, и они уложатся в сроки. Там же, где из-за пассивности населения эти задачи не будут решены, управляющие компании будут выбираться по конкурсу органами власти".

Нетрудно предположить, что при таком подходе к вопросу ("нет смысла делать ее публичной") пассивность населения будет просто повсеместной – и рычаги управления домом и средствами, собираемыми с жильцов, перейдут в руки компаний, выбранных префектурами.

Но и это – всего лишь верхушка айсберга. Под водой – лакомый "имущественный комплекс" (нежилые помещения и земля вокруг домов).

Сегодня ни в одном ДЕЗе нет документов по нежилому фонду. По данным заместителя руководителя департамента жилищной политики Виталия Акимкина, за четыре года, что в городе идет инвентаризация нежилых помещений в жилых домах, составлен перечень общего имущества лишь 5% городских домов. Не разработаны документы, по которым должны передаваться нежилые помещения (еще не распроданные чердаки и подвалы). То есть, не ясно, что и как передавать.

Кроме того, не решены вопросы "соблюдения справедливости" (наличие и количество свободных нежилых помещений в разных домах – разное). "Мы должны создать одинаковые условия для всех, – считает г-н Акимкин. – А также передавать нежилые помещения только на хозяйственные нужды, а не для накопления средств".

У заместителя руководителя департамента ЖКХ Андрея Широкова иная точка зрения. "Главная проблема заключается в том, что руководство города с трудом воспринимает возложенную на него Жилищным Кодексом обязанность: организовать самоуправление населения и уйти из нежилых помещений, – считает он. – Никто не хочет, чтобы была ограничена его власть. Поэтому и находятся "сложности" в решении ясно прописанных законом задач".

Еще хуже обстоит дело с землей. Это самый ценный ресурс, и поэтому здесь "сложностей" еще больше.

"Сложно предоставить права на участок, – говорит представитель департамента земельных ресурсов Игорь Шустов. – Хоть люди и объявлены собственниками общего имущества, оно нигде не описывалось и юридически не передавалось. Чтобы установить границы участка, надо соблюсти противоречивые требования Градостроительного Кодекса. Границы должны быть согласованы со всеми смежными землепользователями, но в Москве де-юре существует более сотни землепользователей, а списки собственников нам не дают. Не разработана детально и сама процедура. Существуют разные подходы к межеванию, разные нормативы. Имеют место нестыковки разных отраслей. Мы утверждаем проекты межевания, выносим на натуру, заносим в кадастр. Но, как и какой документ выдать о праве собственности – неизвестно".

Однако о самых серьезных "сложностях" рассказал юрисконсульт принимавшего участия в разработке Жилищного Кодекса Фонда "Институт экономики города" Леонид Бандорин. Оказывается, собственность на землю непосредственно под домом, которая до сих пор рассматривалась как наименее ценный ресурс, позволит защитить права собственников при покушении на сам дом.

Это, кроме всего прочего, означает, что под угрозой оказывается московская программа комплексной реконструкции жилых кварталов.

"Статья 32 позволяет выкупать жилье и землю у собственников для государственных нужд, – говорит господин Бандорин. - В Жилищном кодексе к госнуждам отнесены нужды обороны, безопасности, строительства линейных объектов (дорог).

А вот для строительства нового жилья выкупать землю нельзя".

Очевидно, московские власти будут всячески тормозить разработку правил межевания, да и проведение всей процедуры оформления земли в собственность. В Москве, по данным Бандорина, более половины (около 60%) жилых домов не имеют установленных границ земельных участков. На сформированных и учтенных в кадастре участках располагаются все дома, построенные после 1993 года. А на той застройке, что подлежит реконструкции, ни межевания, ни кадастрового учета нет вообще.

Очевидно, что городским властям выгодно, чтобы все продолжали "спать" и дальше (ЖК обязывает закончить межевание городских территорий только к 2010 году). Поэтому они и сами не готовы разбираться со всеми этими проблемами, и не могут ничего предложить гражданам, желающим начинать действовать.

Но вот гражданам сидеть и ждать у моря погоды как раз не стоит.

"Людям уже сейчас стоит организоваться и готовиться к собраниям, – советует председатель Общественного экспертного совета по самоуправлению в жилищной сфере депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев. – Надо избирать комитеты территориального самоуправления, домкомы. Выбирать управляющую компанию и очень тщательно прорабатывать заключаемый с ней договор (образцы таких договоров сейчас разрабатываются в нескольких местах). В рамках договора стоит также поручить управляющей организации оформление имущественного комплекса и земли, подготовку к созданию ТСЖ. Будет лучше, если всем этим займутся специалисты, а не энтузиасты".

Дата публикации: 10:10 29 августа 2005

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Жилая недвижимость - Москва - последние новости

Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Москва

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали предложения в элитных ЖК Москвы вне ЦАО. Минимальная стоимость предложения 11,1 млн рублей.

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Эксперты BuyBuyHouse проанализировали предложения готового жилья вблизи от конечных станций метро Москвы.

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

04.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали ситуацию на рынке апартаментов и офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити».

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

27.01.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты Skolkovo Realty назвали среднюю стоимость однокомнатных апартаментов в Москва-Сити.

Как встать в очередь на получение жилья?

Как встать в очередь на получение жилья?

25.04.2005 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России. При этом она устанавливает, что": малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012