Архитектор обязан быть психологом

Архитектор обязан быть психологом

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Юрий Пантелеймонович Григорьев - первый заместитель главного архитектора города Москвы - директор Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Родился 29 мая 1932 года в поселке Кулотино Новгородской области. В 1956 году закончил Московский архитектурный институт. Автор крупных реализованных проектов жилых комплексов кондоминиумов ("Золотые ключи", "Синяя птица") и крупных многофункциональных комплексов: "Берлинский дом" на улице Петровка, "Макдоналдс" в Газетном переулке, выставочный комплекс "Новый Манеж" в Георгиевском переулке. Академическая школа акварели в Гороховском переулке. Автор многих серий жилых домов, памятников и др. Ю.П. Григорьев - действительный член Российской Академии архитектуры и строительных наук. Международной Академии архитектуры. Российской инженерной Академии, член-корреспондент Российской Академии художеств, член Союза архитекторов, член президиума МО РОИС, академик Белорусской Академии архитектуры, член редколлегии журнала "Промышленное и гражданское строительство". Заслуженный архитектор России и Белоруссии, лауреат премий Совета Министров СССР и Правительства РФ, Почетный архитектор России, Почетный строитель России и Москвы. Один из ведущих специалистов страны в области формирования комплексной жилой среды.

Идеи и суждения, высказываемые Юрием Пантелеймоновичем, порой очень резкие, неоднозначные, принимают их далеко не все. Но не прислушиваться к мнению корифея московской архитектуры и строительства нельзя...

О "хрущевках" и "панельщине"

- В следующем году наш институт будет отмечать 55-летие. Сначала было проектное бюро, и появилось оно в связи с постановлениями партии и правительства времен Н.С. Хрущева, суть которых была в том, чтобы дать людям дешевое, доступное жилье. После войны люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Я помню то время, сам с родителями жил в коммуналке, большой, населенной покомнатно, с общим, извините, сортиром, с общей кухней с керогазом...

Сегодня принято ругать "хрущевки". А тогда люди были счастливы, получая отдельное заселение на семью. Пусть там сидячая ванна, пусть 2,45 высота потолка, пусть кухонька пять метров - для тех времен это было огромное социальное достижение. Задачи по освоению больших объемов строительства, поставленные тогда правительством перед строителями и архитекторами, можно было решить только индустриальными путями.

Сейчас слово такое ругательное есть: "панельщина". А ведь именно скорость и простота возведения, технологичность в то время очень выручали. Огромные объемы строительства определяли использование индустриальных методов возведения жилья. Вот так и получилось: с одной стороны, социальное обеспечение людей жильем, с другой - нивелирование, уничтожение индивидуальности застройки наших городов, начиная с Москвы...

Но время шло, технический прогресс двигал систему. Появился первый домостроительный комбинат, затем второй, и они исправно давали на-гора квадратные метры в одинаковых домах. Планировочные решения немного улучшались, кухоньки становились больше, комнатки - раздельными, а не проходными, в домах появились балкончики, лоджии. Но все было на уровне примитивного массового валового подхода. Следует отметить, что при этом на многие годы в нашей стране архитектор был практически отключен от работы именно из-за этого.

На самом деле проблема крыши над головой - вечная во всех странах и во все времена, ведь человечество плодится и размножается. Появляются новые семьи. Каждая семья хочет иметь отдельную квартиру. Специалисты, которые работали над этими проектами, были заложниками однобокой технологии: только квадратные метры, все было направлено на то, как сделать их дешевле и больше.

О строительстве и истории

Строительная отрасль после войны пережила несколько этапов. С 1957-го по 1963-й - время поиска оптимальных, предельно экономичных примитивных планировочно-технических решений на основе индустриальных методов производства. Об архитектуре тогда и речи не шло...

