Раздел: Рынок недвижимости / Жилищные программы / Россия -
На одном из совещаний в Минрегионразвития один из участников сказал: «Народ еще о программе ничего не знает, а мы уже отчитываемся». Похоже, он ошибался. Россияне разобрались с программой «Жилище», даже не прочитав ее. Заметив, что обещанного чуда не происходит, цены на недвижимость не снижаются, граждане раскупорили кубышки и бросились покупать жилье. Кривая цен резко пошла вверх. Пока это единственный заметный результат реализации программы.
Возможно, помучавшись с неблагодарным народом и подбив баланс по проекту, авторы разработают новую обертку для этой конфеты. Тем не менее эту историю надо разъяснить.
Модернизированная федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы — основа национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Распоряжение о разработке программы «Жилище» было принято в 2001 году. В 2005-м ее утвердили и тут же обновили. Это странно, но объяснимо: бывало, страна по полгода жила без утвержденного бюджета.
Но как понять сообщение Минрегионразвития от 13 февраля 2006 года о том, что руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик подписал приказ о подготовке и реализации федеральной целевой «Жилище» на 2002–2010 годы? Что же называлось программой «Жилище» с 2002 по 2005 год (этот период теперь назван первым этапом реализации программы)? Ведь что-то делалось! Но как — без подготовки и программы? Да, делалось. И средств было «освоено» немало — 65 млрд руб.
В программе образца 2006 года какие-то подпрограммы перетасовали и слили в одну, что-то «закопали», что-то подредактировали. Скажем, была подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ». Вдруг выяснилось, что статус беженца в РФ практически не предоставляется с 2002 года. Пункт убрали. Можно было бы выкинуть из новой редакции и пункт о вынужденных переселенцах, поскольку получить такой статус исключительно трудно и там, куда переселяются люди, и тем более там, откуда (по разным оценкам, официально вынужденными считаются только 2–3% переселенцев). Но их в программе оставили. Говорят, то ли для ПАСЕ, то ли для ОБСЕ.
Но самое интересное — судьба подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». Она исчезла. В стране не осталось развалюх? Наоборот! Их слишком много для программы, что и признается в новой редакции: «Для ликвидации ветхого и аварийного фонда в РФ необходимо вложить в строительство нового жилья не менее 1 трлн руб.».
Но за 2002–2004 годы объем финансирования подпрограммы переселения из всех источников составил 12 млрд руб. (1,2% необходимого триллиона), из них 2,7 млрд руб. — внебюджетных средств. Трудно сказать, можно ли в принципе с помощью 9 млрд руб. федеральных и региональных денег привлечь 1 трлн руб. частных инвестиций, но напомним, программа называется федеральной, а слово «провал» до сих пор не прозвучало.
Тем не менее авторы программы «Жилище» постеснялись совсем уж «закопать» жильцов ветхого и аварийного фонда и спрятали их в подпрограмме... «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»! На переселенцев в 2006–2010 годах выделяется 5,8 млрд руб. — 0,6% необходимого! Плюс те 1,2%, которые были выделены в 2002–2005 годах. Итого 1,8% за девять лет. Очень удобно для того, чтобы рассчитать коэффициент вклада программы в решение проблемы — 500 лет.
Избавились от «балласта», что дальше? Сегодня программа «Жилище» включает четыре подпрограммы: обеспечение коммунальной инфраструктурой участков под жилстроительство, модернизацию объектов инфраструктуры, подпрограмму «Молодая семья» и обеспечение жильем отдельных категорий граждан (увольняемых военнослужащих, чернобыльцев, байконурцев, северян).
На все про все намечено израсходовать 902 млрд руб., из них только 240 млрд руб. — федеральных. Еще 93 млрд руб. выделят субъекты РФ и местные власти, а уже под общие гарантии должно быть привлечено 470 млрд руб. частных инвестиций и 99 млрд руб. собственных и заемных средств населения. Трудно сказать, правильно ли эти 99 млрд руб. называть источником финансирования национальной целевой программы, но не будем придираться.Естественно, Минрегионразвития хотелось бы обрести уверенность в том, что субъект РФ, в который направляются федеральные деньги, способен внести свою долю, мобилизовать частный бизнес и вообще, что регион созрел для успеха: имеет какую-никакую базу для строительства, платежеспособное население и т. п. (т. е. больше шансов получить деньги имеют те, кто побогаче).
Для каждой подпрограммы предусмотрена заявка от субъекта РФ на участие в ней. Здесь встречаются обороты: «краткое описание», «примерный бюджет», «может учитываться» и т. п. В итоге набрался 51 показатель готовности региона к участию в подпрограмме.
Свое мнение об этом на совещании в министерстве высказал мэр Ярославля Виктор Волочунас: «По каким критериям отбираются участники программы? Мы подтвердили наше участие не по какой-то утвержденной форме — на сайте посмотрели, на рабочих совещаниях у кураторов в Росстрое посидели, по публикациям в прессе и по ТВ ориентировались. Мы не заявку прислали, а свое видение проблемы, постарались показать конкурентоспособность наших предложений. А ведь документы должны быть четкими, ведь это же конкурс. Но нормативного документа нет!»
Невразумительность методики отбора «счастливчиков» подтверждает документ под названием «Информация о предоставлении данных по перечню показателей по реализации национального проекта». Все как положено: название субъекта, дата, ответственное лицо по взаимодействию, примечания. В примечаниях указывается, по скольким показателям (из 51 требуемого) предоставлена информация.
Но то ли региональные власти у нас сплошь некомпетентны, то ли вопросы оказались слишком сложными, но на запрос Минрегионразвития ответили только 59 субъектов из 88. Среди «двоечников» оказались такие крепкие регионы, как Санкт-Петербург, Татарстан, Ярославская область, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Чукотка. И только шесть регионов выполнили задание на «отлично», забыв, правда, указать ответственное лицо или контактную информацию. Безупречно отписалась лишь Архангельская область. Хотя пальму первенства следовало бы отдать вологодскому начальнику Департамента строительства, энергетики и ЖКХ: он умудрился предоставить 57 показателей из 51.
Как говорится, одно из двух: либо отбор участников программы (и национального проекта) еще и не начинался, либо все эти показатели — чистая формальность, а победители будут определяться по каким-то иным методикам.
Дата публикации: 09:51 28 марта 2006
20.01.2016 - Раздел: Рынок недвижимости /
Наш читатель Александр спрашивает: "Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду?"
08.11.2007 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица
Группа компаний «Савва» направила средства, вырученные от продажи керамического бизнеса, на консолидацию и расширение своих строительных активов в рамках компании «Волгастройгрупп».
01.02.2008 - Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Разделу подлежит совместная собственность бывших супругов, которая, в соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ), включает все, что было нажито во время брака.
01.04.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица
Практически каждый собственник жилого помещения, которое сдается в аренду, получает неплохой доход. Это считается предпринимательской деятельностью, и по закону каждый арендодатель обязан отдавать в государственную казну 13% от общей суммы полученных денег за проживание жильцов. За год аренды такого помещения может накопиться вполне приличная сумма. Однако не каждый владелец квартиры готов поделиться своей прибылью с государством.
08.02.2005 - Раздел: Рынок недвижимости /
Одними из главных и важных изменений в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, который вступает в силу 1 марта 2005 года, являются положения договора социального найма.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru