Раздел: Ипотека и кредиты / Россия -
Коммерческая ипотека (бизнес-ипотека) — относительно новое явление на российском рынке недвижимости. Но во всем мире она распространена достаточно широко. Задача бизнес-ипотеки состоит в том, чтобы кредитовать покупку коммерческой недвижимости под ее залог. Очевидно, по многим параметрам эта схема выгоднее прямой покупки. Впрочем, и трудностей при этом возникает немало.
Схема бизнес-ипотеки во многом похожа на схему ипотеки жилья: действуют такие же процедуры оценки заемщика и объекта, тоже требуется первоначальный взнос и т. д. Главное и принципиальное отличие состоит в том, что законодательство не разрешает компаниям оформлять закладную на недвижимость до момента заключения сделки купли-продажи (законом «Об ипотеке» определено, что в момент заключения сделки заложить можно лишь жилые помещения).
Таким образом, нарушается логическая последовательность действий: объект (например, магазин или офис) нужно сначала приобрести и только потом его заложить, чтобы получить кредитные средства. Обычная ипотечная схема, при которой заемщик вносит первоначальный взнос в размере 25–30%, а остальную сумму занимает, постепенно расплачивается с продавцом и через какое-то время становится собственником, здесь не работает.
Это создает проблемы в основном для представителей малого и среднего бизнеса, которым не так легко приобрести помещения в собственность из-за отсутствия свободных денежных средств. Пока необходимые изменения в закон «Об ипотеке» не внесены, участникам рынка приходится искать обходные пути.
Приобретаемая коммерческая недвижимость оценивается банком прежде всего с точки зрения доходности и ликвидности. Очевидно, что получить деньги на покупку, например, офисного здания класса А, уже имеющего постоянных арендаторов, нетрудно. С недвижимостью более низкой категории дело обстоит сложнее: ее в качестве залога банки предпочитают не рассматривать.
Если говорить об оценке заемщика, то претендовать на ипотечный кредит вправе только открытое юридическое лицо. Потенциальный клиент обязан предоставить банку всю финансовую отчетность, бизнес-план, показать оборотный капитал и т. д. К этому (по разным причинам) готовы далеко не все российские компании. Они не всегда понимают, зачем банкам нужен такой объем информации. Банки же, не имея всех необходимых сведений, не в состоянии оценить свои риски. В результате они либо отказывают в выдаче средств, либо для подстраховки повышают процентную ставку.
Что касается остальных условий, то сроки кредитования при бизнес-ипотеке короче, чем при ипотечном кредитовании жилья: наиболее распространенный срок — пять лет. Первоначальный взнос, как правило, составляет 25–40% стоимости недвижимости. У клиента должен быть прибыльный баланс (превышение доходов над расходами), и он обязан как минимум год работать на рынке. Средние процентные ставки по кредиту — 12–16% годовых в валюте. Некоторые западные банки, работающие в Москве, практикуют 9% годовых, но при этом от заемщика требуется солидная кредитная история.
Простой расчет показывает, что если рентабельность бизнеса составляет примерно 25% годовых, то имеет смысл задуматься об ипотечном кредите на покупку офиса, магазина или склада, а потом брать заем на развитие бизнеса. Проценты банка по ипотеке сегодня сопоставимы с величиной ежегодной арендной платы (она составляет примерно 14–18% стоимости объекта). Так не выгоднее ли отдавать те же деньги за собственное помещение?
При грамотной эксплуатации коммерческой недвижимости (например, при сдаче ее в аренду) доходность вполне сравнима с выгодой от любой другой деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Это позволяет использовать ипотечные кредиты, процентная ставка по которым в данный момент находится на уровне 12–16% годовых в валюте.
В нынешних условиях наиболее удобна следующая схема: объект покупается в собственность дочерней компании банка-кредитора; заемщик переводит ей около 25–40% средств (это по сути дела и есть его первоначальный взнос); остальную сумму вносит банк. В дальнейшем дочерняя фирма банка передает объект заемщику.
На Западе даже небольшие компании, только начинающие свою деятельность и не имеющие ничего, кроме бизнес-плана, могут рассчитывать на бизнес-ипотечный кредит. Там в качестве обеспечения принимают имеющиеся у владельца компании акции или (значительно реже) какую-то другую недвижимость. В России условия кредитования иные. Именно поэтому в настоящее время бизнес-ипотека у нас — это скорее перспективное понятие, чем реальное явление на рынке.
Чаще всего к ипотеке обращаются фирмы, решившие приобрести торговые площади и офисные помещения, которые они ранее снимали. В большинстве случаев это происходит потому, что арендная плата постоянно растет, а компаниям не хватает средств, чтобы совершить покупку без кредита: деньги вложены в производство, изымать их из оборота нерентабельно.
Высокие требования к первоначальному взносу (25–40% против 15% на Западе) являются одной из главных проблем, усложняющих жизнь заемщика. Кроме того, ему приходится брать на себя ряд дополнительных расходов — например, он обязан застраховать объект залога и оплатить его оценку.
Следует отметить, что риски кредитования юридических лиц под залог коммерческой недвижимости намного выше, чем при выдаче ипотечных кредитов под залог ликвидного жилья. Поэтому банки не хотят связываться с ее реализацией в случае дефолта заемщика.
К тому же заемщик должен не только обладать гарантированным источником погашения кредита, но и обосновать его юридическую чистоту.
Такая услуга, как бизнес-ипотека, на московском рынке существует уже более двух лет. Но число банков, оказывающих подобные услуги, невелико. В этой области основными игроками являются западные кредитные организации: Райффайзенбанк, банк Сосьете Женераль Восток, Ханса банк.
Банки с преимущественно российским капиталом на данный момент не способны конкурировать с ними. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, нехватка «длинных» и дешевых финансовых ресурсов не позволяет им заявлять более длительные сроки кредитования и низкие процентные ставки. Кредиты, предоставляемые российскими банками для покупки объектов коммерческой недвижимости, в основном краткосрочны (до пяти лет). Между тем для окупаемости большей части коммерческих объектов требуется гораздо больше времени.
Во-вторых, большинство российских банков не совсем понимает суть бизнес-ипотеки из-за отсутствия опыта. Ранее они в основном либо кредитовали покупку жилья, либо выдавали займы на покупку офисов или магазинов при условии получения доли в уставном капитале, становясь в итоге соинвесторами.
Из-за вышеперечисленных различий и сложностей, возникающих перед отечественными банками, эксперты рынка недвижимости неоднозначно оценивают будущее российской бизнес-ипотеки.
Впрочем, некоторые российские кредитные организации уже начали активно работать на этом рынке. Так, например, Московский ипотечный центр наладил сотрудничество в этой области с Народным залоговым банком и ведет переговоры со Сбербанком и Внешторгбанком. Свои услуги предлагают также компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», «БЕСТ-Недвижимость» и некоторые другие. По мнению риэлторов, спрос на подобную услугу постоянно растет.
При всех ее плюсах бизнес-ипотека доступна сейчас не всем. И это притом, что спрос на такую услугу со стороны малого и среднего бизнеса уже сформирован (коммерческая недвижимость по отдельным категориям дорожает быстрее жилой — покупка офисов становится очень выгодным бизнесом).
Соответственно, должно появиться и предложение. Прежде всего требуется внести необходимые дополнения в закон «Об ипотеке». Главная задача состоит в том, чтобы кредиты на приобретение коммерческой недвижимости были доступны не только горстке представителей крупного бизнеса, а стали вполне массовым явлением.
Сергей НЕЧАЕВ, рисунок Игоря ДЕМИХОВА
Сергей Махоткин, Руководитель направления ипотечного кредитования ЗАО «МИАН–агентство недвижимости»:
— Сегмент коммерческой ипотеки в настоящее время активно развивается, но есть проблемы, с которыми приходится сталкиваться как покупателям, так и продавцам. Одной из основных сложностей, конечно, является непрозрачность рынка коммерческой недвижимости в целом. Это выражается, к примеру, в невозможности оценить кредитоспособность покупателя. Кроме того, схемы, по которым осуществляется процесс купли-продажи, зачастую не устраивают банки. При этом на рынке уже существует достаточное количество программ ипотечного кредитования покупки коммерческой недвижимости.
Андрей Чернов, Руководитель управления корпоративного кредитования по г. Москве КБ «Юниаструм банк»:
— Действительно, законом «Об ипотеке» напрямую не предусмотрена возможность залога нежилой недвижимости в момент заключения кредитной сделки. Но в некоторых регионах Федеральная регистрационная служба регистрирует бизнес-ипотеку по аналогии с жильем. Там, где этого нет, выкуп помещения на компанию банка с последующей передачей ее заемщику является наиболее распространенной схемой. Еще один (наиболее редкий) вариант приобретения коммерческой недвижимости в кредит — лизинг. По мере усиления конкуренции банки вынуждены более лояльно относиться к анализу отчетности клиентов. В частности, для Юниаструм банка при принятии решения о кредитовании определяющим фактором является наличие у клиента реально работающего бизнеса (при условии, что официальная отчетность соответствует минимальным требованиям Центробанка). Если ипотека жилья — массовый продукт, который давно поставлен банками «на поток», то бизнес-ипотека — это, как правило, разовые сделки, каждая из которых требует индивидуального подхода. Вряд ли стоит рассчитывать на широкое распространение этой услуги в ближайшем будущем.
Дата публикации: 13:24 07 июня 2006
14.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты
Еще весной этого года заработала новая ипотечная программа "Новостройка", которая содержит и низкие проценты, и льготные вычеты и гарантию государства.
27.10.2014 - Раздел: Ипотека и кредиты
Доля кредитов, выданных в иностранной валюте, в целом по России невелика: это порядка 216 займов с общим объемом задолженности 1,7 млрд рублей*. Однако просроченная задолженность по таким кредитам всегда была выше, чем по рублевым, и с 2011 года к настоящему времени количество должников увеличилось – примерно до 13% в общем объеме выданной ипотеки*. Что делать таким пострадавшим, ведь курсы валют продолжают расти не по дням, а по часам.
09.09.2019 - Раздел: Ипотека и кредиты / Банки и кредитные организации
Ипотека остается главным драйвером развития строительного рынка. От ее доступности во многом зависит устойчивость всей отрасли. Но было бы некорректно сводить доступность ипотечного кредитования лишь к ставкам, срокам и взносам. Более объективным критерием выступает соотношение между суммой ежемесячного платежа по кредиту и уровнем семейного дохода. Urbanus.ru составил рейтинг регионов, где этот показатель является наиболее благоприятным. Также были определены десять субъектов федерации, где ипотека наименее выгодна для домохозяйств.
17.02.2016 - Раздел: Ипотека и кредиты
Минфин РФ внес в правительство проект постановления о продлении государственной программы поддержки ипотечного кредитования до 31 декабря 2016 года с увеличением объема выдаваемых кредитов до 1 трлн рублей.
08.07.2010 - Раздел: Ипотека и кредиты / Ипотечные программы
АИЖК, Сбербанк и ВТБ 24 снизили первоначальный взнос по ипотечным кредитам в два раза, пойдут ли другие банки на такие же меры?
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru