Раздел: Коммерческая недвижимость / Санкт-Петербург -
Многофункциональный комплекс появится под площадью Восстания не ранее 2014 года. Первый вариант его концепции вызвал вопросы у членов Общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры и был отправлен на доработку. Его новая редакция практически готова. Сейчас архитекторы вносят последние корректировки, после чего документ вновь ляжет на стол чиновников.
Для городских властей первостепенная задача при освоении подземного пространства под площадью Восстания - решение транспортной проблемы (в том числе и за счет увеличения числа паркомест). Поэтому вице-губернатор Петербурга, глава Общественного совета Александр Вахмистров обозначил негативное отношение к появлению на территории комплекса торговых площадей. Разработчики пожелание Вахмистрова учли. Ради увеличения числа парковочных мест в новой концепции подземный комплекс спроектирован не трех-, а четырехуровневым. В результате МФК уйдет под землю на 29 м, что по модулю соответствует высоте 9-этажного дома.
Идея обустройства подземного пешеходного перехода под площадью Восстания появилась еще в конце 80-х годов прошлого века. Но тогда для его строительства в бюджете города не было средств. Как, впрочем, по мнению специалистов, нет их и сейчас. Другое дело, что при социалистическом строе деньги могли быть только государственными. Сейчас же множество подобных объектов возводятся с участием или за счет частных инвестиций.
Разработкой концепции многофункционального комплекса (МФК) занимались архитекторы Сергей Чобан и Евгений Герасимов. В качестве девелопера выступило ООО «Адитум». Инвесторами, по некоторым данным, станут совладельцы лесопромышленного комплекса «Илим» Михаил и Борис Зингаревичи.
По первому варианту концепции подземное пространство должно было стать трехуровневым. На первом (верхнем) планировалось появление пешеходного перехода и торговых площадей, второй был отдан под коммерческие цели и рекреационную зону, третий – под паркинг на 700 машиномест. Разработчики представили концепцию на суд общественности в марте 2006-го. Спустя 2 года ее рассмотрели на первом заседании Общественного совета по вопросам строительства и архитектуры. Проект подвергся критике. В первую очередь вице-губернатор выказал пожелание, чтобы его социальная составляющая превалировала над коммерческой. Вплоть до того, что проект будет полностью финансироваться из бюджета. Впрочем, как уже говорилось, специалисты сомневаются, что у города хватит средств на постройку подземного МФК).
Тем временем, по заказу девелоперов архитекторы концепцию переработали. В результате появился четвертый уровень, благодаря чему количество мест для стоянки автотранспорта возросло до 1200. При этом объем площадей, отведенных первоначальным проектом под коммерческие цели, во второй редакции не изменился. Под коммерческие цели будут отведены половина первого и второй этаж. «В настоящее время ООО «Адитум» проведена серьезная работа по пересмотру концепции строительства многофункционального комплекса, - говорит генеральный директор компании, девелопер проекта Данат Булавко. – Доработанная с учетом пожеланий вице-губернатора и других членов общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры она будет представлена в рамках II международного форума PROEstate».
Несмотря на то, что площадь Восстания расположена в самом центре Санкт-Петербурга, большинство жителей и гостей нашего города исторической достопримечательностью ее не считают. Де-факто – это лишь транзитный узел, где люди садятся в метро или на поезд или выходят оттуда, чтобы направиться по своим делам. Никакой притягательной силой перекресток Невского и Лиговского проспектов, в отличие, к примеру, от Малой Садовой, не обладает. Здесь нет ни больших магазинов, ни мест, где можно посидеть и передохнуть.
Пешеходный поток в районе площади составляет более миллиона человек в неделю. Но прибыли от этого ни город, ни частный капитал до сих пор не извлекали. Торговый комплекс, вкупе с рекреационной зоной, размещенные на территории МФК, этот пробел призван восполнить. В бюджет Петербурга пойдут налоговые отчисления.
Решение транспортной проблемы на пересечении Лиговского и Невского проспектов – основное назначение комплекса с точки зрения администрации Петербурга. Этим специалисты занимаются уже давно. В частности, разгрузить перекресток был призван демонтаж трамвайных путей. Однако кардинальным образом на дорожную ситуацию эта мера не повлияла. На пересечение площади по Лиговскому проспекту потребуется не менее получаса. По Невскому, правда, такие трудности возникают лишь в часы пик. По оценкам экспертов, уход пешеходов с проезжей части Восстания под землю улучшит транспортную проходимость узла на 20%.
Другой составляющей «транспортного вопроса» в районе Московского вокзала является отсутствие мест для парковки. Когда в администрации Центрального района Петербурга проходят встречи чиновников с местными жителями, последние всегда возмущаются, что все тротуары на расположенных рядом с вокзалом улицах (Полтавской, Гончарной и т.д.) заставлены автомобилями. До сих пор рецепта решения этой проблемы не было. С введением же в строй многофункционального комплекса тротуары от машин должны освободиться, водителям будет предложено оставлять свои транспортные средства в двухуровневом паркинге (расположенном на 3 и 4 подземных этажах).
«Городу необходимо развиваться не только за счет освоения новых территорий в периферийных районах, но и решать инфраструктурные вопросы в центре, - считает управляющий партнер «Агентства развития и исследований недвижимости» Игорь Горский (АРИН по договору ООО «Адитум» ведет информационное продвижение проекта). - При соблюдении социальных интересов города и обеспечении стопроцентной гарантии сохранности исторической застройки площади Восстания, реализация проекта подземного МФК может стать новой вехой градостроительного развития Петербурга».
Согласно последнему варианту концепции, общая площадь многофункционального комплекса составит более 90 тыс кв. м. Площадь первого уровня составит 29,3 тыс кв. м, из них 15,4 тыс. пригодны для аренды. Этаж расположится на глубине 10,7 м, его высота составит 6 м.Запланированная площадь второго уровня – 28,7 тыс кв. м, 15,2 тыс из них предназначены для аренды. Глубина этажа 18,1 м, а высота – 4 м. Третий и четвертый этажи займут площадь по 28,4 тыс кв. м (3-й расположится на глубине 23,5 м от уровня асфальта, 4-й – 29 м). Проектная глубина заложения стены в грунте составляет 45 м (это высота 15-этажного дома). Входов и выходов в комплекс будет пять, главный – у Московского вокзала.
Въезд в паркинг будет осуществляться со стороны гостиницы «Октябрьская» по Лиговскому проспекту из крайней правой полосы, далее – по автомобильной рампе. Форма комплекса будет несколько вытянутой: все подземное пространство под площадью Восстания, плюс часть Лиговского проспекта до 2-й Советской улицы и Лиговского переулка.
Один из ключевых вопросов, который интересует профессионалов при обсуждении МФК: а не возникнет ли на месте площади новая яма ВСМ, куда «благополучно» отправятся Московский вокзал и другие близлежащие строения?
«При строительстве подземного комплекса на Восстания будет применяться технология «стена в грунте», - рассказывают специалисты «Агентства развития и исследований недвижимости». Ее использование обусловлено сложной геологической ситуацией на перекрестке, а также необходимостью сохранения объектов культурного наследия, формирующих архитектурный ансамбль площади.
«Сегодня в мире накоплен значительный опыт строительства в схожих с петербургскими инженерно-геологических и гидрогеологических условиях. Технология «стена в грунте» обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами ведения работ», - комментирует решение компании управляющий проектом ООО «Адитум» Виталий Малых.
«Стена в грунте» – это заглубляемое сооружение, жесткая железобетонная по периметру конструкция. Такая технология позволяет свести к минимуму осадки почвы. По мнению девелопера проекта, это должно и в Петербурге обеспечить сохранность всех зданий и сооружений, находящихся в непосредственной близости от места ведения строительства.
Ее преимущества заключаются в том, что динамические воздействия на окружающую застройку сводятся к минимуму, а также имеется возможность использования «стены в грунте» в качестве как ограждающей, так и несущей конструкции – уверяют в технологии. Стены сооружения возводятся в узких и глубоких траншеях. Извлеченный грунт замещается бентонитовым раствором, который создает давление на стенки и удерживает их от обрушений.
Затем в вырытую траншею опускается арматурный каркас, который заполняется высокомарочным бетоном или железобетонными элементами. Он, в свою очередь, вытеснят бентонитовый раствор, что предохраняет от осадок и деформаций зданий, расположенных в непосредственной близости от места строительства.
«Отечественный и зарубежный опыт применения технологии «стена в грунте» показывает, что это, по сути, единственный эффективный метод в условиях плотной застройки и обилия инженерных сетей в мегаполисе», - уверена директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.
Впрочем, о старте строительства подземного комплекса, по словам представителей «АРИН», говорить пока рано. Первый вариант МФК «завернул» Градсовет. Сейчас разрабатывается новая концепция, с учетом пожеланий, озвученных Александром Вахмистровым. Параллельно специалисты компании-инвестора собирают разрешительную документацию на геологические изыскательские работы. После получения таковых, у ООО «Адитум» будет 11 месяцев на их проведение. По словам представителей «Агентства развития и исследований недвижимости», получить разрешительные документы и приступить к изыскательским работам компания-девелопер рассчитывает уже этой осенью.
«Только на основании их результатов будет принято окончательное решение относительно возможности или невозможности реализации данного проекта», - объясняет Данат Булавко. В случае, если результаты экспертизы покажут, что строить можно, многофункциональный комплекс может быть введен в строй в 2014 году.
В недавнем времени в Санкт-Петербурге за счет частного капитала власти планируют построить около 40 подземных паркингов. Кроме стоянки под площадью Восстания, аналогичные объекты могут появиться у Финляндского, Ладожского, Балтийского вокзалов, под Сенной и Манежной площадями, в районе Апраксина двора и у ДК Ленсовета.
Но насколько эта инициатива власти корреспондируется с действующим законодательством, непонятно. В частности, на каком основании земли общего пользования будут выделяться под подземные паркинги? Кроме того, любая стройка, уходящая на глубину более 5 метров, автоматически переходит в сферу действия закона о недропользовании.
Отсюда следует: прежде, чем приступать к освоению участка, инвестор должен получить лицензию от соответствующих государственных органов власти (региональных или федеральных). Посему, как считают эксперты, прежде чем начинать массовое подземное строительство, надо принять несколько регламентирующих его местных законов.
Олег Булух
Дата публикации: 11:04 22 августа 2008
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость
Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.
10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?
14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru