Раздел: Новостройки и строительство / Москва
Сегодня практически ни одно регламентное совещание, которое проводит еженедельно руководитель московского строительной комплекса Владимир Ресин, не проходит без обсуждения хода реализации Целевой программы реорганизации производственных территорий и вопросов гаражного строительства в Москве. На ежедневных рабочих совещаниях у первого заместителя руководителя московского стройкомплекса Константина Королевского, курирующего среди прочих и эти два направления деятельности Департамента градостроительной политики, вопросам промзон и гаражного строительства также всегда уделяется пристальное внимание. И не случайно.
От их грамотного решения зависят градостроительное и социально-экономическое развитие нашего города, его здоровая экология и комфортность проживания. О задачах, которые оперативно приходится решать Управлению освоения резервных территорий и гаражного строительства города Москвы, рассказал начальник Управления Сергей Колегов.
- Управлению освоения резервных территорий и гаражного строительства уже год. Вам поручено возглавить одно из серьезных и перспективных направлений деятельности департамента. Как вы оцениваете результаты работы управления за истекшее время?
- Вся территория Москвы - около108 тыс. гектаров. Из них 21 тыс. -производственные территории. Собственно промышленность занимает не больше половины, а остальное, это НИИ, учебные заведения, коммерческие, транспортные и складские объекты, предприятия культурно-бытового обслуживания. Поэтому подготовить крупные территории для массовой застройки сейчас трудно. Взять хотя бы "Южный порт" или "Калошино", на территории которых расположено несколько сотен предприятий и организаций, площадь каждой из этих промзон превышает 600 га.
Есть более компактные промзоны, на территории которых размещается одно или несколько крупных предприятий, такие как "Прожектор", "Фрезер", "НАМИ", а также вспомогательные производства этих предприятий.
В соответствии с утвержденным Генпланом города до 2020 года планируется освободить от производственных функций почти пять с половиной тысяч гектаров. При этом площадь городской территории, занятая объектами промышленности и науки, только увеличится. В целом, несмотря на сложность поставленных Правительством города задач, можно сказать, что Управление справляется со все возрастающей нагрузкой.
- Каким образом вам приходится выстраивать взаимоотношения с собственниками производств и предприятий, подлежащих реорганизации! Ведь, вероятно, мало кто хочет, чтобы его предприятие было реорганизовано.
- Сохраняемые промзоны - это, в первую очередь, территориальные ресурсы для развития промышленности. И наша задача обеспечить градостроительными методами условия для сохранения и развития научного и промышленного потенциала города, в том числе при перебазировании производств на новые площадки, когда одновременно с перебазированием осуществляется модернизация производства. Разработка градостроительной документации и согласование условий ее реализации с собственниками выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Если городу нужно, чтобы по территории промзоны прошла дорога, либо использование территории не соответствует природоохранному законодательству - значит, необходимо изменять границы земельных участков, занимаемых предприятиями. Возможны также денежные компенсациии перебазирование всего предприятия, как это предусмотрено Гражданским кодексом.
К сожалению, нормативной базы недостаточно. Нет закона о резервировании территорий для выполнения градостроительных решений. Да, есть Гражданский кодекс, есть установленный порядок компенсаций собственникам, но этого мало.
Еще одна проблема - это реализация проектов с невысокой инвестиционной привлекательностью - например, развитие природного комплекса.
- Опишите, пожалуйста, кратко для наших читателей направление деятельности вашего Управления.
- Если коротко, суть этой работы заключается в следующем: у города есть Генеральный план развития до2020 года, градостроительные планы развития округов и районов. В этих документах - основные направления градостроительного развития крупных территорий. Конкретные мероприятия содержатся в проектах планировок, транспортных и отраслевых схемах, проектах организации санитарно-защитных зон. Наша задача - разработка этих проектов планировок, контроль за их реализацией в соответствии с Генеральным планом.
- Вы сказали, что ощущаете недостаток законодательной базы. В чем это проявляется?
- В первую очередь - недостаточное законодательное регулирование использования внутригородских территориальных резервов. Предполагалось, что будет принят отдельный федеральный закон, разработанный в развитие действующего Земельного кодекса. Однако эта работа не была выполнена. В недавно принятом Градостроительном кодексе этот раздел также отсутствует.
- Имеется ли у Москвы практический опыт освоения резервных территорий?
- Разумеется. В настоящее время фактически завершен вывод вредных производств из центра города. До недавнего времени здесь действовали гальванические и красильные цеха. Наиболее значительные объекты, введенные на реорганизованных территориях, - фундаментальная библиотека МГУ, третье транспортное кольцо.
Ведется комплексная застройка территории между проспектами Вернадского, Мичуринским и Ломоносовским, района "Печатники", Северо-Западного и Западного округов.
- Взять, например ситуацию с учебные заведениями. У каждого вуза имеются различные помещения, учебные корпуса, разбросанные по всей Москве. Как Управление решает вопросы по реорганизации этих территорий?
- Наличие у предприятия нескольких площадок, безусловно, дает дополнительные возможности при выполнении компенсационных мероприятий при освобождении одной из площадок. Вместе с тем Гражданским кодексом не предусмотрен различный порядок компенсаций собственникам, в зависимости от количества занимаемых земельных участков. Если есть надлежащим образом, оформленные права на недвижимое имущество и оформленные земельно-правовые отношения, компенсация при освобождении земельного участка - обязательна.
- Эти права всегда ли законно оформлены?
- Неоформленных договоров аренды, а тем более прав на недвижимое имущество крайне мало. Есть не продленные договоры аренды, но и по ним арендные платежи, как правило, не задерживаются.
- Существуют ли взаимные пересечения интересов, спорные вопросы между муниципальными и федеральными властями в подходе к освоению резервных территорий?
- Если это федеральная собственность, то без учета интересов Российской Федерации не принимается ни одно градостроительное решение.
- Тема гаражного строительства весьма болезненна для автомобилистов. Наш город перенаселен, транспортные потоки огромны, автомобильных стоянок, мест, где разместить автомобили, не хватает. Ваше Управление занимается подобными вопросами?
- В городе работает Целевая программа гаражного строительства, за реализацию которой отвечает Управление. Основные объекты, строительство которых предусмотрено программой, - это многоэтажные гаражи-стоянки, объекты двойного назначения, перехватывающие стоянки -это известная во всем мире практика. Наша задача - уменьшить парковочную нагрузку на улично-дорожную сеть. Самой по себе улично-дорожной сети не хватает, это уже видно по плотному потоку машин. К тому же пропускная способность магистралей затруднена и в результате того, что дороги и улицы используются как стихийные парковки. Особенно это заметно в Центральном округе.
Проблем много. В Центральном округе скапливается огромное количество машин, чьи владельцы въезжают сюда на работу, и наша задача - увеличить количество парковок как для этой категории граждан, так и, безусловно, для самих жителей Центрального округа. В других округах, ближе к периферии города, задача другая - хранение личных машин на придомовом пространстве. И здесь есть определенное отставание: не все жилье у нас обеспечено специальными парковками, а тем более муниципальное. Строительство жилья с подземным гаражом автоматически влечет за собой его удорожание. Поэтому строятся отдельно стоящие парковки, для которых найти свободные площадки с каждым годом труднее.
- Проекты, о которых вы говорите, связаны напрямую с работой НИиПИ Генплана! Или вы работаете с Институтом гаражного строительства?
- Основной исполнитель градостроительных работ - НИиПИ Генплана. Специализация Института гаражного строительства - отдельные объекты. Этой организацией за последние годы накоплен значительный опыт проектирования паркингов с применением современных материалов и конструкций. Поэтому многие инвесторы, выиграв конкурс на право застройки, заказывают проектную документацию Институту гаражного строительства.
- То, о чем вы говорите, касается только крупных мегаполисов или это все может быть в других городах России, с меньшим количеством жителей?
- Проблема нехватки парковочных мест может возникнуть в любом городе России.
Надо понимать: важна пешеходная доступность от места, где человек работает или куда он приехал за покупками, до места, где припаркована его машина.
Еще одна проблема - большие территории, занятые плоскостными гаражами. При ограниченных территориальных резервах любого города концентрация плоскостных гаражей в многоэтажные паркинги - это тот путь, который, наверное, предстоит пройти многим городам страны.
- Занимается ли Управление вопросами временных гаражей, пресловутых ракушек, убрать которые не планировал только ленивый?
- Главным образом, решение этих вопросов в ведении Комплекса городского хозяйства и префектур. Конечно, там, где планируется строительство крупных многоэтажных паркингов, проведение конкурсов на подбор инвесторов, на территориях, занятых такого рода объектами, мы работаем вместе.
- Безусловно, опыт такого рода интересует крупные мегаполисы. Какими рекомендациями вы могли бы поделиться с исполнительными властями регионов?
- Несмотря на резкие экономические и политические изменения, которые произошли за последние 15 - 20лет, в Москве сохранен и постоянно совершенствуется очень важный раздел управления городским хозяйством- планирование территориального развития. На заседаниях Правительства Москвы, наверное, чаще остальных выступает главный архитектор города А.В. Кузьмин. По опыту работы в Госстрое Российской Федерации я знаю, что с таким вниманием к планированию территориального развития, градостроительству, как в Москве, относятся далеко не все руководители исполнительной власти других городов.
- Не могу не спросить о проекте "Народный гараж", о котором все говорят.
- Количество легковых машин, которыми москвичи пользуются каждый день, постоянно растет. При отсутствии мест для организованного хранения таких машин стихийные парковки возникают на газонах, детских площадках, любых проездах между жилыми домами. Необходимость строительства парковок очевидна. Вместе с тем строительство любого объекта в сложившейся застройке редко одобряется всеми жителями микрорайона. "Народный гараж" - это способ повысить комфортность проживания москвичей за счет строительства парковок на обжитых территориях, там, где жители договорились, в первую очередь, между собой о том, какой гаражный объект им нужен.
Стоимость этих объектов фактически равна себестоимости строительства. И оплачивают строительство жители микрорайона, в котором строится гараж. В помощь им во всех административных округах города созданы управляющие компании.
Централизованно, на уровне города, решаются вопросы разработки предпроектной и проектной документации. Сделано это для того, чтобы максимально сократить сроки согласований. "Народный гараж" может быть небольшим, на 30 - 50 жителей и нанимать для проектирования и строительства такого объекта квалифицированную службу заказчика накладно, поэтому в городе создана система, которая существенно упрощает реализацию программы.
- В регионах схема "Народный гараж" реальна?
- Да. Безусловно.
- Как вы оцениваете перспективы развития Москвы, каким видите наш город?
- В первую очередь - стабильно развивающимся. Градостроительные решения по развитию города, заложенные в Генеральном плане, в том числе по направлениям работы Управления, сделают городскую среду более комфортной для жителей и гостей столицы.
Дата публикации: 17:52 20 октября 2005
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru