Раздел: Рынок недвижимости / Россия

Землю - народу, воду - Кремлю

Землю - народу, воду - Кремлю

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

В отличие от многочисленных новых законов Водный кодекс пока не привлек особого внимания общественности и прессы, однако в перспективе он может оказать серьезное влияние как на рынок недвижимости, так и на состояние природной среды.

В конце апреля Госдума РФ приняла в первом чтении новую редакцию Водного кодекса. При необходимых для прохождения закона 226 голосах за принятие законопроекта проголосовали 330 депутатов, против - 99, равнодушных (т.е. воздержавшихся) не было. Суть нового кодекса - отобрать практически все водные ресурсы у субъектов Федерации и передать их в федеральную собственность. Депутатов не остановила даже Конституция РФ, 72-я статья которой прямо указывает, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Отобрать и сохранить

Москвичи давно поняли: если что-то находится в состоянии полной разрухи, часто означает, что этот объект в федеральной собственности. Сюда относятся памятники истории, культуры и природоохранный комплекс. Один из последних примеров - парк Царицыно, который начал благоустраиваться только после передачи его московским властям. Точно такая же ситуация и по всей стране. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко даже пригрозила повесить на памятники архитектуры, находящиеся в федеральной собственности и доведенные до плачевного состояния, таблички с информацией о том, в чьем ведении находится данный объект.

Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, президент Центра экологической политики, считает, что в случае принятия Водного кодекса в предложенной редакции может повториться ситуация, возникшая после принятия Лесного кодекса (который действует с 1 января 2005 г.), когда регионы потеряли право финансировать лесное хозяйство и управлять лесами, находящимися на их территории. Принятию законопроекта в первом чтении предшествовала громкая pr-кампания по сносу первых незаконных строений на берегах подмосковных водоемов, которая в августе 2005 года увенчалась первым успехом. Главная мысль - именно федеральная власть (в лице Росприроднадзора) способна навести порядок в деле охраны природы.

С насекомого какой спрос?

Еще до начала выселения жителей поселка Пятница было другое громкое дело - о жуках-короедах, которые почему-то проявляли исключительную активность в окрестностях Рублевского шоссе. Около года назад Прокуратура Московской области возбудила уголовные дела против глав Красногорского и Одинцовского районов Подмосковья Бориса Рассказова и Александра Гладышева по обвинению в незаконной торговле землей и лесными угодьями на Рублевке.

Чиновники разошлись настолько, что продали даже земли, принадлежавшие Управлению делами Президента РФ. Предлогом для вырубки десятков гектаров леса послужили как раз злополучные жуки, якобы пожравшие 100 га Масловского леса на Николиной Горе, о чем доложил начальник ГУПР МПР по Московской области Николай Гаранькин. Надо сказать, что подобные "жуки" незаметно съели уже немало леса по всему ближайшему Подмосковью. Но в данном случае чиновник явно не понял, на чью мозоль он наступил своим отчетом, и вынужден был тут же подать в отставку. После этого за дело взялся Олег Митволь, заместитель руководителя Росприроднадзора, который отличается большей принципиальностью и боевой хваткой.

Можно было бы только порадоваться, что в деле охраны природы появились действенные правовые механизмы, но вывод депутатов оказался неожиданным: контроль над природой можно наладить, только если отобрать природу у регионов и предать ее в федеральную собственность. Известно, что любые рейды, кампании и вообще любое наведение порядка у нас заканчивается еще большим беспорядком, поскольку в России часто цель любого контроля - взятки. Но водные ресурсы - это еще и политический вопрос. Земля становится полноценным товаром. Земли в стране хоть отбавляй, но большая ее часть не освоена. Поэтому сейчас важно, кто получит контроль над самой востребованной на рынке землей, а это (если не считать территорию Москвы) лесные угодья и участки вдоль водоемов в пригородах Москвы и других крупных городов.

Унитарный передел

Новый Водный кодекс предполагает, что 95% водоемов и прилегающих к ним территорий окажутся в федеральной собственности. За основу принимается так называемый "бассейновый" принцип управления водными ресурсами: неважно, на чьей территории находится водоем (часто это несколько субъектов Федерации), важно что это единый бассейн. Эта норма заимствована из правовых актов, которые существуют в некоторых унитарных государствах. Вообще, начиная с нового Градостроительного кодекса, вступившего в силу в 2005 году, стали очевидными унитарные тенденции в российской правовой системе. Хотя страна все еще называется Российской Федерацией, но она все больше превращается в унитарное государство. Депутат МГД Москвин-Тарханов называет основное отличие унитарного государства от федеративного - в нем нет таких сфер права, в которых местные органы власти имели бы приоритет перед федеральными.

По мнению разработчиков Водного кодекса, федеральный захват водных ресурсов не противоречит Конституции. Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В реальной жизни по новому кодексу у субъектов Федерации останется взамен прав собственности лишь право участвовать в управлении использованием и охраной водных ресурсов через "бассейновые советы". Естественно, что эти органы не будут обладать никакими реальными полномочиями. Все, на что они могут рассчитывать, - это совещательный голос.

В экспертном заключении Фонда развития парламентаризма в России отмечается, что, несмотря на формальное соблюдение положений Конституции, проект нового Водного кодекса фактически сводит на нет роль субъектов Федерации как участников водных отношений - и по регулированию этих отношений, и как собственников водных объектов. Аналогов такой ситуации нет ни в одном федеративном государстве, в том числе и обладающих водными объектами, бассейны которых находятся на территории нескольких субъектов Федерации (США, Канада, Германия, Австралия).

Плакали ваши денежки

Принятие нового Водного кодекса отразится не только на собственниках и пользователях загородных земель, но и на горожанах. В частности, в Москве городские власти в последние годы уделяют большое внимание состоянию водоемов. Разработана программа сохранения малых рек. Но по новому закону финансирование подобных мероприятий должно проводиться централизованно. Едва ли у федеральных властей будет время и желание вникать в местную проблематику. Водный налог уже в 2005 г. полностью поступит в федеральный бюджет.

"В Москве есть ряд структур, которые непосредственно следят за экологическим состоянием рек (большая часть из них находится в коллекторах), прудов, родников столицы, - говорит Вера Степаненко, депутат Мосгордумы, председатель комиссии МГД по экологическим вопросам. - Работа Департамента природопользования, экологической милиции, Мосэкомониторинга (круглосуточно контролирует состояние воды в Москве-реке) налаживалась годами. Если происходит сброс, реагировать на это нужно немедленно, но у Москвы теперь таких прав не будет. Контролировать и штрафовать нарушителей будут федеральные структуры, правда, пока их еще даже не создали".

Результатом административной реформы стало то, что в Москве экологическим контролем теперь занимается два ведомства. Ясности нет, регламента нет, кто, какие экспертизы проводит - непонятно, сетуют в столичном Департаменте природопользования. Бывший федеральный орган - Москомприрода - состоял из 450 специалистов, теперь их 20 человек. А число контролируемых объектов - 6 тысяч. Получается, - говорят в департаменте, что за какой-нибудь пруд отвечает федеральный орган управления, который понятия о нем не имеет, и у него нет реальных возможностей ни контролировать, ни привести его в порядок.

Хотя новый Водный кодекс в качестве идеологического обоснования использует идею охраны природы, но, по сути, он построен на принципах рыночной целесообразности. Он впервые формирует механизм платности водопользования в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации. Жуки-короеды на местах уже потирают лапы: они уверены, что после нескольких показательных рейдов все затихнет, уследить за лесами и водоемами по всей стране из Кремля все равно не получится.

Дата публикации: 12:24 25 августа 2005



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Россия

Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду

Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду

20.01.2016 - Раздел: Рынок недвижимости

Наш читатель Александр спрашивает: "Какую недвижимость выгодно покупать для сдачи в аренду?"

ГК «Савва» существенно расширяет свой строительный бизнес

08.11.2007 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица

Группа компаний «Савва» направила средства, вырученные от продажи керамического бизнеса, на консолидацию и расширение своих строительных активов в рамках компании «Волгастрой­групп».

Раздел имущества при разводе 50/50

Раздел имущества при разводе 50/50

01.02.2008 - Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Разделу подлежит совместная собственность бывших супругов, которая, в соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ), включает все, что было нажито во время брака.

Что грозит тем, кто нелегально сдает квартиру

Что грозит тем, кто нелегально сдает квартиру

01.04.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Компании, лица

Практически каждый собственник жилого помещения, которое сдается в аренду, получает неплохой доход. Это считается предпринимательской деятельностью, и по закону каждый арендодатель обязан отдавать в государственную казну 13% от общей суммы полученных денег за проживание жильцов. За год аренды такого помещения может накопиться вполне приличная сумма. Однако не каждый владелец квартиры готов поделиться своей прибылью с государством.

Жилищный кодекс - социальный найм и предоставление жилья

08.02.2005 - Раздел: Рынок недвижимости

Одними из главных и важных изменений в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, который вступает в силу 1 марта 2005 года, являются положения договора социального найма.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012