Раздел: Жилая недвижимость / Россия - Источник: Квартирный ряд

Михаил Рыбальченко: если ты собственник жилья, неси за него ответственность

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Восточная мудрость – сколько ни говори «халва», а во рту слаще не станет – весьма созвучна с реформой ЖКХ. Говорят и пишут о ней много, но люди продолжают воспринимать реформирование как нечто, не имеющее к ним прямого отношения, либо как некую страшилку – неминуемую стопроцентную оплату услуг.
 
Как изменить отношение к реформе, что нужно сделать, чтобы жители поверили в себя? Об этом корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Юго-Восточного округа Михаилом РЫБАЛЬЧЕНКО.

– Михаил Борисович, юго-восток столицы известен своими новациями в сфере ЖКХ. Впервые именно у вас бывшие РЭУ стали частными предприятиями…

– Действительно, в начале 90-х годов по инициативе префекта Владимира Зотова в округе были разделены функции между подрядчиками и заказчиками. Дирекции стали управляющими компаниями, а бывшие РЭУ – исполнителями работ. За это время в каждом районе сложился свой круг обслуживающих организаций, который, как правило, меняется редко – жителей устраивает их работа. Если нет, то на ежегодном конкурсном отборе они просто «сходят с дистанции», а их место занимают другие, более добросовестные. В сфере эксплуатации жилищного фонда конкурентные отношения вполне развиты, чего, к сожалению, нельзя сказать о сфере управления.

– А как же частная управляющая компания?

– Да, она работала, но сейчас договор с ней расторгнут, а жилищный фонд передан в управление ГУП ДЕЗ «Выхино».
Во-первых, управление в ней было на низком уровне, а удельные расходы – одни из самых высоких. Буквально на все, будь то замена плиты, уборка территории или эксплуатация квадратного метра жилья. ГУП «Выхино» работало куда более эффективно. Это и послужило основной причиной отказа от продолжения сотрудничества с компанией. Во-вторых, в сфере ЖКХ еще велика роль командно-административных методов…

– Какой урок вы вынесли из этого опыта? Будут ли развиваться в округе частные управляющие компании?

– Отрицательный результат – тоже результат. Неудача вовсе не означает, что таких экспериментов не надо проводить в дальнейшем. Кстати, ожидающиеся сейчас новые законы в сфере управления жилищным фондом как раз и позволят в правовом поле регулировать меру ответственности и прав управляющих компаний. Они в округе остались. То же ООО «АКВА-ХОЛДИНГ», в управлении которого находится 37 домов ТСЖ.

– И все же главная роль по-прежнему отводится ДЕЗам?

– Это государственные предприятия, которые находятся под контролем власти, и мы можем отрегулировать правильность решений их руководителей, в отличие от частных компаний, где жители иногда становятся заложниками неквалифицированных управленцев. Причем работа в рыночных условиях приучила дирекции к постоянному поиску дополнительных источников доходов. Когда ввели ЕИРЦ и единые платежные документы, это раскрыло глаза на прохождение финансовых потоков, на то, кто как платит – жители и арендаторы. ДЕЗы стали вплотную заниматься долгами. Сегодня в округе нет ни одной дирекции, которая бы не выполняла план по доходам. Практически во всех районах налажен автоматический обзвон должников, идет работа с судебными приставами.

– Как обстоят дела с ведомственными домами?

– Ведомственное жилье – анахронизм, от которого надо избавляться. Не можете содержать дома – передавайте их городу! Думаю, в будущем году мы в основном эту проблему решим. Сейчас завершается передача бывшего жилья завода «Фрезер». Остается открытым лишь вопрос по домам, принадлежащим Министерству обороны.

– ЮВАО – второй в Москве округ после Центрального по количеству товариществ собственников жилья, у вас их 233. Все ли ТСЖ эффективно управляются, как встретили зиму?

– Для сравнения – в 88% домов, находящихся в управлении дирекций, проблем с подготовкой к зимнему сезону не было. В домах товариществ очень многое зависит от уровня управляющего. Скажем, председатели ТСЖ «Гурьянова-17, 19» в Печатниках, «Форум» в Марьине готовились к зиме плохо, игнорировали предписания Мосжилинспекции, задолжали перед ресурсоснабжающими организациями. Только после неоднократных обращений глав управ, руководителей префектуры в прокуратуру, неоднократных вызовов руководителей товариществ на районные и окружные тепловые комиссии удалось добиться того, что дома к зиме были все-таки подготовлены.

– Вы считаете, что в этих просчетах виноваты только председатели ТСЖ?

– К сожалению, уровень управленцев в товариществах во многих случаях оставляет желать лучшего. Люди нередко выбирают председателями ТСЖ тех, кто больше владеет фразеологией, нежели практическими навыками менеджера, управленца, экономиста и т.д. У нас не прописан механизм ответственности управляющих, и сами члены товариществ мало знают свои права и обязанности. Зачастую органы власти вынуждены подменять собой собственников жилья, чтобы отстаивать их же интересы! Но дело не только в этом, а еще и в серьезных прорехах в законодательстве по ТСЖ. Отсутствует механизм проверки финансовой деятельности товариществ, и закон не предусматривает, какая организация имела бы на это полномочия. Как контролировать недоплаты по коммунальным платежам в домах, находящихся на самофинансировании? Методики взимания долгов попросту нет.

– Может, стоит готовить управляющих ТСЖ в учебных заведениях?

– Вопрос ставился неоднократно на городском уровне, и, думаю, он решится в ближайшее время. В нашем округе немалый потенциал учебных заведений. По крайней мере, курсы для действующих управляющих мы проведем обязательно.

– Немало проблем достается ТСЖ в наследство от управляющих компаний, назначенных строителями. Они принимают дома с большими недоделками…

– Эти «карманные» управляющие компании, как правило, неэффективны. Необходимы нормативные решения, запрещающие сдачу строителями объектов практически самим себе.

– В Жулебине проходит эксперимент по созданию мультисервисной сети жилищного фонда, автоматизированной передаче данных от приборов учета в ЕИРЦ. Есть ли какие-нибудь результаты?

– Узлы учета установлены в 50 домах. Остальные будут сданы до конца года. Сейчас мы можем говорить о первых результатах эксперимента. Экономия потребления холодной воды составляет 10–15%. По горячей воде разброс показаний достаточно велик. В некоторых случаях есть незначительная экономия (2–5%), а в отдельных домах превышение фактического потребления над расчетным доходит до 20–30%. Это сигнал о том, что либо есть утечки, либо неучтенные потребители – незарегистрированные гости, либо гидравлические системы подогрева полов и т.д. Эксперимент показал и другое – сеть, созданная на базе оптико-волоконных технологий, может заменить все имеющиеся каналы передачи информации по программе «Электронная Москва». Это касается и вопросов безопасности – по ней передаются сигналы с видеокамер в подъездах и на улицах, с датчиков закрытия дверей подвалов, чердаков и электрощитовых. Кроме того, мультисервисная сеть может полностью окупить себя за счет предоставления населению коммерческих услуг: кабельное телевидение, цифровая телефония, высокоскоростной Интернет.

– Округ имеет неплохие информационно-коммуникативные ресурсы. Каковы перспективы их использования и развития для жителей?

– Уже сейчас люди могут платить за услуги ЖКХ не в Сбербанке, отстаивая в очереди, а по карточке платежной системы «Рапида», которая предоставляет возможность оплачивать услуги по Интернету, телефону. Все дирекции заключили договор с этой системой, и, между прочим, более 40 тысяч человек уже пользуются ею. В Жулебине будет создан единый номер обращений жителей по вопросам ЖКХ. В перспективе – создание аналогичного номера в масштабах округа. Мы сможем оперативно контролировать выполнение работ по жалобам, избавимся от диспетчеров-грубиянов, халатно относящихся к своим обязанностям. Ведь все звонки будут записываться. Совместно с компанией «КИБЕРСО» внедряем систему оптимизации маршрутов вывоза отходов.

– А что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы ускорить ход жилищно-коммунальной реформы?

– В первую очередь нужно перевести отрасль на принцип пообъектного управления. Единицей планирования и учета расходования средств должен стать конкретный жилой дом, а не общий массив жилищного фонда. Управление должно вестись с учетом фактического состояния дома, степени его износа, числа проживающих людей, а также состояния закрепленного за ним земельного участка. Чтобы жители, если захотят внедрить у себя самоуправление, или управляющая компания, которой они доверят свой дом, знали, во сколько обходится его обслуживание и содержание.

Часть правовых проблем должен снять рассматриваемый Госдумой пакет жилищных законов, новый Жилищный кодекс. Но главное в реформе ЖКХ – изменение сознания людей. Если ты собственник жилья, будь добр, неси за него ответственность, если наниматель – знай свои права и обязанности. Во всем мире если человек не может оплачивать данное жилье, он переезжает в то, которое ему по карману. Если же жители платят сполна, то и требуют от управляющих и обслуживающих компаний (как угодно – хоть по суду!) безусловного выполнения своих обязательств. В нашей стране только подходят к такому цивилизованному способу решения вопросов. Если мы взялись за реформу, надо ее доводить до конца, не останавливаться на полпути, а тем, кто действительно нуждается в помощи, должны выделяться субсидии.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:

Михаил Борисович Рыбальченко родился в 1954 году. Окончил Московский станкоинструментальный институт. Работал на предприятиях цветной металлургии, радиопромышленности. С 1993 года – заместитель супрефекта муниципального округа «Братеево», с 1995 по 1998 годы – супрефект, с 1998 по 2002 годы – глава управы района Братеево (ЮАО), с декабря 2002 года – заместитель префекта Юго-Восточного округа Москвы.

Дата публикации: 09:49 14 декабря 2004

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

14.07.2016 - Раздел: Жилая недвижимость

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение - по закону!

Переселение - по закону!

06.10.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные - по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

29.06.2007 - Раздел: Жилая недвижимость

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

Социальный наем: права и обязанности

19.09.2005 - Раздел: Жилая недвижимость

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя - собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

01.10.2014 - Раздел: Жилая недвижимость / ЖКХ

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012