Раздел: Коммерческая недвижимость / Москва -
В последние годы сегмент торговой недвижимости не только утвердился в роли флагмана отрасли, привлекая более половины всех инвестиций в коммерческую недвижимость, но и продолжает развиваться в сторону повышения качественных характеристик. Важным показателем в этом отношение можно считать появление новых форматов торговых помещений.
Одним из таких форматов, ранее не представленных на российском рынке, и является Ритейл-парк. Конечно, его существование – не новость для девелоперов и инвесторов, другое дело, что, несмотря на большое количество заявленных проектов, на практике из них пока не был реализован ни один.
Вероятно, для того чтобы рассуждать о каком-либо объекте, не реализованном и существующем пока что только на бумаге, необходимо понимать следующее: говорят ли все участники рынка об одном и том же явлении или мы просто пытаемся надеть понравившийся заграничный термин на то, что уже и так давно присутствует на российском рынке. Дело в том, что в классическом варианте понятие «ритейл - парк» должно быть связано, прежде всего, с обширной территорией (от 100 до 200 тыс. кв. м.), а так же с общей идеей и архитектурной концепцией, которая эту территорию объединяет в единую целостную торговую систему. В России же, в том виде, в каком он представлен за рубежом ритейл – парк, пока как таковой отсутствует.
По словам заместителя директора компании Jones Lang LaSalle Полины Жилкиной, такое понятие как «ритейл парк» у нас действительно обросло множеством смыслов и все подразумевают под ним что-нибудь свое. Как правило, имеется в виду скопление коробок, ограниченных одной площадью и парковкой. В тоже время, в Европе подобные проекты сами по себе больше напоминают города – спутники и находятся далеко за чертой города. На их территории наряду с максимально широкими спектрами различных товаров также представлены и услуги. Например, автосалон соседствует с техцентром и магазином запчастей, недалеко может располагаться автотюнинг. «Единственное необходимое условие для девелопера, управляющего проектом - избегать конкурирующих арендаторов. Товарные группы в рамках одной территории должны непременно дополнять друг друга. Как правило, об архитектуре в таких масштабах речь не идет, – уточняет Полина Жилкина. - Скорее, наоборот, при их строительстве используются только самые дешевые материалы».
И все же, главными условиями для реализации и функционирования проектов масштаба ритейл - парка, в первую очередь, являются большая площадь под застройку и платежеспособность населения, занимающего близлежащие территории.
Соответственно строить их необходимо в зоне досягаемости больших развитых городов. Первое, что приходит на ум в этом ключе – это Подмосковье. Возможно, что реализация проекта строительства ЦКАД (многополостной магистрали вокруг МКАДа, захватывающей зоны по всей МО) создаст почву для развития нового направления торговых и логистических парков.
Что касается Московского региона сегодня, то «самая оптимальная зона строительства ритейл – парков находится, естественно, за чертой города, и даже не вокруг МКАДа, уже отягощенного крупными торговыми центрами, - считает Полина Жилкина. Куда разумнее, по ее мнению, размещать ритейл – парки на скоростных трасах, соединяющих Москву с Ригой, Владимиром, по Горьковскому или Киевскому шоссе. Жители этих городов едут закупаться в Москву, поскольку в столице инфраструктура развита куда лучше. Правда особенно удалять постройки от московского платежеспособного населения в сторону региональных городов все же не стоит. Конечным потребителем вполне могут быть москвичи, в том числе и представители малой и средней розницы. В сущности, вопрос сводится не столько к самой территории, на которой планируется разместить торговые комплексы, сколько к ее транспортной доступности. Как отмечает заместитель руководителя Отдела исследований компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Денис Соколов, «на фоне дефицита земельных участков с высокой проходимостью, возникает необходимость для девелоперов рассматривать менее оживленные участки, но способные при этом привлечь поток посетителей. Готовность потребителей тратить много времени на дорогу к торговому центру существенно повышает шансы на успех объектов расположенных относительно далеко от черты города».
Но до тех пор, пока рядом со столицей вырастет гигантский город товаров, времени пройдет немало, а между тем, дефицит в крупных торговых форматах ощущается не столько московскими и подмосковными жителями, сколько населением более отдаленных городов. Вполне могут «потянуть» ритейл - парки и многие развитые сырьевые регионы. Один из таких проектов уже реализуется в Екатеринбурге. Как рассказал генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт» (девелопер проекта) Игорь Суханов, общее количество торговых площадей будущего ритейл-парка составит около 200 000 кв.м. Общее количество арендаторов – более 300. В тоже время, по его мнению, привязка к определенной концепции по большому счету не важна, решающую роль играет гибкость и умение чутко реагировать на потребности покупателей. «В силу того, что российский рынок все ещё можно считать относительно молодым, многие форматы потребитель склонен идеализировать. Нужно понимать, что, во-первых, идеального формата нет, во-вторых, любой формат живет и трансформируется. Когда мы говорим – «российский ритейл-парк», мы должны понимать, что это очередная попытка взять международные наработки и приложить их к российской ментальности, - пояснил он. - Можно воплощать проект по всем канонам, но гарантии, что он будет успешным, все равно нет.
Можно создать неправильный с точки зрения канонов проект, но он будет успешным и востребованным покупателями и ритейлерами».
Классика ритейл-парка – это комплекс отдельно стоящих зданий. Классический ритейл-парк строится дешево и быстро. С позиции архитектуры в западной и европейской традиции ритейл-парков есть ряд отличий. Европа строит ритейл-парки из 2-3-этажных магазинов, при этом, обращая внимание на архитектурный облик; Америка практикует малобюджетное строительство - одноэтажные «бигбоксы», здания ангарного типа, где главное – функциональность, при этом, архитектурные изыски Запад не интересуют.
Если говорить о ситуации в России, то «исходя из дефицита земельных участков, в нашем случае, целесообразно было поднимать магазины на 2 этажа в высоту, хотя с позиции классического американского ритейл-парка это не совсем правильно.
Что касается архитектуры, мы выбрали золотую середину, – благоприятное внешнее оформление магазинов, в то же время никаких особых архитектурных изысков, чтобы сохранить относительно низкую стоимость строительства, - отмечает Игорь Суханов.
Итак, отвечая на главный вопрос данной статьи – жизнеспособен ли формат «ритейл – парк» на территории нашей необъятной Родины, мы склонны ответить – да. «Да» - с некоторыми оговорками. Во-первых, понадобится некоторое время, прежде чем первые ритейл – парки будут построены, причем ожидать их, вероятнее всего, стоит скорее в регионах, чем в Московской области. С этим согласен и Игорь Суханов, который указывает на удешевление строительства в регионах по сравнению с Московской области: «Стоимость строительства зависит от многих факторов – от архитектурной концепции, материалов, от того, кто реализует проект и в каком регионе».
В Москве стоимость строительства составляет около $1500-1600/м² - и это за классический одноэтажный бигбокс ангарного типа. В регионах подобный объект можно построить в пределах $800-1200/м² (без учета стоимости земли)». Во–вторых, пока не появилось общей терминологии и понимания, о каких именно форматах идет речь, в том или ином контексте, мы будем сталкиваться лишь с «вариациями на тему ритейл – парков». Это конечно вызовет некоторый резонанс в прессе, но, в сущности, для конечного потребителя товаров и услуг это не будет иметь большого значения. «Различия в восприятии концепции ритейл - парков у операторов рынка, связано с отсутствием такого формата у нас в России, соответственно, нет и «общего знаменателя», но ситуация скоро изменится, - считает Денис Соколов. - В условиях дефицита современных торговых площадей, у ритейл - парков есть неплохие перспективы. На фоне потребительского бума новый формат может пользоваться успехом у потребителей, постепенно пресыщающихся привычными вариантами ТЦ».
Вероятность перспективного будущего ритейл – парков подтверждает и Игорь Суханов: «Говорить о том, что в России не готова почва для создания ритейл-парков, я бы не стал. Ритейл-парки - жизнеспособный формат, это показывает зарубежный опыт. Отсутствие жестких критериев данного формата позволяет гибко планировать концепцию таких проектов. Исходя из некого портрета целевого потребителя, можно обозначить, что ритейл-парки – формат востребованный. Если говорить о заинтересованности со стороны ритейлеров, тоона очевидна, многим из них нужны большие площади по оптимальным арендным ставкам. И ритейл-парк способен им это предоставить. Есть группы товаров, для которых ритейл-парк – оптимальный формат. Это строительные и отделочные материалы, бытовая техника, мебель и прочее».
На вопрос о перспективах строительства и популяризации формата ритейл – парка в России нам ответил и Алексей Сафонов, начальник отдела брокериджа УК «Торговый Квартал», который, апеллируя к истории и предыдущему неудачному опыту, не так оптимистичен в своих прогнозах: «Первый ритейл-парк в Москве был построен на Варшавском шоссе, и если бы не близость Metro и не участие в этом торговом центре OBI, проект был бы невостребованным. Другим неудачным подобием ритейл-парка можно назвать Вэймарт на МКАДе. Показатели посещаемости данного центра ещё раз доказывают отсутствие на российском рынке успешных форматов российских сетей. Ритейл-парки – это торговые комплексы отнюдь не гигантского масштаба, и в целом их развитие никак на рынке не отразится. Ритейл – парк – это один из форматов торгового объекта и не более того. Несомненно, что это формат успешный, но не для России в настоящее время. Центр такого комплекса должен состоять из действительно популярных и востребованных операторов. На сегодняшний день российских сетей, которые могут быть полноценными участниками ритейл-парков, к сожалению, нет. Классический ритейл-парк в России могли бы составить западные операторы: продовольственный оператор – Ашан, DIY – OBI , электроника – Mediamarkt , спорттовары – Decathlon , одежда – Zara , мебель и товары для дома – Ikea . Разумеется, дополнительным элементом данного комплекса будет выступать зона общепита, услуг, товаров импульсного спроса. Но на сегодняшний день каждый из данных операторов является «звёздным» в своём профиле и служит якорем в других торгово-развлекательных центрах». Подводя итоги, хотелось бы все же отметить еще один момент. Несмотря на разные точки зрения представителей ряда компаний, любое строительство, любых форматов будет успешно развиваться в той стране, где создаются все условия для успешной работы девелоперов со стороны правительства. Быть может, что, понимая все сложности изнутри процесса, и принимая в строительстве непосредственное участие, власти явились бы не сдерживающим фактором, а напротив – динамичной составляющей для роста и развития рынка и строительства в частности. «Что касается роли правительства в реализации таких проектов как ритейл-парки, можно сказать, что это идеальная модель, когда власть выступает соинвестором таких масштабных проектов. Хорошо, если представители власти понимают важность таких проектов для экономики региона – расширение границ города, развитие экономики, формирование торгово-транспортных узлов, новые рабочие места и прочее. Однако в российской практике примеров совместной реализации подобных проектов я не знаю», – подводит итог Игорь Суханов.
Ритейл-парк – уникальный формат специализированной розничной торговли, не имеющий аналогов в России. Ритейл-парки – один из самых популярных и быстроразвивающихся торговых форматов в Европе. Как правило, ритейл-парки расположены на окраинах города или в пригороде и представляют собой комплексы из 1-3-этажных зданий, расположенных на одной территории площадью до 200 000 м² и объединенных общей парковкой. При этом каждый магазин имеет отдельный вход.
В ритейл-парке нет бутиков, они представлены дискаунтерами. Обычно в ритейл-парках представлены якорные арендаторы, которые занимают 70-90% общей площади. Одна из особенностей ритейл-парка – минимум площадей общего пользования (галерей, лифтов, технических помещений, вестибюлей), которые в классическом ТЦ занимают до 30-40% общей площади, а прибыли не приносят. Соответственно, стоимость строительства комплекса будет дешевле на 20-30%, по сравнению с классическим ТЦ.
Дата публикации: 10:33 16 мая 2007
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы
20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость
Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.
17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru