Ленобласть: строительно-воспитательный процесс

Ленобласть: строительно-воспитательный процесс

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Взаимоотношения региональной и муниципальной власти станут одним из определяющих факторов на рынке строительства жилья и социально-культурных объектов Ленобласти. Областное руководство полагает, что самоуправление взяло слишком много полномочий и не сможет справиться с организацией строительства на своих территориях.

Отчет областного Комитета по строительству за минувший год заслушала комиссия по строительству Законодательного собрания, но сообщением о цифрах и возведенных объектах дело не ограничилось. Диалог депутатов с председателем строительного ведомства затронул болевые точки отрасли. Одной из самых острых оказалась проблема взаимодействия с муниципалами, на которых отныне лежит ответственность за возведение и ремонт жилья.

Вся власть – муниципалитетам?

«В Бокситогорске строят жилой дом на старом фундаменте, строят так, что бригадир не советует покупать там квартиры, - рассказывал коллегам депутат Юрий Пахомовский, - А функции технадзора на стройке исполняет сам глава администрации Мухин: настоящего технадзора нет».

Это стало типичным явлением – муниципальные образования практически ни в одном районе области не готовы быть заказчиками-застройщиками, они не имеют для этого ни подготовленных кадров, ни специальных отделов в структуре самоуправления. Службы заказчиков у них просто нет, а без таковой профессионально заниматься вопросами строительства и его финансирования некому, почти неизбежны серьезные нарушения закона, некачественное и бесконтрольное исполнение работ.

Взяв все причитавшиеся им по закону полномочия, муниципалы не захотели передать ни малейшей их части «во временное пользование» области. Потому что каждый из них хочет быть бюджетополучателем и самостоятельно распоряжаться деньгами. Другой вопрос – способен ли. Например, Комитет по строительству предлагал властям первого уровня передать организацию торгов на право строительство на областной уровень, однако не согласился никто. При этом антимонопольное ведомство изучает обстоятельства нескольких торгов прошлого года, после проведения которых участники подали жалобы на организаторов.

В 2007 году, по словам руководителя Комитета по строительству Сергея Абрамчика, сотрудники его ведомства все же присутствовали на всех торгах, связанных со строительством и предотвратили несколько крупных нарушений. А еще несколько не смогли, потому что решающий голос, естественно, принадлежит органам власти первого уровня. Во всяком случае, полагает Сергей Абрамчик, в конкурсные комиссии по выбору генподрядчиков обязательно должны входить опытные сотрудники. Правда, кадров и так в обрез, а если контролировать происходящее на местах, ни на что другое людей может уже не хватить. Оставить же все на откуп низовому уровню управления – значит, остановить строительство с привлечением бюджетных средств - полагают многие депутаты Законодательного Собрания.

Почти все объекты, которые возводятся в этом году на областные деньги, будут переданы местным властям, и строятся в их интересах. Это означает, что область уже теперь должна иметь дело с полусотней все тех же бюджетополучателей, которые юридически считаются застройщиками-заказчиками, хотя неофициально за работу все еще отвечает областной комитет. Прежде роль заказчика играло ГУ «Управление строительства Ленинградской области», теперь же в его ведении – всего несколько стройки всего нескольких объектов областной принадлежности.

По словам председателя Контрольно-Счетной палаты области Алексея Ларькина, за освоение бюджетных средств несут ответственность именно получатели бюджетных денег, комитет же – только за общее руководство. А потому областное Правительство должно принять однозначное решение об ответственности муниципалов и четко прописать, кто именно отвечает за ввод объектов в эксплуатацию. Руководитель КСП уверен, что в нынешнем году большинство органов самоуправления неизбежно «просядет» с освоением средств. Они взяли себе больше независимости, чем могут унести.

Кнутом и пряником против хаоса

Подав заявки на участие в программе капитального ремонта жилья по линии федерального фонда реформирования ЖКХ, муниципалы должны были подтвердить готовность к софинансированию работ выписками из решений о местных бюджетах, но, в большинстве своем, даже не передали этих выписок областному Правительству. Из 202 муниципалитетов области только 6 подали все необходимые бумаги. В Комитете по строительству опасаются, что даже поданные документы не в полной мере соответствуют тем 12 жестким критериям, которые выставил Фонд. Например, меньше требуемых 5% может оказаться доля ТСЖ в управлении жилым фондом, а частных компаний в сфере ЖКХ на деле окажется меньше положенных 25%.

Областные власти дали Главам муниципалитетов первого уровня недельный срок на приведение бумаг в порядок, иначе говорить будет уже действительно не о чем. Тогда депутатам на места сообщат, что их город или поселок не сможет претендовать на федеральные деньги из-за бездействия администрации. «Язык ультиматума – не лучший прием, но иного выхода у нас нет, - признает Сергей Абрамчик, - мы все еще вынуждены уговаривать и «воспитывать» муниципальные образования». И добавляет, что если самоуправление не создало службы заказчика-застройщика, эти полномочия следовало бы передать области – такие муниципалитеты не готовы быть бюджетополучателями.

Предоставляя данные для участия в программе переселения из ветхого и аварийного фонда местные власти приводят просто фантастические цифры. Одни из них, как сообщил председатель комиссии по строительству областного парламента Игорь Бойченко, претендуют на строительство всего 7 кв. м на каждого переселяемого, а другие – 120 кв. м! Тот же разброс – по стоимости жилья. Очевидно, что новоявленные управленцы на местах просто не владеют ситуацией.

Реального числа жителей области, стоящих в очереди на жилье, сегодня не знает ни одна живая душа. По официальным данным Правительства Ленобласти, таковых 118 тыс. чел. Комитет по строительству уточняет: это 28 тыс. семей. А по статистике, предоставленной КСП, – 22 тыс. семей. Может быть, их еще меньше – или больше: от властей первого уровня не удается добиться точных данных ни по числу очередников, ни по объемам аварийного жилого фонда. Единого подхода в определении того, кто имеет право на получение жилья, тоже нет, каждый муниципалитет устанавливает собственную норму. Им, конечно, виднее, но согласованной политики не получается.

Надо строить социальное жилье (это в наши дни возможно лишь на условиях софинансирования и развития ипотечных программ). Но аукционы на предоставление земельных участков в аренду под такое строительство местная власть не проводит, видимо, не умея их организовать. Одним из немногих, но успешных исключений, стал город Всеволожск, где на условиях софинансирования уже строится 150-квартирный дом.

На обеспечение участков возможного строительства инфраструктурой область в 2007 году выделяла 74 млн – не востребовано ни рубля. В нынешнем году регион готов предоставить 78 млн руб. с погашением двух третей процентной ставки – желающих вновь нет. Комитет по строительству намерен обратиться к Комитету финансов с просьбой довести погашение до 90% - может быть, хоть это привлечет города и районы.

Груз проблем

Неразбериха, по убеждению областных чиновников, порождается не только «снизу», но и «сверху». Москва не вовремя выделяет деньги на объекты софинансировния, например, на школу в Радофинниково (Тосненский район) они поступили только в декабре. Задержки уже начались и в этом году. Областные средства, выделенные год назад на софинансирование ряда объектов, остались неперечисленными из-за того, что не перевел свою часть средств федеральный бюджет. Стройки, соответственно, стоят. Ситуация, судя по всему, повторится и теперь.

Сроки ввода некоторых объектов могут быть сорваны и по вине недобросовестных фирм. Выбор подрядчика по итогам аукциона ухудшит положение заказчиков строительства, весьма вероятно участие в аукционах фирм с сомнительной репутацией, заявил Сергей Абрамчик. По его словам, опыт последнего времени показывает, что следует ожидать понижения цены в сравнении с первоначальным предложением до 50%. В ожидании аукционов Комитет по строительству намерен тщательнее проверять документы фирм, выходящих на торги и отказаться от авансовых платежей подрядчикам.

В прошлом году контракты, по словам председателя Комитета по строительству, не выполнили «Стройгидросервис», «Северо-Западная строительная компания», концерн «Дитрих Дизайн» и другие фирмы. Областное управление строительства пытается добиться возмещения ущерба через суд. Но, как ни парадоксально, в областном бюджете не предусмотрены средства на подачу исковых заявлений в арбитраж, а потому и обращение в суд невозможно. Внутри областного Правительства продолжается переписка о внесении в бюджет отдельной, судебной, строки расходов, но в готовящиеся поправки к бюджету эти деньги опять не заложены. В управление вернулся непроплаченный иск о взыскании в пользу областного бюджета средств с «Дитрих Дизайна». Антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков, и включение в него фирмы теоретически означает недопущение ее на несколько лет к любым конкурсам и аукционам, которые проводят органы власти. Но чтобы ФАС внесла фирму в реестр, нужно, чтобы было выполнено одно из трех условий: в первом случае, фирма сама признает свою вину, во втором, компания, выиграв торги, отказалась подписать контракт. Третий путь в «черный список» лежит только через арбитражный суд.

Впрочем, около 80 незавершенных объектов появились не из-за таких фирм. Долгострои – «наследство» рубежа 1980-1990 гг. Лишь в некоторые из них, например, в Приозерскую районную больницу, область по-прежнему вкладывает деньги. Остальные здания регион все чаще передает на баланс муниципалитетов: решайте сами, нужен ли вам объект, сможете ли привлечь инвесторов. За два года муниципалитетам отдали едва не половину недвижимости, строительство которой не двигается с места. Часть зданий уже никогда не будет достроена – конструкции обветшали, а строительные нормы изменились. Только проект лужской поликлиники из-за новых норм пожарной безопасности в последние годы пришлось дважды переделывать. Денег на бесконечные доводки нет. А документы по многим объектам давно утеряны. Два сотрудника Комитета по строительству постоянно заняты розыском таких материалов в государственных и ведомственных архивах. «Перечень объектов незавершенного строительства обширен. Говорить, что они могут быть достроены в короткое время, не приходится», - говорит Сергей Абрамчик.

Все хорошо, прекрасная маркиза

Полное собрание проблем не означает, что строительство в регионе остановилось. Напротив, в прошлом году только на бюджетные средства строилось 108 объектов социально-культурного назначения – втрое больше, чем в 2006 году, примерно в той же пропорции выросли ввод жилой площади и инвестиции в строительство. Но освоить в 2007 году удалось не все выделенные бюджетом области деньги, а только 94,6%. Таков же показатель по распределению субсидий на стройки из фонда муниципального развития.

Из 17 объектов социально-культурного назначения, которые следовало ввести за год, реально пущено 15. Среди них – три сельских школы, поликлиника в Луге, футбольное поле с искусственным покрытием в Кингисеппе, спортсоружения в Тосно и Кировске. Завершить реконструкцию ЦРБ в Приозерске не удалось – пришлось на ходу корректировать проект, в котором оказались неучтенными конструктивные особенности.

Полностью освоены 66,4 млн руб, выделенные областью на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья – построено 2670 кв. м жилья, т. е. 54 квартиры, расселено и расселяется сейчас 9 ветхих и аварийных домов. Израсходованы и все 75,9 млн руб. на приобретение жилья для работников социальной сферы.

На капремонты и переселение жильцов из аварийных домов выделено 125,7 млн руб. из федерального и 47,4 млн руб. из областного бюджета. Таких зданий оказалось 38, из них отселены 104 семьи, для которых построено почти 6 тыс. кв. м нового жилья.

На программу поддержки жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, область выделила 69,1 млн руб. Но из них были освоены только 27,8 млн, т.е. 40,4%. По программе «Жилье для молодежи» освоение средств составило 58,2%, по программе «Социальное развитие села» - 42% из областного и 43% из федерального бюджета. А по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» - 31,8%.

О годе наступившем, конечно, можно лишь гадать. Однако тенденции вполне обозначились. Денег на социальное строительство стало больше, но и проблем с ними – тоже. Контролировать десятки муниципалитетов технически невозможно, для этого нужна армия чиновников. Держать все полномочия в своих руках область не может, для этого тоже нужны кадры и еще большие, чем сейчас расходы. Поэтому областной власти придется выстраивать отношения с муниципалами прежде, чем строить жилье.

Дата публикации: 10:23 22 февраля 2008

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Новостройки и строительство - Ленинградская область

Западное Мурино: цена перестала быть решающим фактором при выборе квартиры в новостройках

Западное Мурино: цена перестала быть решающим фактором при выборе квартиры в новостройках

10.02.2020 - Раздел: Ленинградская область / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали рынок новостроек Западного Мурино. Всего в экспозиции 3,2 тыс. квартир.

На вторичном рынке Кудрово в продаже всего десять трехкомнатных квартир

На вторичном рынке Кудрово в продаже всего десять трехкомнатных квартир

09.12.2019 - Раздел: Ленинградская область / Новостройки и строительство

На вторичном рынке жилья в Кудрово экспонируется 137 объектов, двухкомнатных квартир больше всего.

Недвижимость в Кудрово: покупать, продавать или арендовать

Недвижимость в Кудрово: покупать, продавать или арендовать

02.10.2019 - Раздел: Ленинградская область / Новостройки и строительство

Эксперты проанализировали предложения на рынке первички, вторички и аренды в Кудрово.

В Мурино растут спортсмены, а в Кудрово ученые

В Мурино растут спортсмены, а в Кудрово ученые

17.09.2019 - Раздел: Ленинградская область / Новостройки и строительство / Инфраструктура

Эксперты проанализировали количество и разнообразие детских учреждений в массовых новостроечных локациях «приКАДья».

КОТ «Новоселье: Городские кварталы» переходит к новым этапам строительства

КОТ «Новоселье: Городские кварталы» переходит к новым этапам строительства

07.10.2019 - Раздел: Ленинградская область / Новостройки и строительство

В квартале «Эпсилон» планируется построить 2 дома высотой в 9-12 этажей на 760 квартир к 2020 году.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012