Раздел: Загородная недвижимость / Ленинградская область -
Петербургский курортный рынок находится на подъеме – от посетителей нет отбоя, доходность увеличивается. Игроки рынка считают этот сектор очень перспективным, но новых проектов появляется крайне мало.
По данным департамента информационной политики правительства Ленинградской области, эта территория занимает седьмое место в стране в секторе развлекательного туризма. В 2008-м и 2009 годах число прибывших туристов превышало численность населения региона. Только за первые шесть месяцев 2010 года Ленобласть посетили 900 тысяч человек, налоговые поступления в областной бюджет за этот период составили 200 млн руб. Данных за июль и август пока нет, однако участники рынка предполагают, что они как минимум вдвое превысят показатели прошлого года.
Нынешним летом петербургские курорты едва справлялись с потоком туристов. Спросом пользовались как раскрученные, так и небольшие, малоизвестные комплексы. Аномальная жара и пожары оказались им на руку. «Администраторы вынуждены отказывать клиентам, поскольку мест нет совсем, – делится и. о. руководителя ЛОГУ «Информационно-туристский центр» Оксана Суворова. – В связи с тем, что в этом году такое лето выдалось, до сих пор все забито до предела». Не имеет значения ни местоположение курорта, ни его удаленность от города. Народ едет как в «Туутари парк», который находится всего в 25 км от станции метро «Московская», так и в «Верхние Мандроги», расположенный в 270 км от Петербурга.
Даже предстоящее межсезонье не пугает местных операторов курортной недвижимости. Прежде всего потому, что длится оно всего два месяца. По словам директора по продажам и маркетингу курорта «Игора» Анастасии Михальченко, в курортном бизнесе нашего региона есть три сезона, причем два из них высокие: «Зимний длится с декабря по март. Летний – с мая по сентябрь. На межсезонье приходится всего три месяца. Осенью это – октябрь и ноябрь, весной – апрель».
Но даже в эти короткие месяцы местные зоны отдыха и лечения не простаивают. «Естественно, и весной, и осенью по всей области у курортов наступает спад, – говорит Оксана Суворова. – Но сказать, что жизнь здесь совсем останавливается, тоже нельзя. Во-первых, существуют туры выходного дня. Во-вторых, каждый курорт изобретает некий нестандартный пакет предложений, который позволяет им привлекать гостей независимо от погодных условий».
Например, один из признанных лидеров на рынке – туристическая деревня «Верхние Мандроги» – развлекает своих гостей, предлагая погрузиться в быт северных крестьян XIX века. За 3 тыс. руб. в распоряжение отдыхающих отдается большой деревянный дом с соответствующим эпохе интерьером, и на целый день гости, облачившись в свободную русскую одежду, отказываются от электричества, средств связи и прочих удобств современного мира. Вместо этого мужчины учатся запрягать лошадь и плести туеса из бересты, а женщины – доить корову и готовить пищу в печке по старинным рецептам из экологически чистых продуктов. «Это на самом деле интересно. И чтобы получить такие необычные впечатления, люди готовы ехать за 300 км, – рассказывает директор по развитию ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» Анна Прозорова. – Хотя, конечно, такое создается нечасто».
Действительно, программы, предлагаемые другими курортами, не столь экзотичны, хотя тоже поражают воображение. К примеру, «Туутари парк» сделал акцент на экстремальные виды спорта. Здесь проводятся соревнования по биг-эйру, во время которых спортсмены прыгают с огромного трамплина, совершая головокружительные трюки в воздухе. Можно также полетать на параплане или прыгнуть с парашютом.
Курорт «Пухтолова гора» для развлечения своих клиентов построил «Тай-парк», где проводятся состязания по спортивному ориентированию. «Золотая долина», «Снежный» и «Красное озеро» в Коробицыно специализируются на детском и семейном отдыхе.
Все без исключения курорты в межсезонье предлагают программы для деловых туристов. «Те объекты, в которых есть хорошие конференц-залы, имеют менее выраженные колебания загрузки за счет корпоративных клиентов, которые используют объект в межсезонье, в том числе и в будние дни», – поясняет руководитель группы исследований Knight Frank St.Petersburg Олег Громков. Комплекс «Игора», по словам Анастасии Михальченко, взял на вооружение сразу три направления – семейный отдых, деловые мероприятия и спортивные турниры. Хотя в межсезонье основной упор все-таки делается на привлечение корпоративных клиентов, которые составляют одну треть в общем объеме бизнеса. Работа со спортсменами по времени занимает меньшую долю, зато вполне весома по объему прибыли. «В плохую погоду идет серьезный отток посетителей, – делится госпожа Михальченко. – Но если сборы проходят, то спортсмены заполняют весь отель». Этой осенью на «Игоре» вновь запланированы сборы фигуристов и хоккейных команд.
Эластичность петербургского рынка рекреационных услуг позволяет ему легко переживать трудные времена. Специалисты департамента информационной политики Ленинградской области считают, что в связи с комфортностью условий и возможностью работы круглый год коэффициент загрузки достаточно высок и в среднем составляет 60%, а по некоторым объектам достигает и 80% в год.
Объем загородного предложения оценивается департаментом информационной политики области в 440 объектов. Курортный сегмент составляет всего восемь единиц, однако постепенно эта доля будет увеличиваться. «На рынке все еще есть ниши и соответствующие целевые группы, где конкуренция пока не остра и есть возможность развивать новый бизнес с хорошей отдачей», – убежден Олег Громков. Привлекательность этого сектора рынка отмечает и вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев: «Рынок, безусловно, интересен для инвесторов. Это уникальная жемчужина, такого рода крупных курортных зон в наших широтах больше нет. Кроме того, рядом находятся огромный Петербург и Финляндия, чьи ресурсы – как поставщика туристов – еще не используются в полной мере».
Между тем новых замыслов на рынке немного. «В основном строят апартаменты, мало кто уделяет внимание курортной составляющей», – констатирует Анна Прозорова.
Из существующих планов наиболее грандиозной затеей эксперты считают проект туристско-рекреационного комплекса «Лосевский курорт» в Приозерском районе. «Это очень яркий и крупный проект, созданный как бы в противовес Курортному району Петербурга, – комментирует Оксана Суворова. – Он задуман как комплекс туристических мероприятий, в который войдут уже действующие на территории лосевских порогов база рафтинга и активного отдыха «Кивиниеми», загородный клуб «Дача», базы отдыха «Жемчужина», «Молодежное», «Связист» и т. д.». Предполагается, что курорт будет функционировать как некоммерческое партнерство. Развитием инфраструктуры, включающей в себя строительство загородных отелей, предприятий общественного питания и объектов досуга, займется частный бизнес. Власть продумает схему налоговых льгот для этих предпринимателей, а также поможет решить проблемы транспортной и инженерной составляющих. Кроме того, чиновники пообещали денег. То есть в плане мероприятий программы «Развитие сферы туризма и рекреации Ленобласти на 2010–2015 годы» на создание «Лосевского курорта» заложено 6,69 млн руб.
В проект оздоровительно-развлекательного курорта в Рождествено Гатчинского района $100 млн планирует вложить «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом». На участке площадью 20 га, расположенном на берегу реки Оредеж, разместятся спа-центры, оздоровительный детский лагерь, открытые спортивные площадки, бассейны, аппарт-отели, реабилитационный центр. Инвестор выкупил в собственность постройки заброшенного пионерлагеря, участок оформлен в аренду на 49 лет. Здания находятся в удовлетворительном состоянии и будут реконструированы.
Интересный проект по созданию Wellness-парка в поселке Лахта задуман компанией «Конкорд менеджмент и консалтинг». В состав спа-комплекса войдут медико-оздоровительный, косметологический, спортивный центры, пансионат. Общая площадь комплекса – 34 тыс. кв. м. Гостиничная составляющая рассчитана на 150 номеров. По словам Анны Прозоровой, сейчас проект подготовлен для вынесения на рассмотрение правительства. Госпожа Прозорова предполагает, что строительство начнется не раньше 2012 года, а первых посетителей Wellness-парк примет в 2013-м. Проект будет реализовываться на средства нескольких инвесторов, общий объем вложений составит $112 млн. Предполагаемый срок окупаемости – шесть лет. Анна Прозорова рассказала, что лечебный центр уже вызвал интерес у крупных медицинских компаний – как российских, так и мировых, – которые хотят приобрести долю в комплексе.
Эксперты считают, что появление новых проектов не насытит рынок. Несмотря на высокие цены (средняя стоимость двухместного номера на петербургском курорте составляет около 3 тыс. руб. в сутки), спрос слишком велик, особенно в Выборгском, Волховском и Приозерском районах. «Недостаток предложения очень ощутим, сейчас он компенсируется за счет Финляндии, где развит экологический туризм, и Белоруссии, куда наши сограждане ездят поправлять здоровье», – утверждает аналитик ГК «Аверс» Николай Лукашевич.
Тем не менее ведущий эксперт-аналитик GVA Sawyer, Санкт-Петербург, Анастасия Цыганова считает, что предложение на рынке загородного отдыха ежегодно будет расти не более чем на 10–15%. «Основные факторы, ограничивающие рост предложения, – это дефицит подходящих участков земли, строгое экологическое законодательство, сложность и длительность прохождения всех бюрократических процедур», – перечисляет она.
Сергей Корнеев добавляет, что кадры – также большая проблема: «Я разговаривал с людьми, которые реализуют крупные проекты, и они просто не знают, где брать людей. Коренного населения в этих местах немного, а квалифицированных кадров еще меньше. Из этого положения есть только два выхода. Первый – организовывать транспортную доставку, возить людей из Петербурга, что многие и делают. Но это сложно, неудобно и весьма накладно. Либо прибегнуть ко второму, еще более затратному варианту, – строить жилье рядом с курортными объектами, чтобы заселять туда обслуживающий персонал. Такое решение достаточно популярно в мире, однако ведет к существенному удорожанию проекта».
И все же с точки зрения дальнейшего туристско-рекреационного развития Ленобласть – один из наиболее перспективных регионов России, убежден Николай Лукашевич. С ним соглашаются другие участники рынка. Оксана Суворова считает, что пустовать эти курорты не будут, поскольку уже сейчас к нам приезжают много туристов – из Москвы, Мурманска, других регионов. По ее словам, иностранцы тоже составляют достаточную долю (в основном это финны). Анна Прозорова уверена, что и в Петербурге найдется достаточно людей, заинтересованных в появлении новых курортов: «Многие не могут приобретать дорогую загородную недвижимость, а потребность в отдыхе высокого класса существует. Это тот же топ-менеджмент крупных компаний, который привык к определенному уровню. Такие люди всегда используют возможность отдохнуть несколько дней или недель на дорогом курорте – неважно, за свой счет или за счет компании. Так что мне кажется, что сейчас за курортными проектами – будущее».
Дата публикации: 12:04 31 августа 2010
29.01.2020 - Раздел: Ленинградская область / Загородная недвижимость
Эксперты рассказали о прошлом, настоящем и будущем рынка таунхаусов.
26.01.2010 - Раздел: Ленинградская область / Загородная недвижимость
Самым востребованным товаром на вторичном рынке домов в минувшем году были дешевые дома стоимостью до полутора миллионов рублей. Мы задались вопросом, что именно можно купить сегодня за такую сумму.
22.11.2019 - Раздел: Ленинградская область / Загородная недвижимость
Эксперты проанализировали рынок загородного жилья в Ленобласти.
06.07.2005 - Раздел: Ленинградская область / Загородная недвижимость
Сегодня спрос на рынке загородной недвижимости Ленобласти продолжает сильно превышать предложение. Спросом пользуются практически все направления, включая территории до самого Выборга. Дачи по-прежнему остаются востребованным местом отдыха для горожан и приезжих.
20.07.2011 - Раздел: Ленинградская область / Загородная недвижимость
В последнее время все больше горожан стремятся обзавестись домиком в деревне, как можно дальше от цивилизации. При этом петербуржцы чаще выбирают обжитые места, со своим особым сельским укладом. Много ли таких предложений в Ленобласти, рассказывают специалисты.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru