Наши ТЦ впереди Европы всей

Наши ТЦ впереди Европы всей

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

По объему ввода новых торговых центров Россия выходит на первое место в Европе: если верить заявлениям девелоперов, до конца 2008 года у нас в стране введут в эксплуатацию 4,6 млн кв. м торговых площадей. Для сравнения: по всей Европе – 11,4 млн кв. м. Вопросов возникает сразу несколько.

Сколько?

Во-первых, главный вопрос: не рано ли говорить о новых рекордах? Одно дело заявить, другое – сделать. Во-вторых, большая часть заявленных проектов (как следует из доклада по европейским торговым центрам European Shopping Centres Report) компании Cushman & Wakefield, качественных, выводящих Россию на первое место, расположены в регионах. Действительно ли построенные объекты будут столь хороши?

«Существует тенденция переноса сроков ввода объектов в эксплуатацию, поэтому есть вероятность, что не все из заявленных к открытию объектов реально выйдут на рынок. Но необходимо отметить, что на 2008 год заявлены к вводу в эксплуатацию очень масштабные объекты, потому общий объем предложения в любом случае увеличится существенно», – комментирует руководитель отдела консалтинга компании Praedium Елизавета Эстрина.

«В большинстве городов, в которых мы работали, в стадии заявленного проекта находится несколько торговых центров, дальнейшая судьба которых непонятна. Если проект уже начал строиться, то успешная реализация до конца 2008 года вполне вероятна, тогда как если проект только в планах, то вряд ли девелоперы успеют его реализовать», – рассказывает ведущий аналитик Russian Research Group Татьяна Скок.

По мнению специалистов компании «Миэль – Коммерческая недвижимость», планы по введению торговых площадей, скорее всего, будут реализованы процентов на 80. Остальные же площади будут введены с опозданием по административным и финансовым причинам, уверен генеральный директор компании «Миэль – Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин.

«На 2008 год действительно заявлено о вводе очень большого количества торговых объектов, причем многие из них достаточно крупные по площади. Однако необходимо учитывать, что уже несколько лет в России продолжается тенденция переноса ввода торговых центров, и, скорее всего, 2008 год не станет исключением, – дает свой прогноз вице-президент по стратегическому развитию компании Blackwood Михаил Гец. – Таким образом, можно прогнозировать, что заявленная цифра уменьшится где-то до 3-3, 5 млн».

Какие именно

Это, конечно, тоже немало. Но если присмотреться к тому, что и как сейчас строят в регионах, становится понятно, что к стадии работы над ошибками перешли, пожалуй, только в миллионниках. В городах помельче пока что больше самих ошибок.

Недавно на одном из профильных мероприятий в пример приводили Казань, застроенную торговыми центрами, в которые не идут арендаторы. Но здесь, по крайней мере, проблема уже понятна и, говорят, года через 3 предложение найдет свой спрос.

«На сегодняшний день девелоперы при реализации проектов ТЦ совершают одни и те же ошибки. Региональные девелоперы в надежде сэкономить средства разрабатывают концепции объектов самостоятельно, что в большинстве случаев приводит к высокой доле ошибок, – рассуждает Михаил Гец. – Причем если в первые годы при отсутствии конкуренции некоторые недочеты незаметны, то при выходе на рынок более конкурентоспособных продуманных торговых центров они будут снижать привлекательность объекта как для посетителей, так и для арендаторов».

«Региональные девелоперы не всегда придают значение важности маркетинговых исследований, думая, что они все равно знают про свой регион больше. Зачастую в этом есть логика, но не только знание региона является залогом успеха торгового центра», – дополняет Татьяна Скок.

Основные ошибки – в определении емкости рынка, профиля и класса объектов, а также целевой аудитории, считает Елизавета Эстрина. «Если столичный рынок уже сформировался, здесь можно выявить какие-то закономерности и предсказывать, то региональный рынок только начинает формироваться, поэтому исследование рынка надо проводить тщательнее, – говорит эксперт. – Еще одна ошибка – неправильный выбор якорных арендаторов. А поскольку именно «якоря» генерируют основной поток покупателей, то при неудачном выборе торговый центр вряд ли будет успешно функционировать».

В каких условиях

Как считают участники рынка, в наступающем году кардинальных перемен в торговом сегменте ожидать не стоит: основные тенденции-2007 останутся в силе. Это, конечно, перенос сроков ввода в эксплуатацию, также и преобладание спроса над предложением (за исключением отдельных случаев вроде вышеприведенного). Кроме того, размещение торговых площадей в составе многофункциональных комплексов и в то же время увеличение количества специализированных торговых центров (преимущественно, конечно, в столицах и миллионниках).

Что до Москвы, ей предсказывают активное развитие подземного строительства (особенно в ЦАО), а также дальнейшую децентрализацию строительства ТЦ, вплоть до строительства за пределами 50-километровой зоны от МКАД – и то и другое по причине нехватки свободных участков в центре города.

«Учитывая, что в 2006–2007 году началось массовая жилая застройка районов Московской области, непосредственно примыкающих к Москве, уже в краткосрочной перспективе активность девелоперов торговой недвижимости и игроков ритейла сместится в города-спутники. За счет подобного расширения географии строительства, скорее всего, дополнительный стимул получат проекты сетевых торговых комплексов», – комментирует генеральный директор компании Vesco Realty Сергей Леонтьев.

Как правильно

Поскольку главной проблемой региональных (в первую очередь, но не только) девелоперов часто называют проблемы с концепцией, мы специально попросили экспертов привести примеры торговых центров, у которых с концепцией все хорошо.

«Каждый проект нужно рассматривать более подробно, чтобы оценить его концепцию. Например, бывают случаи, когда зонирование и пул арендаторов не очень удачны, но проект успешен за счет местоположения. И наоборот, когда проект по каким-либо параметрам трудный (не идеальное расположение или форма участка, реконструкция существующего ТЦ), а в итоге получается качественный и высокорентабельный торговый объект, привлекающий большое количество посетителей. В данном случае можно сказать, что удачна и профессиональна именно его концепция», – поясняет Михаил Гец. Так что при оценке концепции стоит обращать внимание на изначально существующие параметры и ограничения: были ли они использованы грамотно и обращены в конкурентные преимущества или наоборот.

Елизавета Эстрина приводит в качестве объектов с хорошей концепцией московские «Рамстор Капитолий», все «Меги», «Щуку» и «Атриум». Михаил Гец добавляет к этому списку «Фестиваль», «Золотой Вавилон», «Рио», а также питерские «Французский бульвар» и «Радугу», нижегородский «Шоколад», тюменский «Гудвин», «Мегасити» из Самары, «Горизонт» и «Астор-Плаза» из Ростова-на-Дону. Татьяна Скок приводит в пример «Европейский» и Lotte Plaza.

Может, наверное, показаться странным, что в статье, начавшейся, по сути, с сопоставления России и Европы, примеры приводятся только отечественные. «В развитых европейских странах торговые объекты в основном разрабатываются опытными консалтинговыми компаниями, поэтому практически все они успешные и качественные, – поясняет Михаил Гец. – Поскольку конкуренция там выше, просто появляются новые форматы, новые виды развлечений и т. д. То есть каждый объект старается выйти на более высокий уровень, чем его предшественники». Что ж, когда-нибудь, хочется верить, так будет и у нас.

Дата публикации: 16:54 30 октября 2007

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Коммерческая недвижимость - Россия - последние новости

Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Россия

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

Зоопарк и салон красоты. Эксперты рассказали о типологии коммерческих помещений в российских новостройках

05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость /

Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».

Льготную приватизацию земли продлили еще на два года

22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки

Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

Тенденции рынка коммерческой недвижимости в январе-мае 2016 года

16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость /

Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.

Что нужно знать при аренде нежилого помещения

10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость /

Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?

Как продать квартиру под нежилое помещение

Как продать квартиру под нежилое помещение

26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость /

Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012