Раздел: Новостройки и строительство / Россия -
«Ломать — не строить!» — обычно в эту крылатую фразу вкладывают совершенно однозначный смысл: мол, строить — дело сложное, долгое, кропотливое, а сломать построенное — р-раз! — и дело с концом.
Но это — лишь в представлении человека, далекого от современного строительного дела. Так бывает только в кино. Помните, в фильме «Приключения итальянцев в России» — бросили чемодан со взрывчаткой в сторону готовящегося к сносу здания - бабах! — и нет дома. Свободное пространство, открывшийся взору проспект, уходящий к далекому горизонту... И ровная гряда кучки мусора, совсем незначительная в сравнении с только что стоявшей здесь громадой старого дома. Так и кажется — «с лопатами и вилами» немножко поднатужимся... и через пару-тройку дней, ну, максимум через неделю, будет ровная чистая площадка, хоть травку высаживай...
Увы! В жизни все не так. Даже после тщательно рассчитанного, виртуозно выверенного взрыва от панельного дома остается отнюдь не кучка однородной щебенки, а груды искореженных останков стен, перекрытий, трубопроводов, арматуры... Да и открывающуюся перспективу удастся увидеть не скоро — взметнувшаяся от взрыва пыль может стоять в воздухе несколько дней, а то и недель, заставляя жителей окрестных домов держать плотно закупоренными окна и форточки.
Но самая-то главная проблема — что делать с этими останками? После такого метода избавления от былой недвижимости в одной мусорной куче оказываются совершенно разные материалы, включая далеко не самые экологически полезные для матушки-природы. И если осколки бетона, смешанные с пропитанным битумом рубероидом, линолеумом на фенольных основах, трехслойными панелями с минватой, панелями из ДСП и асбоцемента, а также многим всем другим, чем «богаты» наши видавшие виды дома, свалить в одну большую кучу (такую, как вы видите на снимке, например горы в Саларьево), то эта куча многие десятилетия будет медленно, но верно отравлять окружающую среду описанными выше ингредиентами. Причем куча эта будет не одна, по стране их будет столько, сколько городов в шестидесятые — семидесятые годы ускоренно возводили массовое пятиэтажное жилье. И кучи эти будут огромными, потому что в пятиэтажках построено по стране жилья около 360 млн кв. метров общей площади. Даже если хотя бы четверть из них придется снести (а среди первых массовых серий, особенно из самых ранних, есть такие, которые реконструкции не подлежат в принципе), то объемы образовавшегося строительного мусора будут действительно колоссальны. (А кроме того, у нас в стране на сегодняшний день официально зарегистрировано 87 млн кв. м ветхого жилья, которое уж точно придется сносить, так что горы отходов станут еще выше.)
Собственно, если даже дом не взрывать, а крушить с помощью специальных «когтястых» кранов, то результат будет практически почти такой же, как после взрыва. Иначе говоря — итогом тоже станет огромная куча несортированного экологически опасного мусора.
Каков же вывод? Дома надо не крушить, а разбирать! Причем делать это надо на серьезной основе, по специально разработанным проектам. А есть ли таковые сегодня в столице, где снос пятиэтажек будет идти нарастающими темпами? И занимается ли кто-то конкретно разработкой проектов по переработке полученных в результате сноса отходов?
Рассказывает заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, начальник Управления развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов г. Москвы Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
- Правительство Москвы выделило на эти цели достаточные средства, мы провели научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки, сейчас их завершаем. Для этого на конкурсной основе определили технологические и учебные институты, кафедры и другие научные подразделения.
Главная идея этой работы состоит в том, что для каждой серии сносимых домов выбирается своя технология. В каких-то случаях самым эффективным способом будет взрыв сносимого дома, в каких-то — снос с помощью специальной техники, а где-то — последовательная разборка с разделением отходов по группам. Причем речь идет о возможности сочетания этих технологий: то есть, например, часть конструкций (таких, в частности, как рубероидная кровля, оконные и дверные блоки, санфаянс и т.д.) разобрать, а уж затем, скажем, снести оставшуюся часть техникой или взорвать.
Почему такие сложности? Дело в том, что здание содержит много компонентов, которые можно и нужно частью рециклировать, дабы впоследствии использовать при сооружении тех или иных объектов, частью утилизировать, чтобы эти отходы занимали как можно меньше места и не наносили ущерба окружающей среде.
Выбирая технологию сноса здания, нужно иметь в виду вот что. Если мы, предположим, за три дня снесли пятиэтажку, то потом еще дней десять придется вывозить мусор. А если разобрать ее «без шума и пыли» — это займет дней на пять больше, но никакой пыли, грохота и т.д., да и утилизировать и рециклировать отходы в этом случае будет легче, чем пытаться дифференцировать обломки по фракциям из огромной груды руин.
А ведь там и сантехфаянс, и оконные и дверные блоки, и рубероидная кровля, смешанная с битумом, и линолеум с фенолформальдегидными смолами, всевозможные деревянные и пластиковые плинтусы, стальные трубы, чугунные радиаторы, металлические крепления, какие-то деревянные конструкции... В случае последовательной разборки все это отделяется друг от друга и каждая фракция помещается в свой бункер.
Заметьте, все это может делаться параллельно, что позволит не растягивать сроки работ — главное, разработать правильную технологию. И хотя трудозатрат при таком варианте больше, чем при грубом сносе, зато и экономический, и экологический эффект в конечном счете несравненно выше. Так что «быстрый снос» только на первый взгляд кажется быстрым.
Что же касается непосредственно технологий разборки домов, то они уже созданы. Типовые проекты производства работ по разбору пятиэтажек назвали эталонами. Эти эталоны разработал московский ГУП «Проектно-производственный и деловой центр «Информстройсервис».
В этих проектах рассмотрена вся технология постадийной разборки здания, а также то, какие механизмы, инструменты и технику на каждом этапе нужно использовать для этого.
На каждую типовую серию пятиэтажек - свой типовой проект. Их разработка уже завершена, нужно лишь их утвердить и обсчитать экономику. Тогда станет окончательно ясно, какую серию и как выгоднее сносить
• Россия может вовлечь в хозяйственный оборот более 40 млн тонн бетонного лома и около 1,5 млн тонн вторичного металла.
• Для строительства одного километра дорожного полотна при ширине семь метров нужно около 2200 м2 щебня и 1500 м2 песка. И то, и другое может быть получено от переработки бетонного лома, без дальнейшего истощения природных ресурсов, разработки новых карьеров.
Итак, главная сверхзадача, к которой нужно стремиться при сносе зданий — максимально полнее использовать полученные строительные отходы, то есть рециклировать их (иначе говоря — запускать их на новый жизненный цикл). Много ли материалов из сносимых зданий можно использовать повторно? Оказывается, прилично. Несущие железобетонные панели, плиты перекрытия, фундаментные плиты, лестничные марши, так называемые доборные изделия и другие детали из железобетона — все это можно запустить в дробилку, которая измельчит бетон и отделит арматуру, выдав на гора искусственный щебень заданного размера и готовый к переплавке металлолом. В целом это довольно большой процент от общего числа отходов при разборке дома.
А что нельзя запускать в дробилку?
Трехслойные плиты с утеплителями, асбоцементные плиты и т.д. Не годятся для рециклирования деревянные отходы, пропитанные фенольными и другими смолами. Особые проблемы вызывают рубероидные кровли, пропитанные битумом. Вопрос в том, чтобы найти достойное применение продукту, получаемому в результате их переработки. Пока что его не нашли, и это на сегодняшний день можно считать плохой новостью. А хорошая новость — то, что вся разборка зданий предусматривает использование имеющейся техники, ничего нового создавать не нужно. Есть также машины и механизмы для переработки отходов (железобетона, дерева и других), как отечественные, так и зарубежные.
Для разборки пятиэтажек можно использовать как башенные краны, так и более мобильные на пневматическом или гусеничном ходу.
Когда очередь дойдет до девятиэтажек, то там предусмотрен вариант установки башенного крана прямо в лифтовую шахту — в том случае, если для этого не достаточно места рядом с домом.
Так что в целом строительных технологий для цивилизованной разборки зданий сегодня предостаточно. Хватает также инструмента, машин и механизмов, есть и специальная оснастка.
Следующий практический вопрос: а где, собственно говоря, можно использовать те самые рециклированные фракции, полученные из старых железобетонных изделий?
Рассказывает Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
- Как показали исследования, проведенные научно-исследовательскими коллективами, качество бетонов, полученных с применением рециклированного щебня, соответствует определенному уровню.
Использовать такой бетон для производства железобетонных конструкций не всегда возможно. Однако это ничуть не умаляет потребности в таких бетонах. Они хорошо подходят для изготовления подстилающих слоев второстепенных дорог. Например, при подготовке строительных площадок района массовой застройки.
Другое применение рециклата — благоустроительные работы. Измельченные бетон и кирпич можно пустить на ландшафтные работы — отсыпать дорожки, горки.
Еще одно направление использования щебня-рециклата — для покрытия сельских дорог в случае, когда строительство дороги с твердым покрытием оказывается слишком дорогим удовольствием (например, для садового товарищества).
Такой искусственный щебень в дорожном строительстве можно использовать и для формования различных бетонных бордюров, других изделий (неответственных конструкций). Таковых работ всегда ведется огромное количество, так что рециклат всегда будет востребован.
Однако даже при максимальном использовании технологий рециклирования вывозить на полигоны все равно что-то придется, все сто процентов мусора, оставшегося после разборки здания, переработать все равно не удастся. Однако места на подмосковных полигонах становится все меньше. Другое дело, что в случае рециклирования значительной части отходов нагрузка на полигоны станет гораздо меньше, чем сегодня. Тем не менее специалисты Московской области считают, что ресурсов для приема строительных отходов из Москвы осталось не более чем на пять лет.
Рассказывает Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
—Для строительных отходов, которые получаются при разборке зданий, существует еще одна сфера применения, причем весьма емкая. Дело в том, что практически в каждом районе неподалеку от райцентров существуют использованные карьеры, откуда брали песок и щебень для массового строительства домов. Эти карьеры должны быть рекультивированы. В Подмосковье, в частности, такая работа уже началась, в ряде районов карьеры засыпают или уже засыпали, на их месте строят коттеджи, разбивают парки, возводят спортивные сооружения. Это сделали, например, в Подрезково, в Химкинском, Мытищинском, Дмитровском и ряде других районов.
Отходы от сноса домов, особенно разделенные по фракциям, в том числе рециклированный щебень, — это, на мой взгляд, идеальный материал для засыпки карьеров. С другой стороны, это и весьма справедливо: когда-то мы позаимствовали у природы ее запасы инертных материалов для строительства жилья, теперь же настала пора возвращать долги.
Михаил Краснов, ведущий технолог ООО «Дорстэн Проект», магистр техники и технологии:
«Производство ячеистых бетонов становится более эффективным в случае применения для этого различных минеральных продуктов переработки. Только в Москве с 2005 по 2010 год планируется снести более тысячи оставшихся жилых кварталов старой застройки.
К 2006 году накопится более 1 млн тонн пылевидного продукта дробления бетонных конструкций, который является полноценным заполнителем для ячеистого бетона.
На сооружаемом ныне заводе по производству неавтоклавного поробетона в Зеленограде будут применяться пылевидные пески в качестве активного заполнителя ячеистого бетона
Поэтому московское Правительство намерено предлагать всем районам Подмосковья, где есть карьеры, проекты их рекультивации. В результате будем заполнять карьеры не разношерстным строительным мусором, а послойно рециклированными фракциями с последующим их уплотнением. Это, вне всякого сомнения, даст хороший результат.
Цивилизованная разборка зданий с последующей переработкой и повторным использованием отходов — удовольствие, понятное дело, не бесплатное. Кто будет его оплачивать?
Рассказывает Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
- Наша задача — привлечь сюда частные инвестиции, а чтобы их привлечь, нужно, чтобы это было экономически выгодно.
Процедура складывается примерно так. К примеру, есть площадка, на которой надо построить определенное количество жилья. По ней проводится тендер. Подрядчик или инвестор, выигравший его, должен осуществить снос строений на этой площадке и, стало быть, будет финансировать процесс разборки здания в соответствии с принятыми и утвержденными эталонами (проектами производства работ по сносу).
Если же в каком-то районе превалирует бюджетное финансирование, пятиэтажки там сносятся по городским инвестиционным программам, то город определяет стоимость всех работ по сносу зданий. Выигравший конкурс подрядчик обязан принять те условия, которые ему выставляет по сносу и вывозу строительного мусора городской инвестор. И тут уже наша забота — не дать вывезти этот мусор куда-то в несанкционированные места.
Кстати, особо нужно сказать о системе организации перевозки строительных отходов. Она должна четко отслеживать, где загрузилась машина, сколько, чего, куда и в какие сроки доставила. Должен быть четко указан маршрут, чтобы проконтролировать, что эта машина не свернула куда-либо в лес и не высыпала этот мусор где попало. А такие случаи, к сожалению, не редкость. Потом и область, и город тратят немалые деньги, чтобы ликвидировать такие стихийные свалки.
Поэтому здесь должна четко действовать система оперативного контроля. С нашей стороны разработана и нормативно утверждена система мер, не позволяющая перевозчику осуществлять такого рода нарушения. Надеюсь, что она на практике докажет свою эффективность.
Дата публикации: 14:25 16 мая 2005
05.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
В 2018 году объём жилищного строительства в России снизился на 4% и составил 75,7 млн кв. м. Детальная статистика на муниципальном уровне выходит с заметным запозданием и изучить динамику на уровне отдельных городов и агломераций можно лишь сейчас.
03.09.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
Сентябрь – традиционное начало не только нового учебного года, но и время повышения деловой активности. Эксперты ГК «Атлант» проанализировали текущую ситуацию на рынке новостроек Московского региона и поделились прогнозами по развитию сегмента до конца 2019 года.
01.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
Аналитический центр ЦИАН изучил, как сейчас растут цены в процессе реализации квартир в новостройках. Сравнивались актуальные цены предложения конкретных квартир с ценами при первой публикации. Учитывались предложения, где за период реализации квартир было проведено хотя бы одно изменение цены, а также объявления, которые находились в реализации более 15 дней.
17.07.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
В январе-июне 2019 года в РФ ввели в эксплуатацию 30,1 млн кв.м жилья, что на 3,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
06.08.2019 - Раздел: Новостройки и строительство
НКО «ПОВС застройщиков» перечислила на номинальный счет публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан-участников долевого строительства» 705 393 067 рублей, составивших 99% от полученной страховой премии, приходящейся на неистекший срок страхования. При этом 99% - это обозначенная действующим законодательством РФ цифра, при расчете части подлежащей перечислению страховой премии учитывался срок страхования, равный периоду несения ответственности по договору страхования - с учетом двухлетнего срока по истечении предусмотренного ДДУ срока передачи выгодоприобретателю жилого помещения. Денежные средства были перечислены 1 и 2 августа 2019 года.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru