Раздел: Рынок недвижимости / Жилищные программы / Регионы России - Источник: Эксперт

«Веерное» финансирование

«Веерное» финансирование

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Намерение федеральных властей стимулировать массовое строительство доступного жилья пока не отражает системного подхода к решению проблемы. 447 млрд рублей — такую цифру озвучил президент Дмитрий Медведев на заседании совета по реализации приоритетных нацпроектов. Вся эта внушительная — на первый взгляд — сумма будет направлена на строительство доступного жилья, что в свете последних событий официально рассматривается в качестве основной антикризисной меры. Не далее как в мае на эту же тему высказывался и премьер Владимир Путин, пообещав полтриллиона рублей на развитие малоэтажного домостроения. Вроде бы наверху прекрасно понимают ситуацию и достаточно правильно расставляют приоритеты. Однако есть резонные опасения, что финансовые вливания в строительный сектор сами по себе не приведут к желаемому результату.

Мнимая величина

Обещание первых руководителей выделить полтриллиона рублей на реализацию нацпроекта «Доступное жилье» может показаться достаточно щедрым жестом — но только в сравнении с предыдущими суммами. Сама по себе цифра не столь впечатляющая — в среднем по 6 млрд на один регион. Если брать СФО, то по сравнению с 2008 годом эта цифра вырастет в два с лишним раза (в 2008 году бюджетное финансирование нацпроекта в Сибири исчислялось в 28,6 млрд рублей). Ощутимая прогрессия имеется, однако похожая тенденция просматривалась и ранее — в 2007 году эта цифра была в полтора раза меньше, чем год назад. Разумеется, повышенное внимание властей к строительству доступного жилья нельзя не оценить положительно, но в то же время выделяемый ими на эти цели денежный ресурс в масштабах всей страны вряд ли выглядит внушительно. Данная цифра, например, сопоставима с бюджетом одной лишь олимпийской стройки в Сочи, где доля государственного финансирования, как мы знаем, весьма велика.

Нелишним будет напомнить, что в соседнем Китае бюджетные затраты на инфраструктурные проекты, напрямую связанные со строительством, исчисляются сотнями миллиардов долларов. Не удивительно, что темпы строительства в этой стране четырехкратно превосходят российские показатели. Если же брать Россию, то, как справедливо отмечают многие аналитики, государство совершенно устранилось от осуществления градостроительных функций, и ничего, похожего на китайский опыт, у нас не наблюдается уже в течение двух десятилетий. Только на фоне длительной отстраненности государства от выполнения своих обязанностей озвученные полтриллиона рублей преподносятся в качестве астрономической суммы.

Самое интересное, что несколько лет назад по линии Стабфонда в американские ипотечные компании было направлено 100 млрд долларов. По нынешнему курсу — это более трех триллионов рублей, то есть в шесть раз (!) больше, чем планируется выделить теперь на весь нацпроект. При этом федеральное руководство не скрывает своих опасений насчет того, что как минимум 30% этой суммы будет элементарно разворовано. Как передают информационные агентства, даже сам президент не уверен в том, что выделенные деньги будут потрачены эффективно. И дело тут не только в количестве. Корень проблемы зарыт гораздо глубже, откуда и проистекают все опасения насчет неэффективности затрат.

Телега впереди лошади

К глубокому сожалению, сам принцип государственного финансирования социально важных программ у нас весьма порочен. Он не отражает ни четкой стратегической линии высшего руководства страны, ни видения конечных результатов, ни согласованности действий, ни ответственности за возможные решения. По сути дела, это есть банальный дележ изымаемой ренты между федеральной властью и региональными элитами, в силу чего выделяемые бюджетные средства не вписываются ни в какую официально утвержденную структуру расходов. Отсюда такое «философское» отношение центра к предполагаемому хищению выделенных средств. Региональные руководители, по большому счету, не несут никакой ответственности за потраченные деньги, поскольку, с одной стороны, конечный результат не осмыслен даже в вышестоящих инстанциях, а с другой — сама ответственность чиновников за реализацию социальных программ и проектов не формализована и не закреплена нормативно.

В этом смысле нацпроект «Доступное жилье» выступает в качестве наиболее красноречивого примера. Если целью приоритетного проекта является именно «доступное жилье», то данное понятие должно найти четкое определение в соответствующих нормативных документах, в рамках которых регламентируются осуществляемые для этой цели затраты.

Ничего подобного до сих пор не сделано. Чиновники все еще отчитываются отвлеченными «квадратными метрами», с которыми индекс доступности никак не увязан (мало того, как раз с момента реализации нацпроекта цены на недвижимость стремительно пошли вверх). Оперировать в данном случае ценовыми параметрами (30 тыс. рублей за «квадрат») совершенно нелогично, поскольку стоимость жилья определяется рыночным путем, а не устанавливается административно. Такое понятие, как «экономкласс», также ничего не прибавляет, поскольку отражает сугубо потребительские характеристики жилья, не говоря ничего об условиях возведения, а тем более — о доле государственного участия в этом процессе.

В действительности же ничего принципиально нового изобретать не нужно. Сфера ответственности чиновников, курирующих строительство доступного жилья, должна заключаться не в наращивании абстрактных квадратных метров, а в создании функционирующих поселений, наделенных всей необходимой инфраструктурой, удобных для проживания людей и полностью заселенных гражданами. Иначе говоря, государству необходимо вернуться к выполнению градостроительных функций, к территориальной планировке, к решению вопроса земле отвода, созданию транспортных и инженерных коммуникаций, строительству школ, больниц и детских садов. К сожалению, представители власти очень хорошо освоили тезисы относительно строительных инноваций, однако не торопятся предоставить необходимый фундамент для их полноценного, цивилизованного осуществления. Причина, судя по всему, только одна: реальное (а не декларативное) решение проблемы потребует от руководителей реальной же работы на данном направлении, а значит — более серьезного финансирования и настоящей ответственности за результат.

Олег Носков 

Дата публикации: 14:52 23 июля 2009

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Регионы России

Рынки недвижимости городов России подчинены общим законам

Рынки недвижимости городов России подчинены общим законам

27.10.2009 - Раздел: Рынок недвижимости /

С начала 2009 года цены на жилье упали во всех крупных городах России, отмечают в своем обзоре представители Ассоциации строителей России (АСР).

Сколько стоит снять квартиры и дома в разных регионах

Сколько стоит снять квартиры и дома в разных регионах

14.08.2019 - Раздел: Рынок недвижимости /

Разброс ставок на аренду жилья по нашей стране огромен. Так, московские квартиры дороже кировских более чем в 5 раз, а столичные дома сдаются в 14 раз дороже, чем в Забайкалье. В расчеты по 76 регионам страны, проведенные специалистами федерального портала «МИР КВАРТИР», не был включен элитный сегмент.

Первая в Тюмени пельменная сети «Дюжина» открылась в ТРЦ «Кристалл»

Первая в Тюмени пельменная сети «Дюжина» открылась в ТРЦ «Кристалл»

05.10.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Пресс-релизы

В начале октября в ТРЦ «Кристалл» открылась первая в Тюмени пельменная сети «Дюжина» холдинга «Юниверфуд». Заведение открылось на втором этаже торгового центра, арендованная площадь составила 236 кв.м.

За 5 лет арендные ставки выросли в 27 крупных городах страны - исследование

За 5 лет арендные ставки выросли в 27 крупных городах страны - исследование

02.08.2019 - Раздел: Рынок недвижимости /

Специалисты портала Domofond.ru проанализировали, как изменились арендные ставки в 73 крупных городах России за 5 лет: с июля 2014 по июль 2019 года. Выяснилось, что аренда квартир подорожала только в 27 городах, а в 46 цены на аренду снизились, говорится в пресс-релизе портала.

Благовещенск выставили на продажу

Благовещенск выставили на продажу

06.11.2015 - Раздел: Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

На одном из сайтов бесплатных объявлений появилось предложение приобрести Благовещенск, который является административным центром Амурской области. На данный момент, в городе проживает 224 тысячи человек. Кроме того, этот город является пятым по величине на Дальнем Востоке.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012