Увеличением штатной численности в одночасье проблемы не решить

Увеличением штатной численности в одночасье проблемы не решить

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Регистрация сделки купли-продажи квартиры является одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться всем участникам рынка недвижимости. Неудобство заключается в сроках выполнения регистрационного действия — они зачастую превышают месяц. Это беспокоит и покупателей, и продавцов квартир: ведь без занесения в реестр никакая сделка не может считаться состоявшейся. Существует и множество других ситуаций, по которым люди обращаются в отделения регистрационной службы Москвы.

Рассказать о работе этой организации М2 попросила заместителя руководителя главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве Сергея Елисеева.— Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, как развивалась система государственной регистрации прав на недвижимость в Москве.

— Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве начало свою работу 1 января 2005 года. С 1998 года эту деятельность осуществляли Московский городской комитет и Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Объем регистрационных действий все эти годы неуклонно рос: прирост в 2004 году по сравнению с 2003-м составил около 18%, в 2005 году прибавилось еще более 15%. Показатели первого квартала 2006 года свидетельствуют о сохранении этой тенденции.

— С какими проблемами чаще всего сталкивается в своей работе главное управление?

— Основная проблема сегодня, на мой взгляд, заключается в том, что при постоянном росте числа регистрационных действий и повышении требований населения к качеству этих услуг численность персонала, занятого государственной регистрацией прав, вот уже несколько лет остается на одном уровне. Увеличением штатной численности в одночасье проблемы не решить.

Сложно привлечь, а главное — удержать грамотных специалистов. Трудно создать сотрудникам хорошие условия. Практически нет механизма социальной поддержки.

— Почему уходят специалисты?

— Основная причина, увы, банальна: требования к квалификации высоки, а уровень оплаты крайне низок по сравнению со средней московской планкой. На специалистов среднего звена со всеми доплатами и премиями не приходится даже 10 тыс. руб. в месяц. С 2005 года система государственной регистрации прав финансируется из федерального бюджета, а он не предусматривает региональную дифференциацию. Между тем работа государственного регистратора очень ответственна.

— Первая проблема, с которой сталкивается человек, обратившийся в вашу приемную, — получение перечня документов, необходимых для регистрации своих прав.

Насколько открыта информация такого рода?

— Примерные перечни необходимых документов, адреса приемных и их специализацию можно найти на информационных стендах, на сайте www.mkr.mos.ru и в справочной службе (тел. 957–68–16). Кстати, совсем недавно перечни были обновлены и уточнены. Хотел бы акцентировать внимание — перечни являются именно примерными, так как государственный регистратор вправе запросить у заявителя и иные документы, необходимые для принятия решения.

— Современная практика общения людей с различного рода организациями говорит о том, что бумажные документы постепенно вытесняются из обихода электронными.

Идете ли вы в ногу со временем?

— Мы понимаем, что без использования современных информационных технологий нам, безусловно, не обойтись. В главном управлении действует мощная локальная сеть, которая объединяет все рабочие места сотрудников. Без наших автоматизированных информационных систем обеспечить ведение Единого государственного реестра прав (ЕГРП) просто невозможно. Однако, пока вопросы электронного документооборота не урегулированы федеральным законодательством, мы не вправе вести прием таких документов от заявителей.

Законодатели более десяти лет назад предусмотрели возможность ведения ЕГРП на магнитном носителе, но приоритетным остается бумажный. Есть немало государственных и негосударственных организаций, которые готовы представлять нам на регистрацию хотя бы часть документов в электронном виде, поэтому пока мы ведем опытные разработки.

Затронутая проблема чрезвычайно актуальна для нас. До недавнего времени главное управление находилось буквально в катастрофическом положении из-за хронической нехватки площадей для хранения правоустанавливающих документов.

Благодаря помощи Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом проблема частично решена. Но наши хранилища на многие тысячи квадратных метров продолжат и дальше разрастаться.

— Как известно, одним из направлений деятельности организации, которую вы представляете, является регистрация прав на приватизируемые жилые помещения. Какие тенденции здесь прослеживаются?

— В последние годы объем регистрационных действий, связанных с приватизацией квартир, тоже неуклонно увеличивается. Законодательное ограничение срока бесплатной приватизации значительно ускорило этот процесс. Судите сами: в 2003 году по Москве зарегистрировано 51 тыс. приватизированных жилых помещений, в 2004-м — 91 тыс., в 2005-м — 132 тыс. За первый квартал 2006 года нами уже выполнен объем, равный трети от показателей предыдущего. Несмотря на такие темпы, подготовить необходимые документы и зарегистрировать всем желающим приватизированные квартиры к 1 января 2007 года ни городские структуры, ни мы не в состоянии.

— Реально ли выполнить такой объем работ до 2010 года, как это запланировано на сегодняшний день?

— При нынешних оборотах, наверное, да. Хотя обеспечить ритмичность работы будет нелегко: как ни переноси срок окончания бесплатной приватизации, видимо, опять случится ажиотаж.

— Существуют ли ситуации, когда людям отказывают в регистрации?

— Да, конечно, но такое решение принимается строго в соответствии с законом. Перечень оснований для этого является исчерпывающим. Государственный регистратор может отказать в регистрации, руководствуясь только этим перечнем. В любом случае основание отказа должно быть четко сформулировано, не позже пяти дней после принятия решения государственный регистратор обязан направить заявителю письменное сообщение.

— Одним из актуальных направлений в работе главного управления является регистрация ипотеки. Введены ли в связи с этим какие-либо новшества?

— Этому направлению мы уделяем повышенное внимание. В 2006 году в нашей структуре появился отдел регистрации ипотеки и договоров долевого участия в строительстве. Для того чтобы ускорить процесс получения гражданами ипотечного жилья, мы сократили максимальный срок регистрации ипотеки до десяти рабочих дней в обычном режиме и до пяти рабочих дней по системе САПОД (компьютерная обработка документов). Это значительно быстрее, чем проведение регистрации большинства иных прав и сделок, максимальный срок для которых месяц.

— Доступна ли информация, занесенная в Единый государственный реестр прав?

— Выдача данных из ЕГРП является важным направлением нашей работы. Эти сведения крайне необходимы всем участникам рынка недвижимости. Потребность в такой услуге постоянно растет. В 2005 году гражданам, представителям юридических лиц, уполномоченным государственным органам и должностным лицам было выдано более 2 млн единиц информации в виде выписок, справок из ЕГРП.

Сведения из реестра по закону носят открытый характер. Право получить информацию имеет любое лицо, внесшее плату в установленном порядке. Объем предоставляемых данных напрямую зависит от статуса обратившегося лица. Так, наиболее полные сведения получит сам правообладатель или его доверенное лицо.

Законом определен перечень государственных органов и должностных лиц, которым информация выдается бесплатно, — это органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы и др.

— Насколько отлажена система государственной регистрации? Стоит ли ожидать каких-либо нововведений?

— Для нашей системы главная задача сегодня — добиться качественного и количественного выполнения всех поставленных задач. Нужно наладить работу так, чтобы всем, кто к нам обращается, было удобно. Для этого уже немало сделано: сетью наших приемных (их более 30) охвачены все округа Москвы, причем принято решение увеличить их число. С помощью городских властей решается вопрос о выделении им больших площадей. В ближайшее время вырастет число приемных, где можно получить выписки и справки из ЕГРП. Созданы новые специализированные отделы, в частности, по регистрации прав на сооружения.

— Сергей Александрович, позвольте в заключение задать вопрос, несколько выходящий за рамки нашего разговора. Каково ваше личное отношение к ситуации на рынке недвижимости? Почему растут цены?

— Рынок развивается бурными темпами, и государственная регистрация прав на недвижимость как никогда востребована. Рост цен, конечно, зависит от многих причин. Скорее всего не ошибусь, если скажу, что цены устремились вверх из-за превышения спроса над предложением. Однозначно, система государственной регистрации прав не оказывает на ценовую ситуацию никакого, тем более дестабилизирующего влияния. Напротив, она обеспечивает правовую чистоту рынка недвижимости.

— Позвольте провокационный вопрос. А что делается для того, чтобы оградить вашу структуру от криминального воздействия?

— Неудивительно, что криминал, действующий в сфере недвижимости, буквально «липнет» к нашей структуре. Преступниками давно изучены многие нестыковки и пробелы законодательства, позволяющие внешне законным путем отбирать недвижимость у действительных собственников. Наработаны схемы, по которым на государственную регистрацию представляются подложные, фальсифицированные документы. Проблема крайне сложна, несомненно, ее решение возможно только при комплексном подходе и на межведомственном уровне. Подобные меры с нашей стороны принимаются.

Дата публикации: 11:17 15 мая 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Москва

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.

Продается агентство недвижимости

Продается агентство недвижимости

27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.

Марат Хуснуллин

Новая Москва: как это будет

19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Опубликована новая карта Москвы

22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /

Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.

Многодетные семьи получат земельные участки

08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы

Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012