Три рубля в минуту

Три рубля в минуту

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

С такой пугающей скоростью дорожает квадратный метр столичного жилья. Как же остановить неутомимый «квартирный счетчик», на который поставлена вся Москва?

Этот жизненно важный для жителей столицы вопрос - в центре внимания депутатов Мосгордумы.

За прошедший год в федеральном жилищном законодательстве произошли серьезные изменения. Принят новый Жилищный кодекс Российской Федерации, кардинально меняющий всю систему жилищных правоотношений. Внесены изменения и дополнения в целый ряд федеральных законов, определяющих правовой статус и социальные гарантии, в том числе по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, ветеранов, военнослужащих, «чернобыльцев», беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий граждан.

Все это требует внесения соответствующих изменений и в жилищное законодательство города Москвы. Проект столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», принятый Московской городской Думой в первом чтении, разработан с учетом этих изменений и призван урегулировать правовое положение граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилье и подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет бюджета, то есть очередников.

Учитывая, что изменения законодательства значительны, законопроектом предлагается признать утратившим силу Закон города Москвы от 15.01.2003 года № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», а также законы города Москвы, вносившие в него изменения.

Задача законодательной власти - отстоять в этом законе права москвичей на получение жилья, гарантированные им Конституцией России. Очередники сохранят право получения квартир в Москве. Во всяком случае так утверждает один из разработчиков законопроекта, руководитель столичного Департамента жилищной политики и жилищного фонда Петр Сапрыкин.

По его словам, «никакой перетряски старой очереди не будет. Что касается новых очередников, то их будут ставить на учет только после признания их таковыми органами социальной защиты населения. В новом законе также сохранена учетная норма, то есть минимальный размер жилой площади на человека, и роль жилищных комиссий».

В чем новизна?

Итак, законопроектом предусматривается деление всех граждан, принятых на жилищный учет, на две категории: граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть те, кто принят на жилищный учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года); граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, то есть те, кто принят на жилищный учет после введения Жилищного кодекса Российской Федерации (после 1 марта 2005 года).

На сегодняшний день в городе на жилищном учете состоит 195 649 семей, или 647 754 человека. Из них встали на жилищный учет до 1 марта 2005 года 183 347 семей, или 610 693 человека.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации эти граждане подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением граждан, имеющих жилищные льготы.

В этой связи в части 3 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что жилые помещения новым очередникам будут предоставляться только после обеспечения старой очереди, за исключением новых очередников, имеющих право на предоставление жилья вне очереди.

При этом в статье 3 зафиксировано, что старые очередники, имевшие право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями до вступления настоящего закона в силу, сохраняют это право, если они представили до 1 марта 2005 года в органы власти подтверждающие документы и на момент улучшения жилищных условий сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.

Это сделано несмотря на то, что федеральным законодательством были отменены практически все льготы.

Кроме того, в законопроекте предусмотрено сохранение существующей учетной нормы площади жилого помещения (части 7 и 8 статьи 8) и нормы предоставления (часть 5 статьи 19). При этом внесены изменения в порядок, определяющий нормы предоставления в зависимости не только от численности членов семьи, но и их состава и родственных отношений. Это улучшает положение граждан при предоставлении им квартир: если раньше требования к жилью предъявлялись только по площади, то теперь и по количеству комнат.

Данный законопроект систематизировал и закрепил все имеющиеся на сегодняшний день формы улучшения жилищных условий москвичей: предоставление жилых помещений по договору социального найма (статьи 22 -23), найма (статьи 27 - 29).

Благодаря усилиям депутатов Мосгордумы в новом законе будут отражены многие изменения, появившиеся в федеральном жилищном законодательстве с 1 марта 2005 года. Например, исключение из общей площади жилого помещения площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Кроме того, уточняется порядок предоставления жилых помещений: отдельно для тех, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, и отдельно - для нуждающихся в жилье в соответствии с новым ЖК.

Помимо этого, в законопроекте сохранены существующая учетная норма площади жилого помещения, а также право на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Правда, в том случае, если они до 1 марта 2005 года успели предоставить в органы исполнительной власти города необходимые документы, подтверждающие соответствующее право.

Наконец, по сравнению с законом города от 15 января 2003 года № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» данный законопроект содержит и ряд существенных новаций. Так, впервые урегулированы вопросы ведения жилищного учета очередников, установлен перечень документов, предоставляемый заявителем для рассмотрения вопроса о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан, нуждающихся в нем.

Город избавится от судебных тяжб

Одной из важных положительных тенденций, которые нашли отражение в законопроекте, является закрепление компетенции органов исполнительной власти, их работа с очередниками в режиме «одного окна».

Количество комнат и площадь квартир, предоставляемых очередникам по договорам социального найма, будут определяться степенью родства членов семьи.

Так, семье из двух супругов город будет предоставлять однокомнатную квартиру площадью от 36 до 44 кв. метров. Семье, состоящей из двух членов и не являющихся супругами, предоставят 2-комнатную квартиру площадью от 36 до 50 кв. метров.

Семье из трех человек, двое из которых супруги, дадут 2-комнатную квартиру площадью от 54 до 62 кв. метров; если же супругов в такой семье нет - 3-комнатную площадью от 62 до 74 кв. метров; если семья состоит из четырех и более человек -квартиру из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи.

Очередникам, оказавшимся в очереди после 1 марта прошлого года, будут предоставляться квартиры после того, как получат жилье все москвичи из прежней очереди. Однако это не коснется граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Они будут получать его в соответствии с действующим законодательством.

Для того чтобы москвичи могли, как и в прежние годы, активно пользоваться поддержкой города в жилищной сфере, необходима прочная законодательная база, полностью отвечающая сегодняшнему федеральному законодательству. Иначе городу не избежать множества судебных тяжб. Ведь всегда могут быть недовольные, готовые апеллировать к властям с жалобой по поводу ущемления их жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ. Соответствие московских законов федеральным, безусловно, в интересах города.

В связи с серьезной критикой парламентариев в адрес законопроекта, касающейся так называемого ценза оседлости как одного из требований при постановке граждан на учет нуждающимися в жилых помещениях, исполнительная власть была вынуждена пойти им навстречу. Согласно первоначальному предложению исполнительной власти, гражданин должен был бы получить такое право при условии, что проживает в столице на законных основаниях в общей сложности не менее 20 лет. Однако, по мнению думцев, нет необходимости устанавливать столь долгий срок. Напротив - целесообразно применить норму, существовавшую в столичном жилищном законодательстве в прежние годы, - 10 лет как срок проживания в столице, необходимый при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Какие новации внесли депутаты

Обсуждая в первом чтении законопроект, депутатский корпус предложил множество актуальных и важных поправок в документ. Так, депутат Михаил Буянов указал на целесообразность пересмотреть норму об обеспечении жильем такой льготной категории граждан, как дети-сироты, отслужившие в’ Вооруженных силах и нуждающиеся в получении жилого помещения, в течение более короткого срока, чем определенный в законопроекте год.

В свою очередь, Михаил Антонцев сумел настоять на необходимости упорядочения процедуры исключения из списка очередников жителя города в случае его отказа более чем от двух предложенных жилых помещений. По мнению депутата, помимо представителей исполнительной власти города, принимающих это решение, в данной процедуре может принимать арбитражное участие и третья сторона, например, судебный орган.

Михаил Москвин-Тарханов предложил исполнительной власти использовать дополнительные возможности сотрудничества в жилищной сфере с Московской областью, где столица могла бы более активно осваивать новые земельные участки для застройки.

По словам Михаила Москвина-Тарханова, не может не радовать, что в столице традиционно возводится ежегодные пять миллионов квадратных метров жилья. Из них порядка двух миллионов метров уходит на социальные программы, из которых большую часть - на переселение пятиэтажек, ветхого и аварийного жилья. Лишь незначительная часть, подчеркивает депутат, приблизительно 10 процентов от общего объема жилья уходит на обеспечение очередников. Такая ситуация, по мнению парламентария, сохранится в течение пяти лет. При этом она, с одной стороны, ухудшается, поскольку с каждым днем возрастает цена строительства, а с другой -как бы компенсируется ростом стоимости квадратного метра на коммерческом рынке жилья. Столичный квадратный метр, по данным депутата, дорожает в среднем на три рубля в минуту.

Это позволяет компенсировать все более и более нарастающие расходы при строительстве жилья, при отсутствии необходимых площадей.

Однако самая серьезная проблема – это дефицит земли для застройки. В этой ситуации, на взгляд Михаила Москвина-Тарханова, позиция федеральных органов власти является недопустимой: не используя громадные земельные ресурсы, они не позволяют использовать их и Москве. Подобная ситуация грозит привести к тому, что столица будет не в состоянии выполнять социальные обязательства перед жителями города уже через пять лет. Да, у нас есть резерв промышленной территории и резервы реконструкции девятиэтажек, соглашается депутат, но если мы не сможем осваивать земли, принадлежащие Российской Федерации, в частности, земли Минобороны РФ, то столичное законодательство, к сожалению, со временем станет приобретать не практическое, а скорее, общетеоретическое свойство. Наконец, и ипотека, которая также должна развиваться, может остановиться из-за дефицита земли, убежден депутат.

Закон объединит все жилищные нормы

Как указывает заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Николай Федосеев, «мы сделали более гибкую систему, на наш взгляд, она более конкретна для семей не только определенной численности по количеству членов семьи, но и определенного состава, в зависимости от их родственных отношений. То есть семья из двух человек, в которой оба члена - супруги, получает однокомнатную квартиру. Это нормально. Там, где они не супруги, неважно, какой у них возраст, кем они друг другу приходятся, какие у них родственные отношения, они получают двухкомнатную квартиру определенного метража».

При этом новый закон призван определить верхний и нижний пределы предоставления жилой площади. Норма предоставления жилого помещения для семьи определенной численности и состава имеет верхний и нижний предел. Нижний - не менее чем 18 квадратных метров на человека, а верхний, соответственно, более 18 метров.

Тем самым, полагает Николай Федосеев, мы снижаем возможность для волюнтаризма чиновников, которые занимаются распределением жилой площади. А с другой стороны, четко указываем проектировщикам жилья те пределы квартир социального использования, которые нужны городу. То есть все, что свыше, это уже не соответствует закону.

Кроме того, исполнительная власть обращает внимание на то, что в законопроекте впервые комплексно урегулированы вопросы ведения жилищного учета очередников, .установлен перечень документов, которые предоставляются заявителями для рассмотрения вопроса о признании гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях. Наконец, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан.

Дело в том, говорит Николай Федосеев, что раньше эти вопросы регулировались подзаконными актами, постановлениями правительства Москвы, распоряжениями мэра и т.д. И лишь сейчас самая большая часть этих вопросов, которые непосредственно затрагивают жилищные права граждан, поднята на уровень закона города Москвы.

С чем не согласны депутаты

Однако в ходе встреч с представителями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города парламентарии на заседаниях парламентских комиссий задавали им немало серьезных и проблемных вопросов, касающихся законопроекта.

Депутат Татьяна Потяева затронула тему семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы. Ее интересовало, каким образом город соотносит программу реабилитации с условиями проживания инвалидов?

Отвечая на вопрос, Николай Федосеев считает, что в данном случае требуется заключение не просто лечащего или главного врача, а скорее документ соответствующей формы, утвержденный Департаментом здравоохранения города, справка о том, что данный человек нуждается в специально оборудованной квартире для инвалида-колясочника, либо в проживании на первом этаже, либо в определенном районе города, где, например, лучше экология для больного бронхиальной астмой. Лишь на основании подобного заключения могут рассматриваться необходимые варианты улучшения жилищных условий.

В частности, для инвалидов-колясочников в типовых домах уже предусматривается строительство квартир с отдельным входом с улицы, с общей площадью, почти в два раза превышающей общие нормативы.

Депутат Степан Орлов затрагивал немаловажный, с его точки зрения, вопрос информирования жителей о состоянии их очередности. Он пояснил, что вопрос обусловлен частыми обращениями москвичей-избирателей, приходящих на прием в Думу, многих из которых интересует, какой у него в очереди на получение квартиры номер? Чиновники согласились с целесообразностью сделать данный процесс более прозрачным.

Помимо этого, депутаты касались в своих вопросах темы существенного снижения в новом законопроекте размера жилищных субсидий. Не повлияет ли это негативно на движение очереди, на возможность граждан получения жилья?

Однако Николай Федосеев успокоил депутатов. Несмотря на то, что, действительно, документом на 20 процентов уменьшен размер субсидий, город при этом утвердил новую методику определения цены жилья, которая гораздо больше соответствует новым рыночным условиям, нежели соответствовала старая методика. Сегодня стоимость метров, предоставляемых по безвозмездной субсидии, составляет 36,5 тысячи рублей за один квадратный метр, что значительно выше прежней.

При этом стоимость строительства дома по городскому заказу составляет порядка 26 - 28 тысяч рублей за один квадратный метр. Предоставлять гражданину максимальную, 90-процентную субсидию - это значит транжирить деньги города, которые могли бы пойти на строительство бесплатного жилья. Это - крайне неэффективная экономическая политика.

Подводя итоги

На сегодняшний день, суммируя итоги совместных обсуждений и дискуссий, парламентарии пришли к выводу, что новый законопроект, несмотря на ряд недоработок, все же максимально сохраняет права граждан по обеспечению их жилыми помещениями..

Столичными властями утверждена программа жилищного строительства в Москве на период 2006 - 2008 гг. в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Программа предполагает установление предельных объемов строительства объектов жилищного фонда по городу в период 2006 - 2008 гг. - 14,8 млн. кв. м, в том числе: 2006 г. - 4700 тыс. кв. м; 2007 г. - 4800 тыс. кв. м; 2008 г. - 5300 тыс. кв. м; в 2009 - 2010 гг. - до 12,5 млн. кв. м, что позволит к концу 2010 года направить для решения общегородских социальных задач 11 360 тыс.. кв. м и улучшить жилищные условия 198 тыс. семей москвичей.

Дата публикации: 15:21 23 мая 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Жилая недвижимость - Москва - последние новости

Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Москва

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

Назван размер реального дисконта на рынке элитной недвижимости Москвы

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали предложения в элитных ЖК Москвы вне ЦАО. Минимальная стоимость предложения 11,1 млн рублей.

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

Названы конечные станции московского метро с самыми низкими ценами на жилье

07.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Эксперты BuyBuyHouse проанализировали предложения готового жилья вблизи от конечных станций метро Москвы.

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

Москва-Сити: апартаменты пользуются спросом, а рынку офисов грозит дефицит

04.02.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты проанализировали ситуацию на рынке апартаментов и офисных помещений в ММДЦ «Москва-Сити».

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

В Москва-Сити продается всего 4 «однушки» выше 80-то этажа. Эксперты ждут дефицита предложения в комплексе

27.01.2020 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость / Элитная недвижимость

Эксперты Skolkovo Realty назвали среднюю стоимость однокомнатных апартаментов в Москва-Сити.

Как встать в очередь на получение жилья?

Как встать в очередь на получение жилья?

25.04.2005 - Раздел: Москва / Жилая недвижимость

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России. При этом она устанавливает, что": малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012