Раздел: Новостройки и строительство / Инфраструктура / Москва -
Мы привыкли при нескончаемых автопотоках к спасительным подземным переходам, проезду по тоннелям, когда на короткое время оставляем над собой жилые кварталы и магистрали, а слово «подземка» прочно ассоциируется с отнюдь не вызывающим мрачных ощущений метро. Подземные гаражи — признак цивильности, а возникшие не так давно целые комплексы типа торгово-рекреационного «Охотного Ряда», расположенного в большей своей части ниже уровня площади, — становятся любимыми местами пребывания горожан.
Вот и оказывается, что столица – «двухуровневая». Верхний уровень мы хорошо знаем – это улицы и дома. Здесь проходит вся наша жизнь. Нижний, подземный, только осваиваем. Для большинства же гостей из дальних регионов он и вовсе терра инкогнита. Наверняка не случайно распространен анекдот про провинциала, вернувшегося в родные пенаты и делящегося впечатлениями с земляками: «Спускался в метро, бродил под Манежной площадью… Теперь знаю, что такое Подмосковье!»
Почти три десятка лет площадь 50-летия Октября «украшала» одинокая каменная глыба с надписью: здесь будет установлен «революционный» монумент. Не стало такой страны, как СССР, и исторические события советского периода вроде бы как-то стали терять свою значимость, площади вернули ее историческое название – Манежная. Городские власти решили наконец обустроить огромный «пустырь» перед Кремлем. В конкурсе на лучший проект участвовали ведущие зодчие бывших союзных республик, Франции, Голландии, Польши, других стран. А победителем неожиданно для всех оказался малоизвестный широкой публике архитектор Борис Улькин. На самом деле, на его счету было уже несколько «лауреатств» в престижных международных творческих состязаниях, и его даже очень знали, но в определенных, неафишируемых кругах – как проектировщика подземных аэродромов, шахт и стартовых ракетных площадок.
Экс-главный архитектор Бухары наряду с рутинной градостроительной работой участвовал в создании оборонных объектов южного пояса страны. По признанию Бориса Григорьевича, доводилось проектировать сооружения, когда, например, на месте «переместившейся» рощи со всеми ее деревьями, обитателями и водоемами из-под земли появлялось нечто «серьезно-военное». Подобные подземные города, естественно, оборудовались по последнему слову техники, имели автономное жизнеобеспечение.
Проект комплекса в центре Москвы стал первым схожим «гражданским» объектом. «Тогда я искал образный ключ к проекту. И нашел его у Булгакова, в «Мастере и Маргарите». Маргарита сидит в Александровском саду, смотрит на площадь, на Университет, и к ней приходит предощущение необыкновенных грядущих событий. Она ведь находится в самом колдовском месте Москвы. Лучше и таинственнее мало что есть на свете», – признавался в одном из интервью Борис Улькин.
Основным инвестором реализации грандиозных преобразований выступала фирма «Бовис», а потому вскоре проект семиуровневого подземного города перекинули «на доработку» в Великобританию. И англичане, по мнению автора, убили «живую душу» идеи. В результате комплекс общей площадью 62 тыс. кв.м (в первоначальном варианте – 154 тыс. кв.м) превратился в монотонный трехэтажный «бутик». Доработчики не вникали в рельефные особенности территории: в былые века Неглинка, допустим, устремляясь в когда-то порожистую, бурную реку Смородину и далее в Москву-реку, превратила это место в искривленное, асимметричное, сложное энергетическое пространство. Б. Улькин это как раз и учитывал, мало того, обнажал, открывал найденный археологами Воскресенский мост времен Ивана Грозного, выводил Неглинку на поверхность, «на чистую воду», так чтобы вдоль зеленых берегов, запруд и мостиков можно было дойти до ее впадения в Москву-реку.
По сути, им проектировался будущий центр столицы с культурной доминантой, с перспективой ликвидации транспортных тромбов: Тверская улица продолжалась под площадью, создавалась подземная авторазвязка на ее пересечении с Моховой.
Когда вокруг строительного котлована, обнажившего древности под сердцем столицы, кипели нешуточные страсти и газета «Завтра» писала: «В центре Москвы режим роет себе могилу», люди, разбирающиеся в современном градостроительстве, утверждали, что эта новостройка станет лучшим из подземных городов мира. Ну что ж, мнения до сих пор разнополюсные, как споры вокруг ее оформления скульптурными композициями Зураба Церетели. Кто-то ругает, называя это китчем. Кому-то нравится. Одно остается непреложным фактом: Манежная площадь стала объектом многоцелевого назначения. Она включила в себя археологический музей и офисы, торговый центр и предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т. д.), стоянки автомобилей и гаражи. Здесь расположена обширная пешеходная зона, а озелененное пространство сливается с Александровским садом. В нее вписывается сеть подземных сооружений (коллектор рукотворной реки Неглинки, три линии метрополитена, пешеходные переходы).
Манежка стала первой ласточкой в освоении подземного пространства. На несколько лет была взята пауза, и лишь недавно столичные власти вновь заявили о намечающемся строительстве подобных объектов. Основной причиной, побудившей возобновить идею «ухода под землю», стал дефицит площадок, пригодных для нового строительства, а также транспортных развязок. Поэтому уже в ближайшее время будет осуществлен ряд проектов. При этом речь идет не только и не столько о создании отдельных объектов: новые сооружения призваны решать комплекс задач сразу. А значит, строить их будут в основном там, где накопились особенно сложные проблемы.
Одним из наиболее ответственных объектов в подобном ряду станет комплекс на Пушкинской площади. Подземная часть есть и у сегодняшней «Пушки» – но пока это обыкновенные бетонные коридоры, переполненные торговыми палатками и людскими толпами. Однако идея создания нового подземного пространства площади началась с автомобильного тоннеля. Любой москвич знает, как непроходимы транспортные пробки в центре города в час пик. Пушкинская площадь в этом смысле уже давно пользуется дурной славой. В 2003 году эксперты проводили комплексное исследование организации дорожного движения в Центральном округе столицы и пришли к выводу, что «полумеры», вроде изменения режима работы светофоров или частичного расширения проезжей части, проблему не решат.
После того, как стало ясно, что без тоннеля не обойтись, специалисты начали просчитывать различные варианты строительства. У обывателя само слово «тоннель» порой вызывает ассоциации с грандиозными сооружениями. Но случай с Пушкинской площадью – совсем иное дело: расчеты показали, что тут можно обойтись совсем «малой кровью». Для того чтобы «развести» в разные плоскости потоки машин на Тверской улице и Бульварном кольце, достаточно построить короткий тоннель в 300 м, проходящий под самой границей Пушкинской площади. Подобных сооружений в Москве достаточно много. Они есть и на Садовом кольце – например, на Триумфальной площади и на Бульварном кольце – на Арбатской площади.
В пользу именно такого проекта говорит природный рельеф самой площади. Планируемый тоннель только выровняет траекторию движения автомашин – вместо того, чтобы, пересекая Тверскую, подниматься на холм, а затем спускаться с него, машины поедут по ровной поверхности, только под землей. Соответственно, сильно заглублять тоннель в землю не придется, равно как и строить на площади эстакады. В соответствии с проектом, со стороны кинотеатра «Пушкинский» намечено возвести четырехуровневый подземный комплекс, два этажа которого будут занимать торгово-развлекательные центры.
Помимо автомобилистов, в выигрыше окажутся еще и пассажиры метро. Это один из ключевых пересадочных узлов всей системы столичной подземки. Но если две из станций («Пушкинская» и «Тверская») связаны между собой переходами, то станции «Чеховская» повезло гораздо меньше. Она рсположена особняком, на изрядном удалении, что отнюдь не всегда удобно, особенно зимой или в дождь. Новое подземное пространство на Пушкинской площади даст москвичам единое пешеходное пространство, объединяющее все три станции метрополитена, от которых можно будет одинаково легко попасть и в новые магазины. По существу, под «Пушкой» появится «всепогодная» часть города, в которой будет все необходимое, чтобы жители не зависели от капризов климата.
Общая площадь строительства составит 95 тыс. кв.м, из которых 35,9 тыс. кв.м займет торгово-досуговый центр. Территория самой площади будет благоустроена. Ее зеленая зона увеличится до 9,9 тыс. кв.м, фонтанов, расположенных на ней, станет больше.
Садового кольца коснутся перемены и площади Тверской Заставы. Два года назад пьедестал «покинул» демонтированный памятник Максиму Горькому, под землей вовсю работают строители.
Новый пятиярусный комплекс с супермаркетом, мультиплексом, торговой галереей, ресторанами, сервисными службами и огромная парковка почти на полторы тысячи мест займут в общей сложности 112 тыс. кв.м, а это по размаху значительно превосходит молл на Манежной. Проект настолько масштабен, что разрабатывать его поручили двум крупнейшим проектным организациям – «Моспроекту-2» и ГУП «Мосинжпроект», отвечающим за общее архитектурно-планировочное и конструктивное решения. Проектировщики уверяют, что площадь после завершения всех работ останется прежней. Будет построена новая транспортная развязка, которая поменяет направление движения автотранспорта по 1-й и 2-й Брестским улицам. Это позволит создать единую пешеходную зону с 1-й Тверской-Ямской улицей. Никакие постройки не исказят привычного вида, граждане, как и раньше, смогут гулять наверху, а торговые павильоны разместятся исключительно под землей. Кстати, и временно перемещенного «буревестника революции» работы Веры Мухиной непременно вернут на законное место.
На площадь Павелецкого вокзала компания «Ингеоком» перешла после успешного освоения другой привокзальной территории – у Курского. Участок застройки общей площадью почти 130 тыс. кв.м предусматривает сооружение двух наземных 2–3-этажных павильонов с восточной и западной стороны. По проекту, западный павильон связан с пешеходным переходом, соединяющим станцию метро «Павелецкая-кольцевая» и железнодорожный вокзал. Он же является наземно-подземным входом в торговый комплекс. Восточный павильон предполагается как главный вход в комплекс, также соединенный со станцией метро, вокзалом и выходом в сторону Шлюзовой набережной.
Комплекс включает в себя торговые помещения, кинотеатр-мультиплекс на 1495 мест, культурно-развлекательный блок, атриумное пространство с ресторанами быстрого питания, технические помещения. Все внутреннее подземное пространство-пассаж и главная площадь будут освещаться естественным светом через специальные стеклопакеты, которые установят в дорожном покрытии сквера. Для удобного заезда в комплекс предусматривается перенос трамвайных линий ближе к зданию вокзала. Причем в проекте предусмотрены 5-уровневые подземные автостоянки на 875 машиномест.
Сама площадь сквера будет дополнительно озеленена, благоустроена и оборудована малыми формами – декоративными скульптурами, фонтаном и другими элементами городского дизайна. Все это, по мнению архитекторов, придаст территории уютность и аккуратность.
Недалеко от станции метро «Полянка», на Болотной площади, расположится подземный комплекс (так как этот проект, пожалуй, единственный, где не определен инвестор, то имеется вариант на восемь подземных этажей!). В «четырехэтажном» предложении на первых двух этажах будут находиться торгово-развлекательные помещения, на третьем – детский развлекательный центр, администрация, торгово-складские помещения. На четвертом – автостоянка на 400 машиномест. Общая площадь новостройки – 31 тыс. кв.м.
Пространство под площадью, на которой когда-то обитал «железный Феликс», также предполагается превратить в четырехуровневое городское «подземелье» общей площадью более 70 тыс. кв.м. Пятнадцатиметровая глубина и прочие параметры сооружения согласованы с Федеральной службой безопасности – теперь судьба Лубянки зависит от инвесторов. Два нижних этажа нового сооружения отданы под парковки, верхние – под торговый комплекс с выходом в универмаг «Детский мир» (кстати, разрабатывался и вариант, в котором торговых площадей не было вовсе).
Аналогичные ТРК предполагается возвести также на Колхозной (Сухаревской), Садово-Спасской и Триумфальной площадях, а также в районе Крестьянской Заставы. В ожидании своего «подземного» часа площади Восстания, Триумфальная, Театральная, Славянская и другие. Наконец, уже представлен проект преобразований на Новом Арбате, всерьез рассматривается создание «подземной» Тверской улицы, которая соединит Пушкинскую с Манежной, а в перспективе и Театральной, Лубянской площадями.
Таким образом, освоение подземного пространства – еще одна грандиозная задача (наряду с возведением небоскребов), поставленная перед строителями. Конечно, в каждом новом деле неизбежны ошибки, многому придется учиться в процессе работы. Но главное – во вполне обозримом будущем Москва станет многоуровневой. И понятия «минус второй», «минус четвертый этаж» станут для всех привычными, а в «подмосковье» москвичам и гостям столицы будет вполне комфортно.
Дата публикации: 10:12 26 марта 2007
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru