Питер Коучмэн: Технопарк – это не здание, а процесс

Питер Коучмэн: Технопарк – это не здание, а процесс

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

В последние годы часто можно слышать новости о создании технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и прочих форм «взращивания» предпринимателей, распространенных на Западе. Эти новые бизнес-модели не всегда адекватно воспринимаются в нашей стране.

Об особенностях технопарков и их отличиях от остальных «бизнес-братьев» рассказывает Питер Коучмэн, генеральный директор финской компании «Технополис Санкт-Петербург».

– Чем технопарки отличаются от бизнес-центров? У нас уже, по-моему, даже в головах специалистов по недвижимости полная каша из технопарков, индустриальных парков, бизнес-центров и инкубаторов...

– Технопарк – это не здание, а процесс. Построили первую очередь – заполнили. Есть спрос на следующую – строим дальше. Полностью, одномоментно, мы не возводим наши технопарки. Зачем нам пустые коробки?

В России построить качественное офисное здание – уже большое дело. Бизнес-центры с полированным итальянским мрамором, конечно, тоже хороши, но речь не о том. Они не функциональны. У объектов, которые располагаются в технопарках, должен быть простой, четкий дизайн, выполняются они из очень дорогих материалов. Но это не золото и гранит, а износостойкий антистатичный линолеум, трехслойные окна с инертным газом между стеклами и т. д. Люди въезжают в здание, и им не надо ничего ремонтировать, отделывать: поставил компьютеры – и работай.

Второе, чем отличается технопарк, – сервисы. Технопарк – это помещения для тех компаний, которые работают в высокотехнологичной сфере. Но есть также фирмы, которые обслуживают их. Поэтому действует принцип: обязательная организация в технопарке сервисов B2B и B2P (бизнес для бизнеса и бизнес для сотрудников – Ред.).

Вокруг IT-компаний собирается множество IT-аутсорсинговых, бухгалтерских, юридических, консалтинговых и прочих предприятий формата «бизнес для бизнеса». А фирмы стандарта B2P представлены, например, ресторанами, которыми управляют аутсорсинговые компании. Может быть и салон красоты, и дантист, и фитнес, и медцентр, и даже детский сад для детей сотрудников компаний-резидентов. Для автомобилистов – многоэтажный паркинг, а для любителей приезжать в офис на велосипеде – отдельный вход с душем и раздевалкой.

Такой стандарт, необычный в Петербурге, в Европе никого не удивит. Но есть особенность, которая отличает нас от всех остальных конкурентов – принцип работы с клиентами. «Технополис», по сути, является некой свахой, которая связывает между собой большие и маленькие компании, растущие предприятия с венчурными капиталистами и бизнес-ангелами (инвесторы, которые помогают начинающим бизнесменам – Ред.). Все это происходит на нашей платформе. Мы, разумеется, делаем это не бесплатно и не без выгоды для себя. Во-первых, мы сами выращиваем своих клиентов. К примеру, приходят к нам люди с бизнес-идеями. Мы выбираем из предложений наиболее перспективные, «причесываем», тренируем авторов этих идей таким образом, чтобы они могли свои продукты продать венчурным капиталистам, бизнес-ангелам (причем не обязательно финским). Мы научили вас писать бизнес-план, связали с людьми, у которых есть деньги, вы получили от них финансирование, и теперь вы не просто два «ботаника» с потенциально успешной идеей, а развивающаяся компания. Зачем вам от нас уходить? Ведь мы уже сроднились, вы стали частью нашей системы. Если раньше вы занимали у нас 15 кв. м, то теперь просто попросите расшириться до необходимых объемов.

Конечно, это очень серьезная работа, в структуре «Технополиса» действует целое подразделение, которое занимается бизнес-девелопментом. Но это наше серьезное конкурентное преимущество.

– Есть какая-то специфика работы компании в России?

– Разумеется. Прежде всего, здесь часто не понимают, что мы вовсе не обязаны помогать российским компаниям бесплатно. К нам приходят и спрашивают: а вы даете субсидированное помещение? В России бизнес-инкубатор зачастую искусственно поддерживает существование никому не нужной, бесперспективной компании, вдобавок расходуя деньги на создание ей всевозможных преференций. Мы считаем, что если компания не смогла за три года найти средства на свое развитие, значит, перспективной концепции у нее нет, и продлевать ее жизнь ни к чему.

Кроме того, в Петербурге практически невозможно арендовать маленькое помещение. Все, что сдается в бизнес-центрах, как минимум – 50–100 кв. м. Но вот у вас в микрокомпании всего два человека. Допустим, вы занимаетесь написанием на аутсорсинге программ для IT-фирм. Профессиональные управляющие технопарка, во-первых, предложат вам помещение в 15 кв. м. А во-вторых, вместе с вами подумают, кому продать ваши идеи. Если большая компания с мировым именем является резидентом технопарка и делает заказ именно у вас, вы не только заработаете денег, но и поместите в свое резюме данные о том, что она – ваш клиент. Для вас это уже серьезный шаг к успеху. И будет вам счастье.

Еще один нюанс. Я знаю, что некоторые клиенты новых современных петербургских бизнес-парков жалуются на то, что чувствуют некую оторванность от жизни. Оно и понятно: сидит такая компания в каком-нибудь огромном офисном комплексе и даже не знает, кто еще арендует в нем помещения. Это неправильно. Надо, чтобы в каждом крыле здания на каждом этаже находились небольшие кухни с мебелью, холодильником, посудомоечной машиной и другой бытовой техникой. Помимо ресторанов, построенных по принципу студенческих кампусов (то есть с полным комплексным обедом, доступным чеком и формой обслуживания, позволяющей посетителям свободно общаться), нужны еще и кафетерии, работающие чуть ли не круглосуточно – с раннего утра до позднего вечера. Там можно встречаться не только со своими коллегами, но и с друзьями. Чтобы не было чувства оторванности.

– Когда «Технополис» впервые пришел в Россию?

– В 2005 году правительство Петербурга пригласило нашу компанию для строительства технопарка в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Нойдорф-Стрельна». Одновременно совет директоров «Технополиса» решил, что компания должна выйти за пределы Финляндии. Помимо России рассматривались другие варианты развития бизнеса, но эта страна была признана приоритетным направлением.

– На каком этапе сейчас проект в Стрельне?

– За это время с ОЭЗ ничего существенного не произошло. Мы нашли общий язык с людьми, которые непосредственно там работают, но что-то не складывается на уровне Москвы. У них есть территория, на которую они хотят привести арендаторов по принципу «каждому клиенту по 1–2 га земли – строй и развивай». В случае с «Транзасом» (ГК «Транзас» стала одним из первых резидентов «Нойдорфа», она намерена инвестировать в строительство $25 млн, но сроки реализации проекта переносились уже несколько раз – Ред.) это, безусловно, правильный подход – компания большая, самодостаточная, ей нужны территории для застройки. Но для многих фирм возводить здесь свои здания нелогично. Хотя они были бы не против оказаться в ОЭЗ – скажем, в арендуемом помещении. То есть в технопарке, где можно снять площадь до нескольких тысяч квадратных метров. Однако московские кураторы проекта не пошли на это, так как сочли, что им экономически выгоднее раздавать земельные наделы под застройку.

Несколько позднее, в 2008 году, появилась идея продолжения зоны на территорию Ново-Орловского парка. И здесь повторилась та же история: организаторам удобнее отдавать нарезанные участки для строительства, просто проверяя, подходит ли компания под критерии ОЭЗ и может ли она стать резидентом. Мы продолжаем переговоры по обоим проектам, но результата пока нет.

– У вас есть и другие проекты в Петербурге?

– «Технополис» – один из партнеров ОАО «Технопарки Санкт-Петербурга» по проекту технопарка на базе университета имени Бонч-Бруевича. Наша задача – построить в районе станции метро «Улица Дыбенко» технопарк общей площадью до 75 тыс. кв. м, когда собственник сделает инженерную подготовку территории, юридически очистит земельный участок и т. д. Эта подготовка займет года два-три. Скорее всего, для реализации проекта будет подписан инвестиционный договор: то есть город войдет в него землей и коммуникациями, а мы – капиталом. Кстати, совместный бизнес-инкубатор там уже работает, хотя до открытия самого технопарка еще очень далеко.

Развивается проект на Пулковском шоссе, начатый в 2006 году, когда мы купили здесь 4,6 га земли. Первая очередь технопарка площадью 24 тыс. кв. м будет открыта 27 апреля 2010 года. Общая площадь предполагается до 85 тыс. кв. м. Объем инвестиций в первую очередь – 50 млн евро.

Есть и небольшие проекты. К примеру, Инновационный центр на Пулковском шоссе, Финско-Российский инновационный центр, который был открыт в бизнес-центре «Аполло».

– Каковы дальнейшие планы развития компании «Технополис»?

– Задача «Технополиса» – к 2012–2013 году помимо России войти еще в две-три европейские страны. Причем планы эти были сформулированы несколько лет назад, и никаких поправок на кризис в них не ожидается. В основном речь будет идти о покупке, поглощении действующих технопарков, но не о строительстве новых. Исключение составляют только Россия и Финляндия, где мы строим новые объекты.

Досье

Питер Коучмэн родился в 1957 году в Риме. Он был назначен генеральным директором финской компании «Технополис Санкт-Петербург» в июне 2006 года. До этого с 2000 года работал в Петербурге руководителем Восточно-Европейского отделения британской девелоперской фирмы, которое возглавил после переезда из города Виктория (Британская Колумбия, Канада).

Господин Коучмэн ранее жил и работал в Канаде, США, Италии, Хорватии, России. Являясь дипломированным специалистом канадского Института ценных бумаг (Оттава) и канадского Института финансового планирования (Торонто), работал в крупных финансовых корпорациях, завершив этот этап в должности управляющего Викторианским филиалом одного из крупнейших дилеров Канады. В Британской Колумбии он также известен как специалист в сферах, связанных с гостиничным и девелоперским бизнесом. Автор серии финансовых аналитических статей в североамериканских СМИ.

Ольга Мягченко

Дата публикации: 17:41 31 марта 2009

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Санкт-Петербург

Закрытие «SPAR»: на рынок Петербурга вышли десятки объектов от 200-т до 2-х тыс. кв. метров

Закрытие «SPAR»: на рынок Петербурга вышли десятки объектов от 200-т до 2-х тыс. кв. метров

04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость

Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.

За сколько в Петербурге продаются апартаменты комфорт-класса под сдачу

За сколько в Петербурге продаются апартаменты комфорт-класса под сдачу

10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?

Доходность апартаментов студийного формата составляет 12-14 процентов годовых

Доходность апартаментов студийного формата составляет 12-14 процентов годовых

14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.

Регионалы «скупают» петербургские апартаменты

Регионалы «скупают» петербургские апартаменты

26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.

Совокупная площадь апартаментов в Петербурге за 2 года выросла на 540 тыс. кв. м

Совокупная площадь апартаментов в Петербурге за 2 года выросла на 540 тыс. кв. м

26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012