Второй этап можно считать с того момента, когда дома начали расти вверх: 9, 12, максимум 14 этажей, те же панельные, блочные, затем каркасно-панельные дома, с разной конструктивной системой, но тоже примитивные. Совмещенная кровля, которая течет и промерзает, отсутствие вестибюлей, нехватка лифтов, все на минимуме...

Следующий период - 1970 - 1975 годы. Дома уже до 16 этажей, панельные, панельно-блочные, каркасно-панельные. Принципы те же. Все сборное. В соответствии с общесоюзными нормативами на жилье были немножко увеличены площади.

Характерная особенность строений этих периодов - когда вы едете мимо и не видите солнца, то не знаете, в каком районе находитесь. К концу 80-х годов начался период поэтапного совершенствования уже имеющихся серий. Но в эти годы появился и домостроительный комбинат № 4, который, с моей точки зрения, был абсолютно не нужен, потому что он практически повторял технологии других комбинатов. Помню, на градостроительном совете на полном серьезе обсуждался вопрос о полной сходимости конструкций на всех домостроительных комбинатах Москвы. Аргумент был: экономика должна быть экономной, удешевляется строительство, меньше марок изделий и т.д. и т.п. Я, как архитектор, восстал против этого, и меня чуть не убрали с должности, как мешающего этой строительной политике.

Главная отрицательная особенность всех этих этапов заключается в том, что никто не считал затраты на эксплуатацию, что очень важно. И это происходит, как ни странно, до сих пор!

Спасение наступило с приходом Юрия Михайловича Лужкова и Владимира Иосифовича Ресина к руководству городом. Они оказали поддержку моим идеям, проверенным на практике, когда я был главным архитектором Минска, направленным на полное обновление, на создание нового поколения не только жилых домов на блок-секционной системе, но и жилой среды в целом, комплексной жилой среды.

Пятый период, с 1994-го по нынешнее время - создание нового поколения "индустриальных" домов на базе фактически тех же технологических линий наших комбинатов, но с переходом на адресные принципы проектирования и строительства. Этот процесс проходил очень сложно. Все привыкли считать количество "пресловутых" марок-изделий, не видя конечного результата - многие руководители привыкли к "валу", и эта инерция мышления во многом затронула отрицательно и творческое мышление проектировщиков, приученных к "нельзя". Само понятие типового жилья в результате борьбы за новое кардинально изменилось, хотя до сих пор оно во многом дисквалифицировано результатами предыдущей работы: "типовуха" - ругательное слово! Я даже название института, который мне доверили в 1994 году, в то время, когда он погибал, поменял: он был институт типового проектирования, а сейчас ведущий научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования. Но "типовушное" клеймо до сих пор на нас остается, хотя мы уже лауреаты, и не единожды, всяких премий, а последние премии Правительства России мы получили дважды, и именно за индустриальное жилье - за достижения в этой области, включая архитектурно-планировочные решения, которые отвечают сегодня международным стандартам.

Об инсоляции

По нашим нормам, чем выше дома, тем больше должно быть расстояние между ними. Это нормы пресловутой инсоляции, которой нигде, кроме как у нас, в мире нет. Солнце, проходящее через современные евроокна, не дает ультрафиолета. Зато между домами ничего поставить нельзя. Все кричат, что земли у нас нет, а я говорю: отмените устаревшие нормы инсоляции, и тогда мы сможем применить более плотную застройку, как во всех цивилизованных странах. Там строят в основном малоэтажное жилье (так называемая плотная ковровая застройка), при этом оно имеет такую же плотность, как у нас, когда мы лезем вверх.

Человек - земное существо, выше 12 этажей он уже чувствует себя в самолете, ему некомфортно. Высотными на Западе строят офисы, деловые центры, где люди лишь работают, а жилье в основном малоэтажное, приближенное к человеческим масштабам, и потому комфортное...

Об "архитекторах-транжирах"

Институт получил заказ: проектирование жилого комплекса на Рубцовской набережной на основе нашей серий П-44 Т. У многих существует устойчивое мнение: если серия, то "типовуха", раздаются призывы - долой крупнопанельное домостроение.

Я решил на Рубцовской доказать, что можно делать жилые комплексы, градостроительные ансамбли с использованием панельного домостроения, но имеющие индивидуальное решение - разной этажности и архитектуры, с мансардами, с современными квартирами, с современным уровнем технического и инженерного оснащения квартир... Хочу еще раз подчеркнуть: последние серии блок-секций соответствуют всем европейским стандартам. Еще одна визитная карточка МНИИИТЭП - новая серия ДСК-3 П-ЗМ. Она самая дешевая и самая гибкая с точки зрения индивидуального домостроения.

Чем она хороша? Отказ от облицовки плиткой. Дома красят, то есть архитектор может поиграть цветовым колоритом на фасадах.

Вестибюли оборудованы подъемником для инвалидов. Есть комната охраны, лифты мы спустили на уровень вестибюля. Увеличили шаг поперечных несущих конструкций с 3,60 до 4,20 метров. Внедрили эркерную систему во все комнаты, а комната с эркером уже другая по комфортабельности. Нет кухонь меньше 12 метров. Начиная с трехкомнатной квартиры, имеется гостевой санузел, ванна при спальне. Разве можно сравнивать это уровень проектных решений, реализованных через экспериментальное строительство, с предшествующими подходами?

Жилая застройка города сегодня изуродована самовольным остеклением. Я два с половиной года пробивал обязательное остекление лоджий. Только благодаря Ю.М.

Лужкову это осуществилось. Но строители категорически против: невыгодно, дополнительные усилия, затраты... В результате архитектура жилого ансамбля на Рубцовской набережной изуродована самодельным остеклением из-за отказа руководства ДСК-1 остеклить лоджии.

Мнение, что архитекторы - транжиры, только начинает меняться. Сегодня многие понимают, что особенный, запоминающийся облик города и комфортность проживания в нем, - это прерогатива творческих людей. Но психология безликого квадратного метра, к сожалению, до сих пор существует. Что-то изменить в отлаженной технологии и сегодня на ДСК - целая проблема. Правда, здесь здорово помогла конкуренция, которой раньше не было. Сейчас действуют тендерные системы, конкурсы. Но я недавно поднял вопрос: выиграет, допустим, один комбинат целый квартал, и что, целый квартал будет из их одинаковых домов? Понятно, здесь необходим тандем: производство ДСК и наше архитектурное композиционное решение. Адресность и эстетика необходимы в застройке. Надо применять различные системы для создания комплексной, красивой жилой среды, а не одни и те же технологии. Хватит рассматривать дома лишь как квадратные метры. Пора бы понимать, что мы строим город, мы должны создавать уютную, красивую масштабную человеку среду, адресную с индивидуальной архитектурой и благоустройством. Вот тогда это будет "малая Родина".

Об инженерных технологиях и архитектурных идеях

Вот последний пример: дом между Царицино и Москвой-рекой, Борисовские пруды, уникальная площадка. Решили там индивидуальный, силуэтный комплекс возвести. Конкурс был среди панельщиков. Выиграл ДСК-1. Мы предложили довольно интересное решение: костяк делаем из монолита, а затем панели будем навешивать. Только дайте мне, как архитектору, возможность добавить в используемую серию новые конструктивные элементы. Зачем усложнять - был ответ - не будем это делать, нам это не выгодно. Конечно, главный архитектор города объективно требует здесь индивидуальное проектное решение, и он прав.

Юрий Михайлович постоянно требует: обновляйте технологии, Владимир Иосифович на каждом заседании говорит: берите самое современное и прогрессивное и внедряйте. Но инерция мышления "квадратными метрами", недооценка роли архитектурных поисков и экспериментов еще сильна - прежде всего на домостроительных комбинатах, в Москапстрое, да и не только там. Весь мир работает на крупнопанельном домостроении, но в сочетании с монолитным. Всю конструктивную, несущую систему дома проще на месте сделать монолитной. Монолит позволяет сделать дом архитектурно интересным, с разнообразными параметрами квартир и т.д., и его производственную базу надо активнее развивать.

Хотел бы подчеркнуть: что-то получается, когда инженерные технологии домостроительных комбинатов сочетаются с нашими архитектурными идеями. Нам не надо сегодня менять планировку квартир, она отработана уже до предела. "Рубашку" надо поменять, внешний вид. Должны быть на наших заводах цеха доборных архитектурных элементов для фризов, лоджий, для оформления лестничной клетки, входа, завершения лифтового хозяйства, для верхушки, самого видного места любого дома, для колористики, для остекления. Вот эта задача номер один. Мы сделали альбомы доборных элементов, они лежат без движения на комбинатах. Лежат, к сожалению, без всякого использования под любым предлогом. В результате имеем снова массу домов, пусть даже красивых, но одинаковых, как рота солдат в одинаковой форме. Отсюда и понятие "типовухи". Вот одна из главных проблем сегодня в массовой жилой застройке, которую надо срочно решать!

О проектах в регионах

Московские архитекторы много проектируют в регионах. Я курировал формирование жилой застройки в Ярославле,Тамбове, под моим руководством там строится район Московский. Для Калуги мы сделали сборно-монолитные дома. Всегда нужно помнить - покупая проект, "регионалы" хотят быть уверены, что жилье будет не только комфортабельным, но и дешевым. Они готовы платить за экономию.

В то же время, убежден, что нельзя копировать московские проекты в регионах - это снова будет нивелировка, потеря индивидуальности, архитектурной особенности города. Архитектура должна быть адресной. Нужно создавать проект под каждый конкретный регион, с учетом его особенностей, климата, географического положения и покупательной способности населения.

О будущем

Сегодня индустриальное домостроение спасает положение, прежде всего, в решении задач массового жилого строительства, и будущее тоже за ним. Я совершенно убежден в полнейшей бессмыслице пророчеств по поводу отмирания такого домостроения. Просто его надо постоянно совершенствовать, идти вперед и поэтапно, оперативно переходить на сборно-монолитный вариант: часть заводского изготовления, часть на месте. Строителям это даст мобильность, а архитекторам даст возможность творчески пофантазировать, разнообразить городскую архитектурную среду. Небольшая модернизация массового индустриального строительства открывает огромные перспективы улучшения, как планировок квартир, так и внешнего вида жилья. Мало того, что мы сможем жить в комфортных, удобных квартирах, так и внешний вид домов будет соответствовать лучшим европейским образцам, не подавлять горожан, а, наоборот, достойно отражать лицо города, подчеркивать его индивидуальность, органично вписываться в окружающую природу, а чем больше город, тем больше в нем должно быть зелени, воды, ландшафтной архитектуры.

Архитектура - это идеология, а строительство - исполнение, реализация в натуре этой идеологии. К сожалению, инерция мышления прошлых лет в этом важном постулате еще сильна.

Но я уверен, что архитектор наконец станет тем, кем должен быть - одновременно художником, инженером, социологом и обязательно психологом.

Дата публикации: 12:32 20 октября 2005



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Москва

Инвестиционная квартира в Москве может принести до 34 процентов годовых- эксперт

Инвестиционная квартира в Москве может принести до 34 процентов годовых- эксперт

21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.

Рынок апартаментов Москвы встает на «петербургские» рельсы

Рынок апартаментов Москвы встает на «петербургские» рельсы

16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.

ЖК «Вестердам»: 100 счетов эскроу

ЖК «Вестердам»: 100 счетов эскроу

10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.

В Новой Москве растут цены на новостройки

В Новой Москве растут цены на новостройки

09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.

Девелоперы вносят вклад в безопасность граждан

Девелоперы вносят вклад в безопасность граждан

09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство

Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012