Раздел: Рынок недвижимости / Москва -
О том, что аукционы и открытые конкурсы являются наиболее целесообразной формой реализации государственных заказов, написано и сказано немало. Подтверждение тому — многие законодательные нормы и поправки, регулярно вносимые российским федеральным законодательством. Одна из ключевых — норма от 1 октября 2005 года, в соответствии с которой все участки под жилищное строительство будут распределяться только на аукционах. Проблема, конечно, не ограничивается строительством новых домов. Ежегодно по системе госзаказа реализуется множество объектов, нуждающихся в реновации, техническом обеспечении и пр. Происходит ли их распределение по открытой конкурсной или аукционной системе? Что делается для усовершенствования системы госзаказа? М2 попросила рассказать об этом председателя Тендерного комитета Москвы Геннадия Дегтева.
— Как известно, новый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2006 года, определил новый порядок проведения аукционов и конкурсов. Какие изменения этот закон принесет в вашу работу?
— Закон предусматривает создание новой единой институциональной системы размещения госзаказов на каждом уровне власти. Так что задачи и функции участников этого процесса теперь четко закреплены новыми положениями. На каждый этап осуществления госзаказа — от его размещения или контроля до ведения реестра госконтрактов, ведения сайта торгов, — определен свой уполномоченный исполнительный орган.
Решение этой глобальной задачи было бы невозможно без учета передового отечественного и зарубежного опыта, а также без использования передовых технических достижений. В Москве эта сложная задача была решена благодаря введению автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов города Москвы (АИС ЕРКТ). Система обеспечивает информационное сопровождение всего процесса размещения городского заказа, начиная с планирования и заканчивая регистрацией заключенных контрактов.
Работая с глобальной информационно-поисковой системой, потенциальный участник конкурса не только в режиме реального времени получает информацию о предстоящих торгах, но и сразу знакомится с технико-экономическими показателями нового объекта.
Тендерный комитет способствует распространению информации о новых правилах торгов, направляя ее в несколько объединений: Ассоциацию инвесторов Москвы, Российскую и Московскую торгово-промышленные палаты, Московскую международную бизнес-ассоциацию, Московский строительный союз, Гильдию предприятий стройиндустрии, Московский банковский союз, Московскую ассоциацию–гильдию риэлторов, а также конкретным инвесторам.
Полную информацию, согласно новому закону № 94-ФЗ, можно найти на официальном сайте Тендерного комитета www.tender.mos.ru. Более того, накануне вступления в силу нового закона комитет провел целый ряд пресс-конференций, круглых столов и семинаров, где все потенциальные участники конкурсов могли получить любые справочные материалы или разъяснения ведущих специалистов Тендерного комитета.
— Какие изменения ожидают участников конкурсов в связи со вступлением в силу нового закона?
— Закон вводит единые требования для участия в конкурсах. Это сделано для упрощения процедуры госзаказа. Теперь претендентам необходимо предоставить для участия в конкурсе следующий набор документов: заявку, свое конкурсное предложение, подтверждение об отсутствии задолженности по налоговым сборам и документы, удостоверяющие состоятельность компании.
Новые правила потребуют от участников конкурса большей аккуратности и внимания при формировании пакета конкурсной заявки. Если раньше все документы претендентов перед проведением конкурса проверяли технические исполнители, которые указывали на неточности формулировок и опечатки, то теперь такой практики нет. Все заявки принимаются непосредственно от претендентов вплоть до начала конкурса, так что после вскрытия конвертов в конкурсном предложении участника и прилагаемых документах исправить ничего нельзя.
— Планируется ли привлекать к участию в торгах зарубежные компании?
— Новый закон предполагает равное участие в конкурсах всех лиц независимо от места их нахождения, включая и иностранные компании. Кстати, практика работы с представительствами иностранных компаний уже существует.
— Предусмотрены ли в новом законе какие-либо льготы для участников аукционов и конкурсов?
— Поскольку существуют нуждающиеся в поддержке учреждения и организации, полная отмена преференций нецелесообразна. Например, они сохранены для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, сохраняется 15% преференций для субъектов малого бизнеса. Тем не менее закон стремится к максимальной демократичности конкурсного процесса. Именно поэтому 10% преференций московским поставщикам были отменены.
— Будут ли вводиться какие-то ограничения для участия в конкурсах и по каким критериям?
— Мы создаем реестр недобросовестных поставщиков, куда попадут в первую очередь компании, не выполняющие свои обязательства перед городом, будь то срыв сдачи объекта при строительстве или поставка некачественных товаров. Работа по составлению такого списка велась на протяжении всего времени существования Тендерного комитета, эти данные учитывали при вынесении решения конкурсной комиссией.
После вступления в силу нового закона отсутствие компании-участника в реестре недобросовестных поставщиков является обязательным условием допуска к конкурсу. Отмечу, что реестр нужен для того, чтобы предотвратить возможную победу в конкурсах фирм-«однодневок» и компаний, не выполняющих обязательств по договорам. Попав в этот список, компания лишается права на участие в конкурсах сроком как минимум на два года.
Сейчас реестр находится в стадии дополнительной проработки. Когда она завершится, «черный список» появится на сайте Тендерного комитета. Предположительно это произойдет во втором полугодии, но госзаказчики такой информацией уже пользуются. И если раньше недобросовестные поставщики могли бесконтрольно «мигрировать» по округам, то сейчас это практически невозможно.
— Какие шаги намерен предпринять Тендерный комитет для совершенствования системы размещения госзаказа в Москве и что надо сделать для повышения экономической эффективности конкурсов?
— Собственно, само введение АИС ЕРКТ было обусловлено стремлением сделать конкурсный процесс максимально доступным, прозрачным, а значит, и эффективным. Одной из задач нового закона является постоянное усовершенствование предложенной системы. В частности, в нем прописана система контроля бюджетных средств, а также введен специальный орган по контролю за проведением конкурсов и торгов. Эти меры должны предотвращать возможность коррупции, а значит, и нецелесообразного использования бюджетных средств. Многие корректировки будет постепенно вносить и опыт работы по 214-му закону.
Но эффективность конкурсной работы во многом зависит от правильного планирования. Если, к примеру, для выполнения определенного вида работы потребовалось дополнительно затратить 20%, это плохой показатель. Но все не так просто, поскольку дело не только в экономии как таковой, но и в качественных характеристиках. Предположим, один подрядчик, выполняющий работы по ремонту дорог, обещает снизить затраты на 20% и дает гарантию на один год эксплуатации. А другой не обеспечивает снижения, но зато гарантирует пять лет качественного покрытия. Разумеется, что с точки зрения экономической эффективности условия второго подрядчика предпочтительнее, это обстоятельство будет учитываться при принятии решений.
Еще одно новшество касается характера информации, размещаемой на сайте нашей организации. Отныне здесь станут публиковаться не только те данные, которые касаются заключения контракта, но и информация об итогах его выполнения. Общедоступность подобного рода сведений будет способствовать прозрачности конкурсного процесса и его эффективности.
— Какой объем средств городского бюджета сэкономлен в результате торгов по определению генподрядчиков строительства жилья и социальных объектов?— В 2005 году Тендерный комитет провел в общей сложности 650 конкурсов, а это более 3,5 тыс. лотов на общую сумму 122,5 млрд руб. Снижение стартовой цены составило 13,6 млрд руб., то есть 11,1%. В 2006 году в Москве за счет городского бюджета будет возведено 96 жилых домов, общая площадь которых составит 1,13 млн кв. м.
Что касается социально значимых объектов, то наибольший экономический эффект получен, в частности, в результате конкурса на строительство больницы в Савеловском районе. Экономия здесь составила более 500 млн руб. Свыше 225 млн сэкономлено в результате конкурса на строительство медицинского центра МГУ им. Ломоносова в Раменках. Конкурсное размещение городского заказа на поставку и монтаж театрально-технологического оборудования и музыкальных инструментов для московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» позволило сберечь почти 1 млн евро средств городского бюджета.
Исключительно важными для города стали также конкурсы на закупку медицинского оборудования для оснащения лечебно-клинического корпуса больницы им. С. П. Боткина, на поставку медицинского оборудования и мебели для хирургического корпуса больницы им. Н. И. Пирогова, на оснащение корпуса № 13 НИИ скорой помощи им. Склифосовского, на обеспечение горячим питанием социальных приютов для детей и подростков.
— Сколько подрядных торгов проведено в прошлом году и намечено провести в этом?
— Итогом работы Тендерного комитета за прошедший год стали 74 конкурса для Департамента жилищной политики и жилого фонда, 21 конкурс для Департамента образования города, 29 конкурсов для Департамента здравоохранения и 16 конкурсов для Департамента социальной защиты. В результате этой работы за счет средств городского бюджета в 2006 году построено 22 новые школы, 11 детских дошкольных учреждений, 13 новых поликлиник и социальных центров. Из них наиболее крупными и значительными являются пристройка диагностического корпуса клинического центра № 1 в Юго-Западном административном округе, медицинский центр и учебный корпус № 1 МГУ, центр патологии речи и нейрореабилитации на Таганке, капитальный ремонт здания Международного университета на Ленинградском проспекте, а также реконструкция станции переливания крови и возведение технологического блока-модуля по производству препаратов плазмы крови в Южном округе.— Что более правильно и выгодно, с вашей точки зрения — открытые торги, закрытые конкурсы, аукционы?
— Я бы не сравнивал три эти формы организации работы, поскольку все зависит от предмета предложения или покупки, от эффективности использования средств. Например, подрядные средства невозможно закупить на аукционе, а вот бумагу, топливо, детское питание — пожалуй. На аукционах сегодня нет непосредственных участников: все решается через компьютер, на который подана соответствующая информация, и в том числе задана стартовая цена. Существует практика так называемых обратных аукционов, в которых участники действуют не на повышение, а на понижение. На таких аукционах, как правило, закупают стандартизированную продукцию.
В отличие от аукционов конкурсы предполагают ограниченное количество участников. Большинство проводимых сегодня конкурсов носит открытый характер, за исключением тех случаев, когда предмет торга связан с государственной тайной или вопросами безопасности. Стоит отметить, что доля закрытых конкурсов в общем объеме размещения городского заказа сократилась с 50% в 2002–2003 годах до 26% в 2004 году. На сегодняшний день закрытые конкурсы составляют всего 7–8%.
— В мае 2005 года введена в эксплуатацию городская торговая площадка на улице Макаренко, где проводятся все конкурсы и аукционы. Будут ли создаваться новые площадки в связи с увеличением количества торгов?
— Число торгов действительно постоянно растет. Если в 2002–2003 годах, по данным статистики, на торги выставлялись объекты на общую сумму около 65 млрд руб., то в 2004 году на конкурсной основе размещены подряды на сумму 130 млрд руб. По итогам 2005 года эта сумма возросла до 160 млрд руб. Существенно увеличилось и количество конкурсных процедур — с 3 тыс. в 2002–2003 годах до 7 тыс. в 2004 году, а к концу 2005 года Тендерный комитет провел около 10 тыс. конкурсов.
Несмотря на существенный рост общего числа торгов, именно комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов отведена роль официального уполномоченного органа по размещению государственного городского заказа.
Дата публикации: 09:47 02 мая 2006
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru