Раздел: Коммерческая недвижимость / Торговые центры / Санкт-Петербург -
Брокеры отмечают возобновление активности торговых сетей в Петербурге, начавшееся с февраля этого года. Несколько уменьшились площади арендуемых ими помещений, изменились условия сделок. Владельцы торговых центров при этом идут на серьезные уступки.
По данным компании Astera St.Petersburg, в этом месяце завершена одна из самых крупных с начала года сделок по аренде торговых площадей – компания «Сток-центр» займет 950 кв. м в торгово-офисном центре «Эврика» на улице Седова. Помещение характеризуется высокой ликвидностью за счет расположения на первом этаже, рядом с гипермаркетом «Ашан». Кроме того, по мнению директора департамента брокерских услуг компании Людмилы Рева, формат дисконт-магазина, в котором работает сетевик, в настоящее время очень популярен среди покупателей.
«Из-за низких зарплат и увеличения стоимости импортных товаров многие потребители не могут позволить себе приобретать одежду в брендовых магазинах», – поясняет директор депаратмента брокериджа коммерческой недвижимости Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Ольга Корнилова.
Федеральная сеть магазинов «Сток-центр» планирует наращивать свое присутствие в Петербурге: ее пятый магазин в ближайшие дни откроется на Ленинском проспекте.
Торговая сеть «Оранжевый проспект» месяцем ранее арендовала помещение в 200 кв. м на Гражданском проспекте, а «Дом книги» открыл новый магазин площадью 250 «квадратов» на проспекте Тореза, напротив студенческого городка Политехнического университета. В начале марта сеть мультибрендовых магазинов кожгалантереи Celestina, представленная семью торговыми точками в Петербурге, подписала договор аренды площадей в многофункциональном комплексе «Гулливер» на Торфяной дороге. Брокером по сделке выступила компания Praktis CB. Общая арендуемая площадь составляет около 300 кв. м. Базовая арендная ставка – 1,95 тыс. рублей за «квадрат» (включая НДС, коммунальные платежи и эксплуатационные расходы в стоимость не включены).
Не менее активны на рынке одежные и обувные бренды. На Невском проспекте в ближайшее время откроются бутики торговых марок Egle и Message. Они займут помещение площадью чуть более 230 кв. м, где ранее располагался магазин парфюмерной сети «Арбат Престиж» (на днях в этом же здании открылась кофейня «Идеальная чашка», сделку с которой, как и с этими бутиками, вела компания Astera SPb). Это будет шестой магазин Egleи второй Message в Петербурге (первый открылся в этом году в торгово-развлекательном комплексе «ПИК» на Сенной площади). По словам генерального директора компании, развивающей бренд Egle, Максима Катунова, сеть обувных магазинов планирует продолжить свое развитие в Петербурге. Следующий магазин будет открыт в торгово-развлекательном комплексе «Феличита-Пионерская».
Последние две сделки заключены на условиях расчета арендных платежей, исходя из процента от ежемесячного оборота магазинов. «В период кризиса такие сделки являются нормальной практикой», – комментирует Людмила Рева.
«Сегодня большое распространение получают так называемые смешанные арендные ставки – фиксированная часть плюс процент от оборота. Кроме того, собственники предоставляют арендаторам различные льготы по арендным платежам на первые месяцы, пока они проводят ремонт магазинов и рекламную кампанию», – добавляет Ольга Корнилова.
«Владельцы торговых центров готовы рассматривать различные варианты изменения условий: сокращать сроки договоров аренды, снижать арендную плату на 30-50% и предоставлять рассрочки платежей», – соглашается руководитель отдела торговой недвижимости компании Praktis CB Екатерина Немирова.
Однако, по словам руководителя группы исследований рынков недвижимости компании Knight Frank St. Petersburg Олега Громкова, остаются собственники, которые инертно реагируют на кризисную ситуацию. «Не понимая до конца сроков и глубины спада, они не готовы принимать решения о радикальном изменении условий аренды в сторону понижения и предпочитают занимать выжидающую позицию. Такая ситуация может продолжиться до середины года, когда станет понятно, будет ли спад продолжаться или наступит какое-то улучшение», – полагает он.
Территориальный разброс арендуемых сетевыми ритейлерами площадей показывает, что их развитие нацелено на максимальный охват. Этому способствует ценовая ситуация на рынке аренды торговых помещений. «Появилась возможность занять высвобождающиеся ликвидные помещения на ключевых магистралях города с большим потоком пешеходов. Есть неарендованные точки на Невском проспекте, улице Марата, Большом проспекте Петроградской стороны и др. Те операторы, которые имеют возможность развиваться в текущий момент, могут получить лучшие помещения по сниженной цене: ставки в стрит-ритейле к концу прошлого года снизились на 20-45% в зависимости от месторасположения и конструктивных характеристик объекта», – утверждает Людмила Рева.
По данным АРИН, ставки аренды во встроенных помещениях сегодня в среднем составляют 900-1,2 тыс. рублей за кв. м в месяц. Самые дешевые помещения расположены, естественно, на окраинах города и в удалении от станций метро. В центре, а именно на Невском проспекте или на Большом проспекте Петроградской стороны, величина месячных арендных ставок может доходить до 4 тыс. рублей за «квадрат». «Правда, в основном, такие помещения сейчас пустуют, потому что предложение на рынке встроенных помещений превышает спрос и ритейлерам есть из чего выбирать», – утверждает Ольга Корнилова. По словам Олега Громкова, цены на встроенные торговые помещения продолжают падать. За февраль многие арендодатели официально снизили цену на 10-20%, а при переговорах их стоимость может быть уменьшена еще на 10-15%.
Что касается торговых комплексов, то в настоящее время ставки для якорных арендаторов начитаются от 600 рублей, для иных – от 1,3 тыс. рублей за кв. м в месяц (в зависимости от арендуемой площади и этажа здания). При этом, во вновь вводимых объектах, как правило, можно получить различные льготы – как по ставкам, так и по условиям аренды.
Наиболее активно сегодня развиваются магазины эконом- и среднего классов. По результатам опроса более ста торговых сетей, проведенного компанией Astera SPb, готовность развиваться в настоящее время выразили 48% из них. В основном это ритейлеры, располагающие двумя-тремя магазинами в Петербурге. Они рассматривают небольшие торговые помещения, площадью до 100 кв. м, как в стрит-ритейле, так и в составе торговых центров.
Продавцы же товаров высшей ценовой категории испытывают объективные трудности. Так, по словам Екатерины Немировой, бутиковые торговые центры готовы снижать ставки более чем в два раза. Крупные операторы ждут освобождения топовых мест в стрит-ритейле и рассматривают не столько возможность дальнейшего развития, сколько варианты передислокации действующих магазинов. Отложенный спрос на арендные помещения в сегменте магазинов товаров класса «люкс», по данным экспертов, составляет 20% и лишь 8% операторов выражают заинтересованность в текущем развитии.
По мнению экспертов, бурного развития магазинов премиум-класса в ближайшее время не предвидится. Сегодня даже богатые люди пытаются оптимизировать расходы, и не снижая качество приобретаемых товаров, предпочитают снижать их количество. «Ситуация на рынке товаров премиум-класса непростая по всему миру. Покупателей в бутиках практически нет. В Европе и Америке ожидается снижение цен на новые коллекции таких известных топовых марок как Chanel, Cristian Dior, Louis Vuitton и др.», – заключает Екатерина Немирова. Поэтому в краткосрочной перспективе возможно лишь точечное развитие «дорогих» магазинов, продающих эксклюзивные товары, недостаточно представленные на рынке Петербурга.
Справка
В прошлом году в Петербурге, по данным «АйБи Групп», ввели в эксплуатацию 11 торговых центров, арендопригодная площадь которых составила более 230 тыс. кв. м. Самые крупные из них – торговые комплексы «Феличита» на улице Коллонтай (общая площадь – 83 тыс. кв. м, девелопер – ООО «Макромир»), Atlantic City на улице Савушкина (70 тыс. кв. м, ООО «Атлантик») и «Атмосфера» на Комендантской площади (47,5 тыс. кв. м, холдинг «Адамант»). По словам управляющего партнера «АйБи Групп» Юрия Борисова, минувший год стал лидером по выходу на петербургский рынок новых сетевых ритейлеров. В торговых центрах города открыли свои магазины такие известные марки, как Balenciaga, Bogner, Bodique арендаторами, Flo&Jo, Claire.dk, Cortefiel, Fransa, Foot&Fruit, Tara Jarmon, Zara, Sasch и др.
Дмитрий Кирман
Дата публикации: 17:28 06 апреля 2009
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость /
Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.
10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?
14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru