Раздел: Коммерческая недвижимость / Торговые центры / Москва -
Еще несколько лет назад мы не были такими разборчивыми: вспомним, как даже не без удовольствия выбирались в выходные в «ближайший» (всего полтора-два часа пути) торговый центр за покупками. И удивлялись при этом: смотрите-ка, какой огромный магазин, и кино тут есть, и рестораны…Теперь все не так – требования покупателей растут, и от торгового центра хотят не просто удобного местоположения или хорошего подбора магазинов. Нет, теперь мы хотим, чтобы с нами дружили.
Иными словами, нам нужно, чтобы торговый центр заботился о такой тонкой материи, как наше настроение. «Ежегодный рост количества брендов на рынке Москвы составляет порядка 3-5%, и новыми магазинами удивить посетителя достаточно сложно.
Поэтому в торговом комплексе необходимо учитывать массу более мелких факторов, влияющих на настроение посетителя: начиная от размеров и удобства парковки и заканчивая удобной навигацией и обеспечением безопасности внутри здания, – считает менеджер департамента консалтинга компании Becar Commercial Property Moscow Константин Королев. – Таким образом, можно сказать, что быть сейчас дружественным для покупателя торговому центру в разы более важно, чем 5-7 лет назад».
Еще в начале 2000-х потребителю приходилось выбирать из считанного количества торговых объектов, и вопрос об удобстве просто не возникал, соглашается руководитель отдела консалтинга Praedium Елизавета Эстрина: «В хороший ТЦ покупатели готовы были добираться не один час». И то верно: автор лично помнит, как ездил «за красивой жизнью» и за покупками первой необходимости из Тушино до «Новоарбатского». Кроме шуток, было проще проделать такой путь, чем покупать на рынке у метро. «Однако сейчас предложение торговых центров значительно увеличилось, всего работающих крупных объектов насчитывается более 150, поэтому покупателю незачем терпеть какие-либо неудобства, он может найти торговый центр, максимально соответствующий его предпочтениям», – считает Эстрина.
Хотя, конечно, насчет легкости можно и поспорить. «На сегодняшний день на московском рынке торговой недвижимости нет примеров торговых центров, которые можно было бы действительно назвать consumer-friendly (дружественными по отношению к покупателю. – Прим. ред.) по комплексу показателей», – уверена руководитель департамента аналитики Colliers Int Ольга Ясько.
Теперь разберемся по порядку, как именно торговый центр должен дружить с покупателями. Для чего проследим путь посетителя в ТЦ от входа до выхода. «Все начинается с заезда или входа. Здесь слишком крутой поворот на въезде в подземную парковку может сильно испортить настроение не слишком уверенному водителю, а иногда просто не позволить въехать мини-вэну или большому внедорожнику, – рассказывает менеджер департамента консалтинга компании Becar Commercial Property Moscow Константин Королев. – Скользкая плитка перед тяжелой дверью может сыграть злую шутку с посетителем зимой или в дождь. Далее посетитель должен сориентироваться: даже если он не впервые попадает в комплекс, он может забыть, на какой площадке оставил машину или какой выход ведет к этой площадке (ярким примером недружественной к посетителю планировки, несмотря на свою коммерческую успешность, может служить «Мега»). Найти путь до магазина по плану просто только в случае привычных прямоугольных или замкнутых планировок без ответвлений».
И понятно, что, совершив все нужные покупки, посетитель должен с комфортом добраться до автомобиля. «Если в составе ТЦ есть строительно-отделочный супермаркет, то для него должны быть предусмотрены травеллаторы, грузовые лифты и отдельный выход на парковку с зоной загрузки для посетителей», – уточняет Королев.
Конечно, где-то в глубине души воспитанного на «ненавязчивом советском сервисе» потенциального покупателя наверняка тлеет сомнение: неужели для меня кто-то будет так стараться, предусматривать все эти мелочи? Между нами говоря, должен бы, по крайней мере если торговый центр намерен быть конкурентоспособным. Ну, а в более общих чертах, любой уважающий себя современный ТЦ, как считает Елизавета Эстрина, должен учитывать в обязательном порядке следующие моменты:
«С указателями зачастую достаточно сложная ситуация, – не спорит Константин Королев. – В некоторых ТЦ предпринимаются попытки обеспечить указателями все магазины. Здесь разработчики знаков иногда встают перед проблемой указания, например, пути «вверх и налево» или «вниз за поворотом», т. е. когда путь следования к помещению не лежит в одной плоскости. Казусы чаще всего возникают при разработке пиктограмм для товарных групп – в идеальном случае их надо проверять на тест-группе, т. к. мышление художников более образно, нежели у рядовых посетителей». Кроме того, добавляет эксперт, стремление направить определенным образом потоки посетителей может привести к тому, что для перемещения на этаж ниже или выше приходится пройти через весь комплекс. «Направляя потоки, важно помнить, что некоторых посетителей может отпугнуть такое принуждение. Дайте им чуть больше свободы перемещения – добавьте лифт хотя бы посередине пути между эскалаторами, ведущими вверх и вниз», – советует Королев.
Как мы уже говорили выше, идеального ТЦ в Москве пока что нет, есть лишь стремящиеся к совершенству, удачно справившиеся с частью обязательных параметров. «Удачные торговые центры есть на столичном рынке, но «неудачных» все равно пока больше, – говорит Елизавета Эстрина. – В качестве положительных примеров можно привести обе «Меги». Там хорошо продуманы подъездные пути, оснащенные указателями, есть удобная бесплатная вместительная парковка, наземная и подземная, внутри торговых центров имеется электронная навигационная система, воспользовавшись которой можно достаточно быстро и просто найти необходимый магазин. Также среди удобных для покупателей можно отметить ТЦ «Атриум». Он характеризуется хорошим доступом, центральным местоположением, удачным подбором арендаторов, включая кинотеатр; там имеются понятные указатели, вместительный (однако недешевый) подземный паркинг». Ольга Ясько отмечает в качестве положительных примеров максимально удобную организацию подземной парковки в ТРЦ «Фестиваль», работу службы охраны в торговых центрах «Мега». Увы, как показывает практика, найти минусы у этих ТЦ можно «с лету» – примеры (с той же «Мегой») глазами как посетителей, так и участников рынка встречаются по тексту выше. Так что, по-видимому, дружить с нами торговые центры хотят. Но пока еще не совсем научились.
Дата публикации: 17:51 26 июня 2007
11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.
29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.
02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы
20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /
Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.
17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры
Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru