Раздел: Коммерческая недвижимость / Торговые центры / Россия -
В прошлом году Россия обогнала Европу по росту торговых площадей: было завершено 40 проектов общей площадью 1 млн кв. м. Естественно, такой бурный прирост только за счет столицы невозможен. Девелоперы обратили свой взгляд за МКАД. И, если верить специалистам, обратили далеко и надолго.
Развитие торговли в России идет семимильными шагами. По данным Минэкономразвития, каждый год товарооборот растет в среднем на 12%, а в некоторых регионах – более чем на 20%. В провинции начинают торговлю магазины крупных сетей, которые раньше рисковали открывать свои точки только в столице и окрестностях.
Например, любимый москвичами «Ашан» в 2006 году открыл магазины в трех регионах, в прошлом году – в четырех; у «Икеа» магазины в шести регионах, в этом году «Икеа» откроется в Самаре и в Республике Адыгея. Гипермаркеты «Метро Кэш энд Керри» обосновались уже в 25 регионах, еще в двух в этом году планируется открытие; у «Рамстора» магазины в 11 регионах.
«Мосмарт» в 2007 году освоил 10 субъектов Федерации, увеличив свою торговую площадь в 2,7 раза, и благодаря этому увеличил выручку в 3,2 раза. Собственно, если взять любую известную сеть, то не найти хотя бы несколько магазинов в регионах довольно трудно. И это только начало.
«Сегодня проекты ТЦ реализуются во многих регионах, причем весьма активно. За последние 2-3 года интерес девелоперов перестал ограничиваться рамками МКАД, выйдя сначала в города-миллионники, позднее – в города с полумиллионным населением, а потом и в города с количеством жителей от 300 до 500 тыс., – разъясняет ситуацию ведущий аналитик консалтинговой компании Russian Research Group (RRG) Татьяна Ващенко. – Новым этапом освоения станут города с населением от 100 до 300 тыс. (которых 107) с суммарным населением около 18 млн». Географически этот процесс начался, естественно, в столичном регионе, распространившись впоследствии по всей территории страны. Более того, подчеркивает Ващенко, уже начался процесс перераспределения оборотов из региональных столиц и мегаполисов в более мелкие города.
«Москва уже прошла путь, который прошли Варшава, Прага и многие другие европейские города. Путь от рынков и небольших магазинов до крупных торговых центров с богатыми составляющими», – говорит директор отдела экономических и стратегических исследований по России и СНГ компании Jones Lang LaSalle Владимир Пантюшин. По мнению эксперта, теперь очередь за регионами. «В столице есть и площади, и брендовые арендаторы. В регионах этот путь пока пройден наполовину», – уточняет Пантюшин.
Причин, по которым сегодня так много крупных торговых сетей обратились к регионам, несколько. По словам Владимира Пантюшина, два основных фактора влияют на активную экспансию торговых сетей в субъекты РФ:
— нехватка торговых площадей в регионах – ниша не заполнена, конкуренции в региональных городах практически нет;
— рост уровня жизни и доходов населения.
«Наконец-то люди оправились от 1998 года. Где-то с 2003 года начали совершать покупки, а не откладывать деньги в чулок на черный день», – говорит Владимир Пантюшин.
«Причиной развития торговой недвижимости в регионах, с одной стороны, является насыщение торгового сегмента в столице и крупных городах. Возрастающая конкуренция и снижение доходности вынуждают девелоперов искать другие перспективные регионы. С другой стороны, рост доходов и изменение менталитета населения в регионах, – соглашается Татьяна Ващенко. – Еще несколько лет назад основные покупки совершались на рынках. Сегодня же на рынках приобретаются в основном продукты питания. Промышленные товары, техника и т. д. пользуются спросом в основном в ТЦ».
Выбор места для открытия очередного магазина тоже зависит от нескольких факторов. Как говорит Ващенко, привлекательность того или иного региона, города, конкретного участка для строительства крупного объекта торговой недвижимости зависит от уровня обеспеченности торговыми площадями, структуры доходов и расходов населения, потенциального потока потребителей, конкурентного окружения и многих других факторов. Таким образом, говорить о привлекательности региона можно только после всестороннего анализа в каждом конкретном случае.
Вообще говоря, движение торговли в регионы идет от столицы на восток. Впрочем, как уверяют сами девелоперы, «граница дозволенного» проходит где-то в районе Новосибирска, Красноярска. Дальний Восток пока не рассматривается вовсе: российские версты создают большие трудности с логистикой, что в конечном итоге влияет на цену товаров.
Сейчас в регионы активно пошли крупные ретейлеры. «Так, «ИКЕА», «Ашан», «Рамстор», «Метро Кеш энд Керри» расширяют географию своего бизнеса. Представители российской розницы тоже продолжают региональное развитие – «О’кей», «Лента», «Вестер» и др., – говорит Ващенко. – Наблюдается обострение конкуренции среди продуктовых ретейлеров. Активная экспансия в регионы характерна также и для других профилей торговли: бытовая техника, товары для дома, детские товары. Все крупные игроки ретейла уже давно смотрят в сторону регионов, постепенно снижая требования к численности населения рассматриваемых городов».
У «Мосмарта» в планах на 2008-2010 годы открытие более 80 магазинов в регионах России, около трети которых – гипермаркеты. По оценкам специалистов компании, рост торговых площадей сети с 2008 до 2010 года составит 631 302 кв. м, т. е. в три раза по сравнению с нынешним годом. Среди городов, где будут магазины, множество «немиллионников».
Безусловно, здесь придется столкнуться с проблемами. «Несмотря на бурный рост экономики, в регионах по-прежнему сохраняется относительно низкий уровень жизни, – констатирует Татьяна Ващенко. – Помимо этого, привычки и потребительские предпочтения меняются медленнее, чем растет благосостояние. К недостаткам работы в регионах можно также отнести традиционное неприятие «чужаков», специфику преодоления административных барьеров».
Владимир Пантюшин считает, что бурному развитию торговли мешает сравнительно небольшой выбор брендов региона и еще не сформировавшийся вкус у региональных потребителей – внедрение новинок в регионах идет гораздо медленнее. Кроме того, эксперт отмечает, что существует проблема с землей, пригодной для строительства. Аукционы и дорогостоящее подключение к инженерным сетям – помеха не только при жилищном строительстве. Но, несмотря на все это, процесс необратим: Россию методично опутывают торговые сети.
Дата публикации: 16:53 29 апреля 2008
05.09.2019 - Раздел: Коммерческая недвижимость /
Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 году располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10,0 кв. м. Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 кв. м, Ростове-на-Дону - 1 393,8 кв. м и Перми - 1 359,4 кв. м. Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании «Талан».
22.12.2009 - Раздел: Коммерческая недвижимость / Земельные участки
Депутаты Госдумы рассмотрели вопрос, связанный с продлением периода льготной приватизации. Закон был принят во втором чтении с 6 поправками. В итоге, срок действия льготной приватизации скорректировали и продлили еще на два года.
16.06.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость /
Портал Domofond.ru провел масштабное исследование рынка коммерческой недвижимости в 14 российских городах-миллионниках, сравнив стоимость 1 кв. м в январе-мае 2016 года с аналогичным показателем прошлого года.
10.11.2004 - Раздел: Коммерческая недвижимость /
Многие предприниматели, начиная бизнес, сталкиваются с проблемой аренды нежилых помещений. Помимо того что надо подобрать помещение, устраивающее по всем параметрам, требуется еще грамотно составить договор. Что должен содержать договор аренды, на какие моменты необходимо обратить внимание при его подписании?
26.01.2016 - Раздел: Коммерческая недвижимость /
Наш читатель Светлана спрашивает: "Продаем квартиру на первом этаже, угловую, 104 кв. м., в новостройке, можно использовать под офис или магазин. Какие есть особенности такой продажи? Какие нужны для этого документы?"
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru