Торговая недвижимость: цифры и тенденции

Торговая недвижимость: цифры и тенденции

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

В первом квартале 2008 года существенно увеличился общий объем качественных площадей в сегменте торговой недвижимости. Стремительно нарастали тенденции к укрупнению и усложнению форматов торговых центров (ТЦ).

Наблюдалась высокая инвестиционная активность, особенно западных компаний, что вызвано выходом на рынок новых объектов, а также высокой ставкой капитализации столичных объектов.

Вместе с тем международные инвесторы готовы приобретать как функционирующие ТЦ, в том числе объекты в регионах, так и строящиеся или проектируемые. (Хотя в последнем случае значительно возрастают инвестиционные риски, особенно при недостаточном опыте местных девелоперов, несовершенстве административной, финансовой, страховой и других систем.) Этим отчасти объясняется острый дефицит объектов для инвестирования. Желание компаний, которые уже объявили о готовности вкладывать средства в российскую недвижимость или только планируют это сделать, существенно превосходит возможности удовлетворения такого спроса.

По данным компании Colliers International, к началу 2008 года в Москве общая площадь торговых центров превышала 3,4 млн кв. м (торговая — 1,8 млн кв. м, в пересчете на 1 тыс. жителей — 174 кв. м). До конца текущего года откроется несколько десятков объектов, которые добавят к существующим объемам около 1 млн кв. м, уточняют специалисты компании Praedium. Пока же за первые три месяца было введено в эксплуатацию более 100 тыс. кв. м качественных торговых площадей.

В первом квартале продолжилась тенденция доминирования предложения торговых площадей в аренду над продажей: 251 тыс. и 171 тыс. кв. м соответственно. Разница составила порядка 31%, отмечают эксперты компании MAYFAIR Properties. Но по сравнению как с предыдущим кварталом, так и с аналогичным периодом 2007 года объем предложения снизился. Это произошло из-за несвоевременного ввода в эксплуатацию торговых центров.

Зато в апреле наметился небольшой рост. По данным консалтинговой компании Russian Research Group (RRG), на продажу, например, было выставлено порядка 439 торговых объектов, что на 11% больше, чем в марте. Правда, средняя площадь магазинов, экспонируемых, скажем, в центре города, не превышала 375 кв. м — это почти в два раза меньше средней площади торговых точек, выставленных на продажу в 2007 году. Как следствие, низким оказался и суммарный объем — всего 26 тыс. кв. м, что на 32% ниже, чем в марте. Кстати, общая стоимость объектов составила 521 млн долл., и это несколько меньше, чем в апреле прошлого года.

Анализируя ситуацию с торговыми объектами, расположенными в центре столицы, специалисты RRG пришли к выводу: сегодня можно выявить тенденцию накопления на рынке качественных и дорогих объектов (порядка 50 тыс. долл. за 1 кв. м) небольшой площади и предположить, что инвесторы не торопятся вкладывать в них деньги.

Рассматривая структуру предложения торговых помещений по площади, можно отметить, что на блоки от 1 до 3 тыс. кв. м приходится наибольший процент: аренда — 25%, продажа — 33%. Это объясняется тенденцией укрупнения возводимых ТЦ, считают в компании MAYFAIR Properties. Если ранее торговые центры площадью более 50 тыс. кв. м были редким, единичным явлением на рынке, то сейчас многие из проектов, заявленных к открытию в ближайшие два-три года, в несколько раз превышают этот объем.

За первые три месяца доля вакантных площадей в высококачественных ТЦ изменилась незначительно и составила порядка 1%. Однако количество морально устаревших и созданных на основе неудачной концепции объектов увеличилось на 7–8%. Отток из них арендаторов можно объяснить наметившейся тенденцией перераспределения покупательских потоков в сторону наиболее интересных и удобно расположенных ТЦ. В результате арендные ставки в не удовлетворяющих этим условиям торговых центрах наверняка будут понижены.

Больше всего предложений было отмечено в Юго-Восточном и Западном административных округах: 20 и 16 % от общего объема соответственно. Это объясняется тем, что в конце 2007 года на их территории были введены в строй крупные торговые центры: вторая очередь «Мега Белая Дача» (14-й км МКАД; 190 тыс. кв. м), «Мосмарт» (Боровское шоссе, стр. 20; 72 тыс. кв. м), «Времена года» (Кутузовский проспект, вл. 48; 64,3 тыс. кв. м). Наименьший объем предложений по-прежнему в ЦАО. В пределах Садового кольца он составил всего 6% от общего объема.

Что касается спроса, то здесь наблюдаются две основные тенденции, по-своему характеризующие сегменты рынка аренды и купли-продажи. Среди желающих снять помещение наибольшей популярностью пользуются торговые блоки от 100 до 250 кв. м (43%), на втором месте площади до 100 кв. м (25%). Ситуация вполне типична, и связана она с активным развитием малого предпринимательства. Менее всего у потенциальных арендаторов востребованы блоки более 1 тыс. кв. м (7%), считают в компании MAYFAIR Properties. По мнению экспертов, причина заключается в том, что большие помещения требуют дополнительных финансовых затрат, поэтому целесообразнее их приобрести.

В свою очередь в сегменте купли-продажи на 1 тыс. кв. м и более нацелены многочисленные сетевые операторы (магазины бытовой техники, электроники, продуктовые гипермаркеты). Кроме того, обширные площади приобретают для последующей сдачи в аренду. В этом случае их «нарезают» небольшими блоками.

В первом квартале получила дальнейшее развитие тенденция децентрализации. Спрос на аренду и покупку торговых площадей в пределах МКАД увеличился по сравнению с прошлым годом на 3% и составил 12%. Однако торговые помещения в центральной части города по-прежнему востребованы. Судя по количеству запросов, поступивших в компанию MAYFAIR Properties, лидируют объекты, находящиеся в пределах Садового кольца (48%). На втором месте — район Третьего транспортного кольца (40%). Примерно такое же соотношение фиксируют и другие игроки рынка.

Если говорить о ценовых предпочтениях, то у потенциальных арендаторов наиболее востребованы торговые площади со ставкой от 500 до 1 тыс. долл. за 1 кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов). Впрочем, многое зависит от месторасположения объекта, требуемой площади, профиля и статуса компании, претендующей на свободные помещения.

Наибольшие ставки в торговых центрах предлагают для так называемых сопутствующих арендаторов. По мнению специалистов компании Praedium, это связано с появлением новых и расширением деятельности уже присутствующих на рынке торговых операторов, которые являются для ТЦ якорными. Как правило, девелоперы предоставляют им большие площади и большие скидки, а финансовые потери компенсируют за счет непрофильных (или сопутствующих) арендаторов.

По данным компании MAYFAIR Properties, в первом квартале 2008 года арендная ставка (без учета НДС и операционных расходов) в среднем составляла 1,9–2,2 тыс. долл. за 1 кв. м в год в центральной части города и 900–1 тыс. долл. за 1 кв. м в год за пределами Садового кольца. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года этот показатель увеличился более чем на 20% (с учетом падения курса доллара — на 10,8%), считают эксперты компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». Максимальное повышение ставок на качественные торговые площади было отмечено в формате street-retail. В пределах основных торговых коридоров города уровень цен преодолел отметку 50 тыс. долл. за 1 кв. м в год.

Если говорить о средней цене продажи торговых помещений, то в этом случае наивысший показатель зафиксирован в пределах Садового кольца (19,8 тыс. долл. за 1 кв. м). В САО и ЮЗАО этот уровень вдвое ниже — 9,9 тыс. и 9, 4 тыс. долл. за 1 кв. м соответственно. Наименьшая цена отмечена в ЮАО (5,8 тыс. долл. за 1 кв. м) и СВАО (4,6 тыс. долл. за 1 кв. м). Что касается динамики стоимостных показателей рынка торговых помещений, то в первом квартале 2008 года стоимость квадратного метра повышалась более высокими темпами, чем ставка аренды. Кстати, эта тенденция наблюдается уже на протяжении нескольких кварталов.

Специалисты компании RRG назвали три самых дорогих объекта, выставленных на продажу весной: рестораны «Обломов на Пресне» и «Клеопатра», расположенные в районе станции метро «Улица 1905 года», которые предлагали в общей сложности за 16 млн долл., и торговое помещение на первой линии домов около станции метро «Пушкинская», выставленное по цене 50 тыс. долл. за 1 кв. м.

Николай Петров

Дата публикации: 11:04 06 июня 2008

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Москва

Названы гостиничные ставки вблизи от Дома связи за Новом Арбате

Названы гостиничные ставки вблизи от Дома связи за Новом Арбате

11.02.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты проанализировали актуальные предложения на рынке аренды вблизи от Дома связи в Москве.

Инвесторов не пугает удлиненный цикл возврата инвестиций в общепит ЦАО - эксперт

Инвесторов не пугает удлиненный цикл возврата инвестиций в общепит ЦАО - эксперт

29.01.2020 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /

Эксперты проанализировали актуальные предложения объектов в ЦАО для общепита.

Эксперты подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы

Эксперты подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы

02.04.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры

Эксперты JLL подвели предварительные итоги 1-го квартала 2019 года на рынке коммерческой недвижимости Москвы

CBRE выбрана эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду торгово-развлекательного центра «Павелецкая Плаза» в Москве. Дата открытия назначена на третий квартал 2021 года

CBRE выбрана эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду торгово-развлекательного центра «Павелецкая Плаза» в Москве. Дата открытия назначена на третий квартал 2021 года

20.08.2019 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость /

Девелопером и управляющей компанией проекта является Mall Management Group, которая также будет осуществлять брокеридж ТРЦ силами собственного отдела аренды. Архитектором выступает ведущее международное бюро из Голливуда 5+ design.

Аренда офисов в Москве будет дорожать на 10-15% в год

17.03.2010 - Раздел: Москва / Коммерческая недвижимость / Офисы, бизнес центры

Уже в 2011 году объем поглощения офисных площадей в Москве превысит объем нового строительства, и уровень свободных площадей начнет сокращаться.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012