Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью / Москва -
Сегодня много говорится о том, что московский рынок недвижимости монополизирован. Если в Санкт-Петербурге 10 крупнейших застройщиков контролируют 20% рынка, то в Москве ситуация выглядит несколько иначе: половину рынка контролируют 5 компаний. Что же в такой ситуации остается делать мелким агентствам? В качестве одного из вариантов имеет смысл рассмотреть перспективу объединения таких компаний в рамках франчайзинговой сети.
Франчайзинг представляет собой схему ведения бизнеса, согласно которой франчайзор (лицо, предоставляющее торговую марку, технологию первоначальной организации и ведения бизнеса) продает право использовать свой бренд компаниям (франчайзи) за периодически вносимую плату (роялти). Как экономическое явление франчайзинг появился в конце 19 века, примерно тогда же эта схема стала известна и в России – компания «Зингер» занималась продажей предпринимателям, в том числе российским, прав на продажу и обслуживание своих швейных машин. 20 век стал периодом бурного развития франчайзинга по всему миру, и на сегодняшний день эта схема стала одной из самых популярных, в частности, в сферах торговли, общественного питания («МакДоналдс», «Баскин Роббинс»), оказания розничных услуг.
Что касается интересующей нас области – торговли недвижимостью – эта сфера деятельности включена IFA (Международной ассоциацией франчайзинга) в список отраслей хозяйства, в которых допускается использование методов франчайзинга. Во всем мире такой способ организации риелторского бизнеса на сегодняшний день является весьма популярным. Рынок недвижимости отличается значительной емкостью и объемами финансовых потоков, стабильностью спроса и территориальной разбросанностью, что делает франчайзинг привлекательным для риелторов по всему миру. В настоящее время на мировом рынке работают такие крупные компании, как Century21, RE/MAX, Coldwell Banker, Prudential, Keller, GMAC, Sotheby’s, ERA.
Говоря о российском рынке, приходится признать, что на сегодняшний день эта схема пока остается здесь скорее исключением из правил. Как считает председатель совета директоров компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Григорий Куликов, причина недостаточной популярности франчайзинга на отечественном рынке в том, что одна из составляющих успеха такого проекта – развитый бренд – на сегодняшний день попросту отсутствует. «Основой любого франчайзинга является очень известный, хорошо продвинутый бренд. Глобальных брендов в России, в сфере услуг в целом и на рынке недвижимости в частности, на сегодняшний день нет, – говорит эксперт. – Компаниям приходится над этим работать, что требует вложения значительных средств». Участники рынка сходятся во мнении, что единственным классическим франчайзинговым проектом в России до настоящего времени остается Hirsh – израильская сеть, включающая в себя несколько десятков представительств на территории столицы.
Попытки развития франчайзинговой сети в свое время предпринимали, в частности, такие крупные игроки рынка, как «МИЭЛЬ» и «МИАН» – и сейчас франчайзинговые представительства «МИЭЛЬ» работают в Омске, Санкт-Петербурге, Барнауле, Тульской и Калужской областях; планов продажи франшиз в столице у компании не было – во избежание внутренней конкуренции. Что касается «МИАН», компания отказалась от дальнейшего развития бизнеса по такой схеме. По мнению управляющего компании «Hirsh-Россия» Феликса Альберта, тот факт, что франчайзинг не получил широкого распространения на столичном рынке, можно объяснить тем, что работа по такой схеме требует значительной концентрации усилий на успехе франчайзи в ущерб другим проектам, на что оказались не готовы пойти московские риелторские компании.
Однако сейчас, судя по всему, отношение участников рынка к франчайзингу меняется. Так, 6 сентября о планах выхода на отечественный рынок официально заявила Century21 – крупнейшая из международных риелторских систем (сегодня в состав сети входят порядка 8200 агентств), использующих франчайзинговые схемы. Как рассказал вице-президент компании «Century21 Россия» Владимир Димитриадис, в течение шести лет «Century21 Россия» намерена создать франчайзинговую сеть агентств недвижимости, объединенных общим названием, едиными стандартами качества обслуживания, технологиями и информационной системой, причем каждое агентство сохранит свое оригинальное название (после названия зонтичного бренда).
Согласно планам компании, в течение первого года работы (начиная с февраля 2007 года) на территории столицы будут открыты 50 офисов Century21, впоследствии сеть выйдет в регионы: Санкт-Петербург, крупные города Поволжья, а также на рынки Украины и Казахстана. В настоящее время успешной работе на региональных рынках и в странах СНГ может помешать недостаточно квалифицированный уровень обслуживания, считает руководство компании, и по этой причине в течение первого года сеть будет развиваться исключительно в Московском регионе. Всего же за 6 лет количество офисов Century 21 в России, Украине и Казахстане планируется довести до 580.
Насколько перспективен этот проект? Сомнение в быстром успехе по причине недостаточной известности в России заявленного бренда высказывает Григорий Куликов: «Я уверен, что большинству людей в нашей стране не известен ни один из североамериканских крупнейших франчайзингов. Однако франчайзинг – нормальный формат, который должен дожить до своего часа. И, на мой взгляд, этот час сейчас наступает», – считает эксперт.
Как ни странно, в успехе проекта не сомневаются основные, казалось бы, конкуренты Century 21 на столичном рынке – сеть Hirsh. «Для нас они в первую очередь партнеры, помогающие сделать отечественный рынок недвижимости более цивилизованным. Мы не считаем Century21 конкурентами», – рассказывает Феликс Альберт. О том, что «Century21 Россия» не будет прямым конкурентом Hirsh, говорит и генеральный директор выходящей на российский рынок компании Федор Ефремов: «Маркетинговая политика Hirsh нацелена в первую очередь на инвесторов, на физических лиц. На людей, по сути принявших решение начать новый бизнес с открытия агентства недвижимости. «Century 21» же ориентированы на уже существующие агентства недвижимости, малые и средние, то есть на юридические лица». Комментируя прошлый – не всегда удачный – отечественный опыт создания франчайзинговых сетей, Ефремов отмечает: «Рынок был к этому не готов. Объем предложения позволял успешно существовать всем агентствам недвижимости. Между крупными агентствами не было той степени конкуренции, как сейчас. Сейчас же идет процесс глобализации. И выхода тут два: дистанцироваться, тратить время и деньги и прийти к пониманию того, что этот процесс неизбежен, либо интегрироваться в международные продажи и вовремя перейти на международные стандарты».
Дата публикации: 10:05 12 сентября 2006
14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью
Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.
27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.
19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости /
Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.
08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы
Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru