В России три беды: дураки, дороги и ЖКХ

В России три беды: дураки, дороги и ЖКХ

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

С 1 января 2011 года тарифы на ЖКХ повысятся. К этому все привыкли, равно как и к низкому уровню услуг коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в России представляет особую сферу экономики, которая осталась в стороне от преобразований. В результате консервации старых социалистических принципов организации работы, развития новых экономических отношений в других отраслях сфера ЖКХ стала постепенно приходить в упадок.

Попытки приступить к ее реформе начали предпринимать лишь со второй половины 90-х годов. На федеральном уровне была разработана Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства (1997 год), целью которой стал перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг. Предполагались демонополизация, развитие конкуренции и малого предпринимательства, снижение затрат на производство услуг, совершенствование ценообразования и повышение качества обслуживания.

Однако не было четкой позиции по принципиальным вопросам. Определив общие подходы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, федеральный центр возложил на регионы СЗФО обязанности по их реализации, предоставив последним достаточно широкую свободу действий. И в большинстве регионов вся реформа свелась к повышению тарифов. На базе жилищных контор и управлений появились государственные и муниципальные унитарные предприятия. Функции заказчика и подрядчика разделились, для чего на месте одного старого образовывалось два новых предприятия. В условиях хронической убыточности отрасли это нововведение не только не способствовало демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, но и привело к увеличению бюджетных расходов на величину НДС.

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве становилась хуже с каждым годом. В условиях почти абсолютной монополизации рынка услуг ЖКХ и хронического недофинансирования росли неплатежи, падало качество услуг, из-за износа инженерных сетей выросла аварийность. Произошло увеличение доли расходов региональных бюджетов, направляемых для финансирования ЖКХ.

Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства привела к абсурдным последствиям: региональные и муниципальные бюджеты дотируют разницу между фактической стоимостью услуг и установленной, исходя не из принципов социальной справедливости, а из количества метров квартиры. Чем больше квартира, тем большая сумма выделяется из бюджета на ее содержание. Таким образом, основная часть финансирования ЖКХ, выделяемая из бюджетов, идет не на поддержку социально незащищенных слоев населения, а на льготы для состоятельной части граждан — владельцев больших квартир. Попытки ввести обязанность по оплате полной стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства для собственников двух и более квартир также не увенчались успехом.

Приватизация жилья не инициировала эффективных форм управления домовладениями. Формирующиеся на базе кооперативных и вновь построенных домов товарищества собственников жилья занимают пока незначительную долю рынка жилищно-коммунального хозяйства в СЗФО.

Административный механизм управления жилищным сектором экономики, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищном секторе. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации.

Объемы ветхого и аварийного жилищного фонда увеличились, часть населения России, а именно 2 млн человек, живут в ветхом и аварийном жилищном фонде. Минимальный износ жилищного фонда составил в 2009 году 60,2%. Износ, требующий ремонта либо модернизации, имеет 36% жилищного фонда. Физическое выбытие жилищного фонда составляет от 15 до 20% от объемов нового жилищного строительства. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно стать единым комплексом правил игры, как на территории субъектов, так и на всех уровнях власти, начиная от федеральной власти до муниципальных образований и граждан, самостоятельно управляющих жилищным фондом.

Одной из основных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства является рационализация и снижение издержек на покупку услуг жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворяющих определенным качественным параметрам.

Необходимо совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством. Начиная с разграничения функций, связанных с жилищным фондом и закрепленных непосредственно за собственником (функции реализации прав собственности и функции управления), переход на договорные отношения между заказчиком и подрядными жилищными организациями любой организационно-правовой формы. Важную роль в жилищно-коммунальной реформе должна сыграть новая система оплаты жилья.

Еще одно направление развития ЖКХ, повышения качества услуг, — создание конкурентной среды, то есть введение конкурсного обслуживания и управления муниципальным и частным жилищным фондом. Срок действия договора управления при конкурсном отборе должен быть не менее 3 лет.

За последние 10-11 лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги существуют отдельно от реальных возможностей оплаты в сфере ЖКХ. Нынешняя система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничении рентабельности предприятий — поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек.

Тарифы должны основываться на единой методологической основе, позволяющей учесть индивидуальные особенности каждого предприятия, поставщика услуг, независимо от формы собственности.

Дата публикации: 12:45 10 декабря 2010

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Санкт-Петербург

«Однушки» у Дунайской - самые дешевые в Петербурге

«Однушки» у Дунайской - самые дешевые в Петербурге

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты проанализировали рынок однокомнатных квартир вблизи от конечных станций метро в черте Санкт-Петербурга. Минимальный ценник 2,9 млн рублей.

Комнаты-студии в центре Петербурга: «отказы» соседей могут влететь «в копеечку»

Комнаты-студии в центре Петербурга: «отказы» соседей могут влететь «в копеечку»

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты назвали основные риски комнат-студий в центре Петербурга.

Вслед за Пушкиным - Федор Абрамов: в Петербурге выставлена на продажу очередная уникальная писательская квартира

Вслед за Пушкиным - Федор Абрамов: в Петербурге выставлена на продажу очередная уникальная писательская квартира

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Компания «МИР КВАРТИР» вывела на рынок уникальный лот – квартира писателя Федора Абрамова на Петровской набережной.

В Петербурге найдено отдельное жилье по цене подержанной иномарки

В Петербурге найдено отдельное жилье по цене подержанной иномарки

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты агентства недвижимости «Доли.ру» проанализировали актуальные предложения на рынке комнат. Самая дешевая продается за 690 тысяч рублей.

Эпоха Facebook: как изменились цены на жилье в Петербурге с 2004 года

Эпоха Facebook: как изменились цены на жилье в Петербурге с 2004 года

10.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты рассказали о том, как изменились цены на вторичное жилье Петербурга с февраля 2004 года.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012