Раздел: Новостройки и строительство / Инфраструктура / Москва -
Столичные власти давно уже обращали внимание на необходимость проектирования и строительства капитальных объектов гаражного назначения в комплексной жилой застройке. Недавно Правительство Москвы совместно с законодателями рассмотрело весьма актуальный вопрос «О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве». В рамках городской программы «Народный гараж» поставлена задача предоставлять дольщикам программы машино-места стоимостью не выше 350 тыс. рублей. Городские власти ожидают привлечь в нынешнем году до 25 млрд. рублей средств дольщиков гаражного строительства. О концепции документа, его основных положениях и важных моментах рассказывает депутат городского парламента, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Иван Новицкий, являющийся одним из наиболее компетентных экспертов в области земельных и имущественных правоотношений:
- Проблему обеспечения города Москвы организованными местами хранения легкового автотранспорта власти города пытались разрешить в течение последних лет.
Проект Положения «О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве» дает продуманные, ясные и реалистичные предложения, осуществление которых позволит обеспечить организованное и компактное размещение стремительно возрастающего парка личного автотранспорта москвичей. Также отмечу, что документ ориентирован на привлечение средств населения в объемах, сопоставимых с объемом сокращения бюджетных ассигнований на строительство. Тем самым это поможет обеспечить работой организации строительного комплекса, то есть зарплатой москвичей, работников комплекса и нормальное существование их семей.
Прежде всего хотелось бы отметить, что ядром, правовой основой Программы, является Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта для проектирования и строительства объектов гаражного назначения на территории столицы.
Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы выполнен большой объем работ по нормативно-правовому обеспечению программы строительства объектов гаражного назначения, начата ее практическая реализация. Именно поэтому необходимо было внести в него ряд важных дополнений к документу - в целом, на мой взгляд, хорошо проработанному и заслуживающему поддержки.
Я предложил дополнить документ положением о том, что префектура административного округа совместно с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы осуществляет экономическую экспертизу возможности реализации проекта строительства объекта гаражного назначения на земельном участке в установленных данным постановлением ценовых пределах. Такое дополнение необходимо, чтобы своевременно прекратить трату времени и ресурсов на те участки, использование которых в рамках Программы окажется непомерно дорогим. Например, если под участком обнаруживается магистральный трубопровод, то расходы на его перекладку, очевидно, не позволят обеспечить конечную цену машино-места на требуемом уровне.
Мы должны изначально исключить также двусмысленности и нестыковки в необходимой для реализации Программы нормативно-правовой базе. В связи с этим, поскольку функции по оформлению и подписанию Акта о выборе земельного участка возлагаются на Окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки, то с учетом пожеланий префектур округов мной было предложено дополнить проект постановления пунктом, наделяющим Окружные комиссии соответствующими полномочиями.
Нельзя не отметить, что подготовка распоряжений о предоставлении земельных участков - это очень объемная организационная и «бумажная» работа, поэтому ее должны выполнять префектуры во взаимодействии с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы.
В связи с этим я предложил уточнить полномочия префектур административных округов по вопросам подготовки актов о предоставлении земельных участков. Краеугольным камнем Программы, без которого требуемое привлечение средств населения для реализации Программы было бы невозможным, явилось принятое Мэром Москвы решение о предоставлении земельных участков для размещения гаражей. Речь идет о предоставлении земельных участков в рамках Программы по предусмотренной Земельным кодексом процедуре предварительного согласования места размещения объекта, то есть без проведения торгов. О том, что органы власти города пока что вправе использовать эту процедуру, хорошо известно всем, кто разбирается в земельном праве, и подтверждено судебной практикой. В этой связи было бы целесообразно в дальнейшем обеспечить единую позицию органов власти города Москвы в вопросе о возможности предоставления земельных участков без проведения торгов.
Существует еще один важный момент. Как известно, для исполнения процедуры предварительного согласования места размещения объекта, в точном соответствии с нормами Земельного кодекса, необходимо оформление Акта о выборе земельного участка. Федеральный законодатель оставил утверждение формы такого Акта на усмотрение органов власти регионального уровня. Проанализировав законодательство и практику по данному вопросу, можно прийти к выводу, что форма Акта, как правило, утверждается соответствующим органом исполнительной власти или уполномоченным функциональным органом по его поручению. Так, например, сделано в Санкт-Петербурге, где форму Акта утвердил Комитет по архитектуре по поручению Правительства города. Считал бы целесообразным и нам пойти по этому пути.
Известно, что с 1 января 2010 года любая градостроительная деятельность станет невозможной при отсутствии Правил землепользования и застройки. В настоящее время работает Городская комиссия, в которую все префектуры уже подали свои замечания и предложения по проекту Правил. Но есть вероятность, что часть из тех территорий, где предполагается размещение объектов гаражного назначения, не вошла в эти предложения префектур.
В связи с имеющимися различными толкованиями законодательства необходимо закрепить возможность и после 1 января 2010 года осуществлять предоставление земельных участков для целей Программы. В связи с этим полагаю, что Московской городской Думе нужно проработать и внести в Государственную Думу проект Федерального закона, предусматривающий возможность предоставления земельных участков в порядке процедуры предварительного согласования мест размещения объектов после 1 января 2010 года. Речь идет о предоставлении земельных участков для объектов инфраструктуры, создаваемых с привлечением денежных средств граждан в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации соответствующих городских программ.
Нельзя также не сказать и о социальной стороне вопроса. Даже если все упомянутые в Программе городские структуры будут точно и в установленные сроки выполнять то, что этой Программой предусмотрено, договоры аренды земельных участков будут заключены лишь к концу этого года. Таким образом, начинать в соответствии с законодательством заключать договоры долевого участия можно будет только в конце этого года или начале следующего. При этом возникает временной разрыв. Подавать заявление об участии в Программе, а также освобождать площадку от стоящего на нем гаража москвичу надо уже сейчас, а договор с ним смогут подписать не ранее чем через 5 - 7 месяцев.
Для устранения такого рода рисков иногда используется предварительный договор. Однако анализ законодательства позволяет утверждать, что единственным эффективным правовым механизмом в данном случае является так называемая публичная оферта, созданная в установленном законом порядке. По существу, о такой оферте уже объявил Мэр Москвы. В том числе и в ходе объезда площадок размещения объектов Программы, состоявшегося в День России 12 июня 2009 года. Но с юридической точки зрения, по моему мнению, этого недостаточно, поскольку закон требует определенного оформления оферты. В связи с этим мной было предложено дополнить проект постановления пунктом о публичной оферте.
В целях повышения гарантий для населения, освобождающего от своих гаражей земельные участки, предназначенные для размещения объектов гаражного назначения, снятия социальной напряженности, по моему мнению, было бы целесообразно утвердить форму Акта об освобождении земельного участка гражданином, подавшим заявление на приобретение в собственность машино-места для хранения личного автотранспорта в капитальных гаражах, строящихся с учетом оказания государственной поддержки, и порядок его подписания, а Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы представить для утверждения форму этого акта, порядок его подписания, хранения и учета.
В связи с тем, что на данный момент не проработаны до конца вопросы передачи дольщикам машино-мест в построенных гаражах, Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города совместно с Департаментом имущества Москвы до 1 августа 2009 года необходимо внести в Правительство Москвы предложение о порядке оформления прав собственности на машино-места и общее имущество в объектах гаражного назначения, а также об организации управления объектами гаражного назначения после завершения их строительства. Крайне важным вопросом является определение условий участия в программе лиц из социально незащищенных категорий.
Между тем на участках, которые предполагается использовать для размещения объектов гаражного назначения в рамках Программы, имеется значительное число гаражей лиц из социально незащищенных категорий, инвалидов, ветеранов войны. В связи с этим был поставлен вопрос о финансировании и порядке приобретения прав лицами из льготных категорий населения на машино-места в объектах гаражного назначения, предполагаемых к строительству в соответствии с Положением, утвержденным данным Постановлением.
В течение двух ближайших лет - до 2011 года - в столице должны возвести 270 тыс. машино-мест. Из этого объема более 20 тыс. машино-мест будет построено в гаражных комплексах в районах жилой застройки, а 10 тыс. - в качестве компенсации за сносимые гаражи. Кроме того, около 40 тыс. машино-мест появится в гаражах на месте размещения автостоянок и 20 тыс. машино-мест будут размещены в коммерческих объектах, в частности в административных зданиях и торговых центрах. Наконец, по пять тысяч мест предполагается разместить на транспортно-пересадочных узлах, на перехватывающих парковках, в подземных паркингах и в механизированных многоуровневых парковках.
Городские власти уже разработали порядок приобретения гражданами в собственность машино-мест для хранения личного автотранспорта на условиях социальной ипотеки, а также с использованием накопительной схемы. Основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении условий хранения автомобиля будет наличие у него автомобиля в собственности, осуществление трудовой деятельности трудоспособными членами его семьи, отсутствие места для хранения машины или наличие места, не приспособленного для ее длительного хранения, а также признание ранее занимаемого машино-места аварийным или ветхим. Гражданин должен быть жителем Москвы, обязан постоянно проживать по месту регистрации или подачи заявления и иметь ежемесячный совокупный доход на одного члена семьи, обеспечивающий суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующий своевременное погашение платежей по банковскому кредиту.
Программа пользуется все большим интересом со стороны москвичей. В настоящее время около 35 тыс. жителей столицы подали заявление на участие в программе «Народный гараж», и на данный момент эта программа обеспечена финансированием со стороны граждан в объеме 12 млрд. 200 млн. рублей.
Сейчас уже оформлены договоры с жителями на 70 млн. рублей. Это дает основание полагать, что запланированные объекты будут построены в соответствии с утвержденными графиками.
Владимир Терещенко
Дата публикации: 13:10 28 июля 2009
21.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперты рассказали о том, какая недвижимость пользуются спросом у столичных инвесторов.
16.01.2020 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Эксперт прогнозирует увеличение доли доходных апартаментов в Москве.
10.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
В жилом проекте комфорт-класса «Вестердам», продажи в котором «ИНТЕКО» ведет с использованием механизмов эскроу-счетов, подписаны первые 100 договоров на приобретение квартир.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Согласно данным аналитической службы «НДВ-Супермаркет Недвижимости», средневзвешенная цена на конец II квартала 2019 года в новостройках Троицкого округа составила 76,8 тыс. руб. за кв.м., а Новомосковского – 119,7 тыс. руб. за кв.м, увеличившись по сравнению с первым кварталом на 1,8 и 2,1% соответственно.
09.09.2019 - Раздел: Москва / Новостройки и строительство /
Объемы строительства жилья вырастут до 120 млн. кв. м в год. Такие показатели должны быть достигнуты в рамках проекта стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Данный документ подготовлен Минстроем в соответствие с распоряжением правительства РФ, сроки реализации стратегии запланированы на 2019–2030 годы.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru