Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью / Москва -
Недавно собственники жилья узнали о том, что лишиться недвижимости они могут не только в результате мошенничества, пожара или стихийного бедствия. Потерять свои квадратные метры можно еще и в результате решительных действий природоохранных организаций. Ярчайший тому пример — нашумевшая история со сносом коттеджей в поселке Екатерининские валы, расположенном на берегу Истринского водохранилища.
Мы решили узнать у главного инициатора «боевых действий», заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, как природозащитники могут лишить владельцев недвижимости их собственности и что делать последним, чтобы этого не произошло.
— В ходе проверок Росприроднадзора было выявлено множество нарушений природоохранного законодательства в части порядка предоставления земельных участков под застройку. Почему стало возможным такое количество нарушений? Кто и в какой мере должен нести за это ответственность?
— Есть случаи, когда представители местных властей, нарушая закон, выдавали разрешения застраивать территории водоохранных зон и государственных лесных угодий. Мы знаем немало примеров, когда чиновники покушались на самые неприкосновенные земли, такие, как особо охраняемые природные территории. К ним относится, например, Лосиный остров.
Недавно я отправил очередное заявление в генеральную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против главы Балашихинского района, который, нимало не смущаясь, раздает участки национального парка Лосиный остров. В числе прочих разрешение на строительство в этом парке выдано компании ИКЕА. Конечно, мы им строить там не дадим, но вы можно представить, что делают деньги в нашей стране.
Я уже не говорю об обычных лесах. Надо понимать, что даже при наличии большого количества денег в кармане дышать все равно чем-то надо. Московский регион и так испытывает очень серьезную экологическую нагрузку. Нельзя действовать по принципу «после нас — хоть потоп».
— Получается, что виноваты чиновники, неправомерно выделившие участок под строительство, а страдают граждане, которые купили дома на этих участках.— Не согласен. Зачастую ответственность лежит на обеих сторонах незаконных сделок. Еще несколько лет назад в России активно продавались угнанные автомобили из Европы. Потом купившие их люди сталкивались с проблемами. Но они сознательно шли на этот риск, приобретая престижный автомобиль по низкой цене. Как показало время, риск оказался неоправданным.
С поселком Екатерининские валы ситуация похожая. Но там у владельцев коттеджей нет вообще никаких законных оснований занимать эту территорию, в том числе разрешений каких-либо чиновников. В этом поселке у людей договор аренды закончился в 2000 году, а их в 2005-м не могут выселить. В какой стране мира должники на судебное исполнение приглашают бандитов?
То есть вопрос заключается в следующем: есть решение суда о сносе, и его надо исполнять, когда он вступает в законную силу.
Дискутировать можно до решения суда. Если бы в истории с Екатерининскими валами был виноват какой-то чиновник, то гражданин имеет право подать иск напрямую этому чиновнику. Но здесь просто закончился срок аренды, люди не имеют прав на эту землю. Большинство жителей поселка купили в 1999 году участки фактически за копейки. Предыдущие хозяева продали их так дешево, потому что знали: срок аренды закончится в 2000 году.
— Но знали ли об этом покупатели?
— Они поэтому так дешево и купили! Просто они думали, что в России не бывает такого, чтобы с чиновником за деньги нельзя было договориться.В тех случаях, когда виноваты чиновники, мы призываем к ответу именно их. Только в Московской области было возбуждено 40 уголовных дел против представителей власти. Единственная проблема — прокуратура не рассказывает нам о том, как ведутся эти дела. Главу района я пока в тюрьме не видел, но уголовные дела против них возбуждаются (в Одинцовском, Красногорском и других районах). Такого раньше нельзя было себе представить. Все-таки наша страна постепенно становится более цивилизованной: чиновник «нахулиганил» — возбудили уголовное дело. А если бы их уже начали сажать, коллеги из других регионов десять раз подумали бы перед тем, как подписывать заведомо неправомерные документы.
— Как вы считаете, сегодня можно посадить главу района за нарушение природоохранного законодательства? Или демократия у нас еще не «зашла так далеко»?— Я думаю, можно и нужно. Хотя сложно. Мы должны это делать, чтобы рынок становился более цивилизованным — это постепенно уже происходит. Таких ситуаций, когда вам продают участок, а документы обещают «потом», возникает все меньше.
Показательный пример подобных нарушений — ситуация с поселком Балтия. Там люди покупали здания, «висящие в воздухе», — документов на землю не было. Недавно судья оправдал Тимура Умерова, который продавал эти дома, в 17-й раз. Последний раз его арестовали с поличным, а сейчас он опять на свободе. Грубо говоря, Умеров просто приходил в лес, рубил деревья, строил дома, продавал их дешево и обещал оформить документы на землю «потом».
Теперь владельцы этих домов, среди которых немало известных людей, пытаются узаконить постройки. А как их узаконить, если эта территория была и остается государственным лесом? Если мы будем узаконивать все, что построено, то нам с вами нет смысла сидеть и разговаривать: надо брать пилы, стройматериалы и идти рубить лес — это принесет огромные прибыли.
Я считаю, что перспектива у этого поселка одна: его снесут и на этом месте посадят деревья. Конечно, владельцам коттеджей не очень приятно, что они даже при наличии денег и связей ни с кем не могут договориться, но в цивилизованной стране именно так и должно быть.
В этом году произошли очень важные изменения законодательства: в соответствии с Федеральным законом № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» все земли переводятся из категории «лес» в категорию «не лес» только через открытый аукцион. Пока в Подмосковье был продан только один такой участок. Но причин для того, чтобы лично договариваться с чиновником, с каждым годом становится все меньше. Ведь раньше система была такая: человек приходил в местную администрацию, говорил, что хочет приобрести лесной участок, они давали указание перевести его в другую категорию. В результате земля обходилась гораздо дешевле рыночной стоимости. А разница делилась пополам с чиновниками. Сейчас механизм аукциона исключает возможность подобных злоупотреблений.
— То есть тех, кто покупает под строительство участок земли, выделенный с нарушениями, нельзя считать добросовестными приобретателями? Ведь нарушения-то допустил именно чиновник...
— Мы это уже проходили. Повторюсь, десять лет назад по всей Москве продавались новые «Мерседесы» без документов по $15 тыс. Все прекрасно понимали, что «Мерседес» стоит $100 тыс., но тем не менее желающие находились. На первом же посту ГАИ их вытряхивали из машины. Теперь люди осознали, что купить лучше не там, где дешевле, а там, где законно и безопасно. Сейчас ворованные машины приобретают только в отдельных труднодоступных горных районах. В Москве это давно не имеет смысла.
То же должно быть и с землей. Если она не находится в собственности у приобретателя, если строение возведено незаконно — оно подлежит сносу. В Самаре, например, уже исполнено несколько десятков постановлений о сносе. В Москве все сложнее — здесь люди сразу созывают армию журналистов и раздувают шумиху.
Сейчас в Московской области выдано 140 исполнительных листов, предписывающих снос незаконных построек. Судебные приставы на примере поселка Екатерининские валы отрабатывают схему действий в подобных случаях. Жители искусственно затягивают процесс — не только созывают журналистов, приглашают бандитов, устраивают публичные акции, но и затягивают судопроизводство — документы из суда первой инстанции не могут уйти в Верховный суд, поскольку владельцы домов постоянно подают дополнительные жалобы. Но рано или поздно процесс завершится. Как только это произойдет, схема работы станет понятной — все 140 предписаний о сносе будут исполнены очень быстро.
— Какими полномочиями обладает Росприроднадзор, если речь идет о незаконных строениях?
— Все, что мы можем сделать с недвижимостью, — это провести проверку, по результатам которой в случае нарушений появятся соответствующие акты, предписания. В конечном счете они могут попасть в прокуратуру и далее — в суд. Все решения о сносе строений в Российской Федерации может принимать только суд. И в отличие от европейской практики — суд не первой инстанции. Например, во Франции решение о сносе объекта в природоохранной зоне принимается судом первой инстанции и исполняется, у нас всегда есть возможность и апелляционных, и кассационных процессов.
После трех заседаний судов различных инстанций может быть принято решение о сносе, и то только в том случае, когда вы не можете представить никаких документов в свою защиту — например, когда произошел самозахват территории или срок аренды участка давно истек. Мелкие нарушения (проблемы с ливневыми стоками или необходимость укрепления берега) во время судебных процессов, как правило, устраняются.
— В каких случаях у природоохранных организаций могут возникнуть вопросы к владельцам загородной недвижимости? Какие постройки могут быть признаны незаконными?
— Есть четкие и понятные правила. В том случае, если дом расположен недалеко от реки или озера, в пределах 20 м от кромки воды нельзя строить заборы — доступ к водоемам должен быть открыт для всех. Ведь не зря они называются общественными. В зоне 50 м от воды существуют ограничения санитарные, касающиеся укрепления берега и его склонов, обустройства стоков, а в 500-метровой зоне есть ограничения на строительство. Во всех этих случаях необходимо проведение экологических экспертиз и получение соответствующих разрешений.
Другой тип земель, где строительство ограничено, — леса. Разрешение выделить лесной участок под застройку может дать только правительство РФ, а право вести строительство предоставляется исключительно в ходе аукционов.
И конечно же всякое строительство запрещено в зоне особо охраняемых природных территорий. Так что я бы посоветовал всем, кто собирается приобретать земельные участки или дачи, проверять наличие необходимых разрешений и отказываться от покупки, если документы не в порядке.
— Ранее вы заявляли, что при строительстве жилых комплексов «Алые паруса», «Воробьевы горы» и делового центра «Москва-Сити» были допущены нарушения с точки зрения природоохранного законодательства. Но дальше дело не пошло. Почему?
— Заключение государственной экологической экспертизы на эти объекты действительно не было получено. Но все документы, касающиеся этих зданий, у нас забрал Ростехнадзор, решение будет принимать он. Мы неоднократно сталкивались с тем, что даем отрицательный ответ по результатам экспертизы, запрещаем строительство, а в Ростехнадзоре предоставляют положительное заключение. Но сделать мы ничего не можем — это тоже федеральное ведомство, мы не имеем права оспаривать его решения.
— Может ли быть признан незаконно построенным многоквартирный дом? Подлежит ли он сносу и как в этом случае быть с правом собственности граждан на жилье?
— Прежде всего, хочу привести такой пример: если бы перед началом строительства «Трансвааль-парка» были проведены необходимые исследования, получены все согласования — трагедии можно было бы избежать. Ведь экологическая экспертиза в данном случае подразумевала бы и проведение гидрологической экспертизы, все особенности этого участка и потенциальные риски учли бы еще при проектировании и строительстве.То же самое — с жилыми домами. Если есть какие-то сомнения в том, что дом построен правильно, — надо проводить исследования, постоянный мониторинг, и в случае необходимости такие дома расселять. Но проводиться это должно за городской или государственный счет, поскольку жители в данном случае ни в чем не виноваты, они являются добросовестными приобретателями.
— В прессе неоднократно сообщалось, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деревне Усово Одинцовского района было выявлено, что Михаил Касьянов владеет коттеджем на большом участке земли. Росприроднадзор также проводил проверку в Троице-Лыкове, где в Сосновке-1 расположена еще одна дача экс-премьера. Были ли в ходе этих проверок выявлены нарушения природоохранного законодательства и имеет ли Росприроднадзор претензии к Михаилу Касьянову?
— Мы не имеем к этому делу прямого отношения. Историю раздули журналисты, они сами обратились к нам с просьбой о проверке. Мы ее провели и выяснили, что на дачу в Сосновке нет заключения экологической экспертизы. Но при желании, устранив все нарушения, необходимые документы получить можно.
Мы также сказали, что помимо дачи в Сосновке у Касьянова есть еще земля в Усове, которая стоит десятки миллионов долларов. С точки зрения охраны природы это нарушением не является. Но если говорить о моей личной позиции — я считаю, что человек, который уличен в подобной нечистоплотности, не имеет права баллотироваться в президенты.
— Уполномочен ли Росприроднадзор взимать штрафы с нарушителей природоохранного законодательства и могут ли эти средства направляться в бюджет вашего ведомства?
— Да, мы имеем право взимать штрафы, но все эти деньги остаются в местных бюджетах, причем местные власти могут их расходовать по своему усмотрению, без всяких ограничений. Направлять эти деньги на природоохранную деятельность никто не обязан. Хотя я считаю, что если деньги взяты с нарушителя за ущерб, нанесенный природе, то и направлять эти средства надо на защиту природы.
Дата публикации: 17:51 11 октября 2005
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru