Раздел: Жилая недвижимость / Элитная недвижимость / Санкт-Петербург -
Сейчас в Петербурге строится около 60 объектов элитного и высококомфортного жилья (в иных классификациях — «элита класса А» и «элита класса В», встречается даже термин «субэлита»), и это, без учета малоэтажной стройки, составляет пятую часть всего объема предложения на первичном рынке. Объем предложения дорогих «квартир секонд-хенд» оценивается примерно в 300 единовременно предлагающихся объектов. На рынке строительства элитный, а если не вдаваться в дебри терминологии, дорогой сегмент начинает играть ведущие роли, и в сложившейся ситуации это вполне закономерное явление.
В «географическом» смысле лидеры элитного домостроения – Центральный, Петроградский и Василеостровский районы, что неудивительно. На периферии Петербурга лишь формируются дорогие «предместья», и общее ощущение, что «элита» – это центр города, «парадный Петербург», по-прежнему сохраняется. В том числе и у покупателей дорогого жилья.
Около 350 тыс. кв.м жилья, введенных в прошлом году, на рынке называют «элитными и высококомфортными» – за неимением серьезной альтернативы. Больше того, этот сегмент – единственный динамично развивающийся и по сей день, невзирая на общую стагнацию: прошлогодние показатели на 50–55% превышают итоги 2003-го и в 2,5 раза – 2002 года.
В первом полугодии 2005-го стоимость жилья на первичном рынке элитного сегмента росла в среднем на 1–2% в месяц.
Теперь, в III квартале, ценник составляет $2,5–7 тыс./кв.м в зависимости от местоположения и степени готовности объекта, а высококомфортные квартиры – $1,5–2,5 тыс./кв.м.Рост цен – характерная особенность дорогого рынка (и первичного, и вторичного). Во время ажиотажа конца 2003–начала 2004 гг. темп роста был ощутимо ниже, чем на «массовом» рынке, однако он не прекращался во время стагнации, продолжается и сейчас. В «Золотом треугольнике» с июня минувшего года (начало стагнации на рынке жилья) к весне нынешнего рост средней цены предложения на вторичном рынке составил около 7%. В большинстве районов типовой застройки динамика отрицательная.
Правда, в течение этого года ценник элитного сегмента практически не изменился – как в среднем по престижным районам, так и по типам квартир. Однако произошло это на фоне весьма увеличившегося предложения, обычная реакция на которое – снижение цены. В структуре предложения рынка купли-продажи элитного и высококомфортного жилья наибольшую долю занимают 3-комнатные квартиры (33% от общего объема предложения), а также многокомнатные квартиры (31%). Меньше всего предлагают «единичек» (6%), но они дефицитны по определению: в центре исторически преобладает просторное жилье.
На дорогом рынке новых домов, где сохраняется активность продаж, динамика цен чуть иная. На большинстве отдельных объектов она практически не менялась. В среднем по рынку элита класса А (сегмент, наиболее отвечающий высшим требованиям) показывает тенденцию к постепенному росту. Это значит, что новые проекты выводятся на рынок по цене равной или несколько выше существующей. А средняя цена элиты класса В (не вполне удовлетворяющей требованиям к элитным объектам, преимущественно – по местоположению) снизилась. В основном это связано с дефицитом участков в центре города. Постепенно в этом сегменте все увеличивается доля объектов с недостатками локации, следовательно, с более низкой стоимостью. В результате эксперты затрудняются прогнозировать конъюнктуру к концу текущего года. В частности, Михаил Бимон, начальник департамента маркетинга корпорации «Петербургская недвижимость», отмечает, что колебания цен первичного рынка на коротком временном отрезке зависят от темпов продаж на конкретном объекте, от стадии строительства, в конце концов – от маркетинговой стратегии компании-продавца. И «тренд» в целом по рынку элитной недвижимости может принять в итоге любое направление, но без резких скачков. Сергей Бобашев, начальник аналитического отдела ГК «Бюллетень недвижимости», полагает, что рост цен на вторичном рынке дорогого жилья составит в IV квартале 1,5%.
Так или иначе, «дорогой» рынок наименее подвержен локальным кризисам, и чем ценовой сегмент выше, тем крепче его защищенность от колебаний. Эксклюзивное предложение будет расти в стоимости несмотря ни на что, так как на платежеспособность такого спроса может оказать влияние лишь катастрофа национального масштаба (вроде смены политической системы и национализации), способная уничтожить миллионные состояния.
Платежеспособные петербуржцы в основной массе стремятся приобретать жилье вне центра города, тем более что на окраинах появляется достаточно дорогое предложение, формально даже более соответствующее уровню «комфорт», чем в центре. Во многом спрос на жилье в центре пока преследует либо презентационные цели, либо это иногородние интересанты, для которых актуальна «историчность», или есть неограниченные возможности обеспечить комфорт в любых условиях.
Появляется прослойка ностальгирующих петербуржцев, долгие годы работавших вне города. Для многих из них «вернуться» означает вернуться именно на Крюков канал или Таврическую.
В любом случае спрос на дорогую и тем более эксклюзивную недвижимость столь же «эклектичен», как и сам этот рынок, но и так же постоянно, хотя и небыстро, растет.
Как вывод специалисты констатируют появляющийся дефицит ликвидных элитных объектов вкупе с ежегодным увеличением спроса на жилье высококомфортное: обычно новое строительство или реконструкция в центре города. По данным компании Colliers International, сейчас при покупке наиболее популярны квартиры площадью 100–200 кв.м стоимостью $2–2,5 тыс./кв.м, расположенные в центральных районах. Доля элитного жилья в общем объеме спроса в III квартале 2005 года составила порядка 7,5%.
По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос в Петербурге – примерно 300 квартир стоимостью около $2 тыс./кв. м и на первичном, и на вторичном рынках.
На рынке дорогой аренды, который делится на два сегмента: кратко- и долгосрочная аренда, серьезных изменений за лето не произошло. На короткие сроки элитные и высококомфортные квартиры сдаются по $50–300 в сутки, при этом в пик туристического сезона ставки достигают $400/сутки. Ценник на долгосрочную аренду варьируется от $600 до $5000 в месяц, в зависимости от района и месторасположения здания. Наибольшую долю (47%) в структуре предложения на длительный срок занимают трехкомнатные квартиры.
Показатели развития рынка офисной недвижимости Петербурга признаются вполне позитивными, а прогнозы до конца года – скорее оптимистичны. Хотя эксперты при этом замечают, что дефицит постепенно восполняется, а спрос и предложение уравновешиваются. Более того, по данным компании «РМС-Оценка», рынок аренды скоро будет насыщен, появились признаки возникновения «рынка покупателей», а «продавцам» приходится все активнее конкурировать качеством проектов и уровнем управления. По прежнему сильны ожидания того, что в Петербурге появятся крупные компании или их представительства, более того, те, что уже появились, обеспечили в нынешнем году высокий уровень спроса на помещения класса А и близкого к нему класса В+. В дальнейшем этот спрос оценивают в объеме от 20–40 до 50–70 тыс. кв.м. Прогнозируется также новая тенденция: офисные центры высшего класса постепенно будут уходить из парадного центра, а затем и вообще из центральной части города.
Кроме того, складывается конъюнктура, когда большим интересом станут пользоваться крупные (до 1000 кв.м) помещения в классе В. Дефицит на такие офисы начинает проявляться все явственнее.
ГУИОН прогнозировал, что рост арендных ставок в нынешнем году составит около 5%, но он уже в несколько раз превзошел эту цифру. Сейчас есть основания полагать, что за оставшееся до конца года время ценовая ситуация останется стабильной. С другой стороны, предположения относительно роста цен купли-продажи в 2005 г. примерно на 11% также не сбудутся.
События на офисном рынке развиваются весьма динамично – особенно в классе В. В целом ГУИОН отмечает снижение спроса на офисные площади – причем не первый год. Отсюда и рождается заключение, что соотношение спроса и предложения на рынке офисов близко к сбалансированному.
В прошлом году в Петербурге было введено около 20 бизнес-центров общей площадью 100 тыс. кв.м, а всего за 6 месяцев 2005 г. емкость этого сектора рынка возросла еще почти на 115 тыс. кв.м.
Минувший год ознаменовался самым большим приростом площадей бизнес-центров класса А. Тогда к пяти действующим добавились: «Невский пр., 38», Geneum и «Платинум» (который позднее был продан) – всего порядка 9 тыс. кв.м (рост – 25%).
Доля этого сектора на рынке достигла почти 5%. Хотя, как показывают исследования Penny Lane Realty, это всего лишь уровень Москвы 1994 года.
Динамика роста класса В – самая впечатляющая: 2001 г. – 15 тыс. кв.м, 2002 – 40 тыс., 2003 – 70 тыс., 2004 – 77,5 тыс. (77% годового прироста), 6 месяцев 2005 г. – 95,3 тыс. кв.м (83% прироста). И сегодня это уже порядка 70 офисных центров общей площадью почти 320 тыс. кв.м. Из числа последних новостроек можно выделить River House (Аптекарская наб.), «Сенатор-4» (ул. Чапаева, 15), «Шпалерная, 54» и ряд других.
На фоне опережающего роста площадей бизнес-центров класса А и В постоянно сокращается доля класса С, которая сегодня составляет 555 тыс. кв.м.
За первое полугодие 2005 г. прирост общего объема предложения в бизнес-центрах Петербурга составил 14,3%. Однако вследствие постоянного роста активности бизнеса в городе (в том числе и зарубежного) в 2005–2006 гг. специалисты не ожидают серьезных проблем с заполнением и большого количества строящихся объектов. Последние годы доля вакантных площадей в действующих бизнес-центрах минимальна. Сегодня практически все они заполнены (класс А – на 99–100%, класс В – на 95–100%, класс С – на 96%). И вновь вводимые пока также заполняются вполне успешно. По данным специалистов компании «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга», постоянное повышение уровня сервиса в офисных центрах класса В последнее время даже стимулирует отток в них некоторой части арендаторов из класса А (освободившиеся площади, в свою очередь, также быстро заполняются).
В секторе В – явная тенденция к укрупнению арендуемых площадей: если в 2004 г. всего 11% арендаторов предпочитали помещения от 51 до 100 кв.м, то в I полугодии 2005 г. их доля увеличилась уже до 23%. Аналогично доля помещений площадью 101–200 кв.м возросла с 21 до 25%, а «нарезки» 301–500 кв.м – с 7 до 13,5%. При этом доля востребованных помещений менее 50 кв.м сократилась с 25 до 9,6%. Крупные блоки, как правило, арендуются в новых бизнес-центрах, в «старых» их уже нет.
Дефицит офисов особо актуален для приходящих в Петербург крупных компаний-налогоплательщиков. Их обустройством власти занимаются сами (например, ОАО «Совкомфлот» получило в аренду особняк из числа памятников на наб. Мойки, 3).
Стабильно растет интерес к покупке офисов, в том числе целых зданий: себестоимость помещений сегодня равна примерно 4-кратной годовой ренте, и, таким образом, долгосрочная аренда для конечного пользователя менее выгодна, чем собственность.
Покупкой интересуются около 15% всех клиентов, причем 65% из них предпочитают офисы площадью до 160 кв.м (17% – до 60, 23% – от 60 до 90 и 25% – от 90 до 160 кв.м). Сегодня в городе реализуются сразу несколько проектов, где офисы продаются, а не сдаются. Аналитики оценивают нынешний объем предложения на продажу в бизнес-центрах в 25 тыс. кв.м.
Дата публикации: 14:17 21 октября 2005
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /
Эксперты проанализировали рынок однокомнатных квартир вблизи от конечных станций метро в черте Санкт-Петербурга. Минимальный ценник 2,9 млн рублей.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /
Эксперты назвали основные риски комнат-студий в центре Петербурга.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /
Компания «МИР КВАРТИР» вывела на рынок уникальный лот – квартира писателя Федора Абрамова на Петровской набережной.
11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /
Эксперты агентства недвижимости «Доли.ру» проанализировали актуальные предложения на рынке комнат. Самая дешевая продается за 690 тысяч рублей.
10.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /
Эксперты рассказали о том, как изменились цены на вторичное жилье Петербурга с февраля 2004 года.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru