Раздел: Коммерческая недвижимость -
Работающие россияне, как правило, покупают продукты и товары первой необходимости в выходные дни. В последнее время за покупками отправляются целыми семьями, а шопинг сочетают с досугом. Именно на эту целевую аудиторию ориентированы сетевые магазины крупных форматов - супермаркеты и гипермаркеты.
На сегодняшний день супермаркеты занимают 53% рынка, на долю гипермаркетов приходится 10%. Формат cash&carry еще не столь популярен в России (8% рынка). По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем эти форматы будут доминировать на рынке ритейла, а усиление конкуренции сыграет на руку покупателям.
Классический гипермаркет должен отвечать нескольким основным требованиям. В прайс-листе магазина этого формата должно быть не менее 40 тысяч товарных наименований, среди которых не только продукты питания, но и одежда и бытовая техника. Кассовый ряд должен насчитывать не менее 20 терминалов, причем обязательное условие - работа с пластиковыми картами. В помещении гипермаркетов устраиваются специальные залы с фаст-фудом, ресторанами, кофейнями, а также развлекательные центры, включающие кинотеатры, боулинг, залы игровых автоматов, интернет-кафе, детские площадки и другие сервисы.
Россияне оценили преимущества таких торговых центров. Но в силу того, что гипермаркеты обычно расположены на окраине, а покупки получаются объемными, до них добираются только покупатели "на колесах". В результате на столичном рынке сетевой торговли доля гипермаркетов, по оценкам экспертов, пока не превышает 10%. В этом формате в России работают Auchan, "Мосмарт" и "Рамстор".
Первый гипермаркет французской сети Auchan открылся в Подмосковье в августе 2002 года. Основные владельцы сети - французская семья Мулье, которой принадлежит 84% акций. На сегодняшний день компания Auchan действует в 12 странах мира, ей принадлежит в общей сложности 327 гипермаркетов и 625 супермаркетов по всему миру. В 2003 году суммарный оборот компании составил 38,5 млрд. евро. Auchan - гипермаркет-дискаунтер. Основной принцип компании - максимальное количество товарных наименований по низким ценам максимально большому числу покупателей. Для того чтобы снизить издержки на торговые площади, Auchan изначально решил строить свои гипермаркеты за МКАД. В настоящее время в Подмосковье открыто четыре гипермаркета этой сети. По данным аналитической компании "Объединенная финансовая группа", оборот гипермаркетов Auchan в России составил в 2003 году порядка 330 млн. долларов. Эксперты "Тройки Диалога" оценивают долю Auchan на столичном рынке ритейла в 0,9%. Французская сеть является прямым конкурентом сети "Мосмарт", первый гипермаркет которой открылся в Москве летом 2003 года, второй - в сентябре текущего года, третий - в начале октября. Владелец сети - ЗАО "Гиперцентр", председателем совета директоров которого является бывший топ-менеджер "Перекрестка" Михаил Безелянский. Сначала в создании "Мосмарта" участвовали "Перекресток" и "Седьмой континент", однако затем последний вышел из проекта. Строительство гипермаркетов "Мосмарт" кредитует Сбербанк. По словам гендиректора ЗАО "Мосмарт" Эрика Блондо, в ближайшие два года планируется открыть еще четыре гипермаркета. В регионах сеть развивается под брендом "Росмарт" (в следующем году откроется гипермаркет в Нижнем Новгороде).
Как сообщила Газете пиар-менеджер "Мосмарта" Наталья Оразова, средний возраст покупателей сети 35--40 лет, среднемесячный доход семьи клиента в 2004 году составил около 19 тысяч рублей. Ценовая политика компании заключается в сезонном снижении цен на отдельные категории товаров. Компания не раскрывает среднего размера покупки, однако, по некоторым данным, эта цифра колеблется от 1 до 1,5 тысячи рублей.
В 2003 году оборот компании составил порядка 70 млн. долларов. Аналитики "Тройки Диалога" считают, что доля "Мосмарта" на столичном рынке ритейла составляет всего 0,2%. Однако в "Мосмарте" с такой оценкой не согласны и говорят, что доля компании на московском рынке равняется 3%, а к 2007 году она вырастет до 8%. Турецкая "Рамэнка" (управляющая компания сети "Рамстор") в Москве с 1997 года. Ее основателями являются промышленно-торгово-финансовый конгломерат Турции "Коч" и турецкая строительная компания "Энка", специализирующаяся на строительстве офисных зданий. Сеть "Рамстор" использует модель управления и опыт компании "Мигрос Тюрк", владельца крупной розничной сети, насчитывающей более 500 гипер- и супермаркетов в Турции. В России сеть представлена 28 магазинами, из которых 24 расположены в Московском регионе и по одному - в Красноярске, Казани, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Из 28 магазинов компании 10 работают в формате гипермаркета, остальные - как супермаркеты. Елена Скальская, менеджер по связям с общественностью ООО "Рамэнка", рассказала Газете, что один из принципов расположения магазинов "Рамстор" в Москве - близость к оживленным трассам и населенным районам. По ее словам, аудитория сети "Рамстор" - люди со средним и выше среднего достатком. Действительно, цены в "Рамсторе" довольно высокие. Так, стоимость потребительской корзины на этой неделе составляет 5550,92 рубля (дороже только в "Перекрестке" и "Патэрсоне"). Размер среднего чека в супермаркетах сети составляет 300--400 рублей, а в гипермаркетах - от 1500 рублей. Оборот компании в 2003 году в формате гипермаркетов составил 194 млн. долларов, а супермаркеты принесли около 237 млн. долларов. Эксперты оценивают рыночную долю сети в 0,6--0,7% рынка.
В супермаркетах ассортимент товаров ограничен. Здесь можно приобрести только продукты и сопутствующие товары. Площадь супермаркетов несколько меньше, они рассчитаны на клиентов, которые заезжают за продуктами два-три раза в неделю, и расположены в жилых кварталах. По оценкам экспертов компании Astera, на долю этого формата приходится 53% рынка. В формате супермаркетов активно работают "Рамстор", "Седьмой Континент", "Перекресток" и "Патэрсон". В июле этого года появился новый игрок - Billa.
Учредителями ОАО "Седьмой континент" являются торговый оператор и владелец бренда ЗАО "7К Инвест-холдинг" и ОАО "Столичные гастрономы", которое является собственником всех торговых площадей. Основные владельцы ОАО - экс-глава Собинбанка Александр Занадворов и депутат Госдумы Владимир Груздев. Торговая сеть компании состоит из 57 магазинов. Некоторое время назад компания выкупила три супермаркета "Семен Семеныч" и арендовала сеть универсамов "Петровский". После ребрендинга они все начнут торговлю под маркой "Седьмого континента". Оборот сети в 2004 году составил 445 млн. долларов, а ее доля на рынке оценивается в 1,3%.
Клиентами сети являются преуспевающие люди в возрасте от 25 до 55 лет со средним и выше среднего уровнем дохода. Размер среднего чека в "Седьмом континенте" - 400 рублей. Ежемесячно во всех магазинах совершается около 5 млн. покупок. Как сообщала Газета 14 октября, у "Седьмого континента" магазины разного формата и уровня цен: одноименные универсамы, магазины шаговой доступности "Семь шагов" и гастрономические бутики "Пять звезд". На днях ОАО "Седьмой континент" объявило о выходе на фондовый рынок. В середине ноября этого года компания планирует разместить около 20% своих акций на бирже РТС.
Сеть "Перекресток" - один из лидеров в формате супермаркетов. Владельцем большей части акций является ЗАО "ТД "Перекресток". На сегодняшний день сеть насчитывает 75 магазинов, до конца года планируется открыть еще 30. Сеть работает как в формате традиционных супермаркетов, так и в "соседском" формате - с 2003 года начали появляться "Мини-Перекрестки". Как пояснили Газете в ТД, все магазины сети рассчитаны на представителей среднего класса. Размер чека составляет в среднем 250 рублей, при этом более 50% покупателей посещают магазины сети чаще чем раз в неделю.
По оценкам экспертов, оборот сети в 2003 году составил 450 млн. долларов, на столичном розничном рынке сеть занимает около 1,3%. Сеть универсамов "Патэрсон" на сегодняшний день насчитывает 39 универсамов, из которых 20 - в Москве и ближайшем Подмосковье, остальные - в Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, Краснодаре, Челябинске, Ставрополе, Сочи, Тольятти, Пензе и Твери. До конца года сеть планирует увеличить количество магазинов до 50, из которых один будет в Киеве. Оператором сети является ООО "Фирма "Омега 97". "Патэрсон" позиционируется как универсам для среднего класса. "Покупатели наших магазинов - люди, для которых на первом месте стоит близость к дому и ассортимент, а только на втором - цена", - рассказала Газете Ева Прокофьева, представитель сети "Патэрсон". По ее словам, размер среднего чека в этих супермаркетах - 8,5 доллара (260 рублей). Между тем в еженедельном рейтинге Газеты сеть является лидером среди самых дорогих супермаркетов. Оборот "Патэрсона" в 2003 году превысил 140 млн. долларов, а долю рынка компании аналитики оценивают в 0,4%.
В июле этого года на рынке супермаркетов появился новый игрок. Европейская розничная сеть Rewe и холдинг "Марта" заключили соглашение о создании совместного предприятия. Российская сторона передала на баланс СП 15 магазинов Spar и 7 супермаркетов "Столица", а взамен получила 25% акций новой структуры. Rewe в настоящее время проводит ребрендинг вновь созданной сети, до конца года все 22 супермаркета сменят вывеску на Billa. Руководство СП заявляет, что новые супермаркеты будут отличаться от Spar и "Столицы" более низкими ценами и расширенным ассортиментом товаров, причем в их планах открыть в ближайшие несколько лет еще 70--80 супермаркетов. Rewe Group в европейском рейтинге занимает четвертое место после Carrefour, Metro и Tesco. Группа управляет 11,5 тыс. магазинов под вывесками Billa, Rewe, miniMAL, Penny Markt в 13 странах Европы. В прошлом году ее оборот составил около 40 млрд. евро. Впрочем, конкуренты Rewe сомневаются в ее успехе на рынке, аргументируя это чересчур осторожной политикой развития. В частности, за шесть лет работы на украинском рынке компания смогла открыть лишь один супермаркет.
Формат cash&carry до сих пор не прижился в России. Дело в том, что магазины-склады ориентируются на мелких оптовиков и официально с физлицами не работают. Два первых гипермаркета Metro открылись в Москве в октябре 2001 года. Владелец сети - Metro Cash&Carry International GmbH - крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата cash&carry группы Мetro Group, являющаяся по величине третьей в Европе и пятой в мире. В настоящее время сеть насчитывает 6 оптовых центров в Москве, 2 - в Санкт-Петербурге, по 1 центру в Казани и Ярославле. В этом месяце должен открыться магазин в Ростове-на-Дону. В мире компания Metro Cash&Carry International GmbH представлена в 26 странах 475 торговыми центрами. В 2003 году общий объем продаж компании составил 25,1 млрд. евро, более 76% которого - международный бизнес. По данным аналитической компании "Тройка Диалог", оборот Metro в России в 2003 году составил порядка 900 млн. долларов, а долю рынка, которую занимает компания, эксперты оценивают в 2,6%. По некоторым данным, в этом году Metro направила на инвестиции в развитие российской сети около 93,6 млн. евро. Что касается клиентов этих гипермаркетов, то ситуация неоднозначная. По некоторым данным, около 60% покупок в Metroсовершают физические лица, получившие по месту работы или купившие в Интернете карты магазина. Компания закрывает на это глаза, поскольку только за счет юрлиц в России вряд ли удастся достичь рентабельности. "Пока применительно к сash&сarry не стоит говорить о конкуренции, - считает Снежана Равлюк, аналитик компании Business Analytica. - Кроме Metro, пожалуй, можно назвать только региональную сеть "Лента".
Дата публикации: 09:31 19 октября 2004
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость
Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?
14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru