Санкт-Петербург - город маленьких отелей

Санкт-Петербург - город маленьких отелей

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Каждый второй европейский отель имеет в высоту меньше пяти этажей. Однако в России города, в которых встречаются такие малые гостиницы, можно пересчитать по пальцам. Лидирует, как и во всем европейском, Петербург. О причинах непопулярности таких гостиниц и об их несомненных плюсах нам рассказали те, кто стоял у истоков этого бизнеса.

Дети лихих 90-х

Если не углубляться во времена постоялых дворов, первыми малыми отелями были деревянные домики бабушек, дающих ключи курортникам морского побережья Краснодарского края. Однако настоящие малые отели начали появляться именно в Петербурге, в начале 90-х годов ХХ века. Дефицит гостиничных мест в те годы был действительно очень острым: в 1992 году на 1000 жителей в городе приходилось всего 0,75 гостиничного места – непростительный для крупного туристического центра показатель. Для сравнения, в Штатах он был равен 32 местам, а в крупных туристических столицах Европы – 26 местам на 1000 жителей города. Однако советская власть на протяжении многих лет не могла отобрать лидерство у крупных «интуристовских» гостиниц, принимающих в основном дипломатов и иностранные делегации: это был серьезный источник валютных поступлений.

В те годы ситуация с недвижимостью еще не была столь сложной, и в Петербурге на льготных основаниях вполне можно было взять в аренду небольшое помещение, а с середины 90-х и вовсе его купить, причем в несколько раз дешевле, чем сегодня. Другой фактор – огромное количество грамотных творческих людей с высшим и средним специальным образованием, оставшихся в начале 90-х без работы. Они-то и были тем костяком, который взялся за развитие этого нелегкого бизнеса в Петербурге. Впрочем, как вскоре оказалось, бизнеса довольно прибыльного: отель на 7-15 номеров тогда можно было организовать всего за пару-тройку месяцев, а окупался он в течение четырех-пяти лет. Неудивительно, что уже в начале 2000-х малые отели и вовсе стали появляться как грибы после дождя.

«Особенно бурный рост начался перед празднованием 300-летия Петербурга и продолжился на протяжении еще нескольких лет, – рассказывает генеральный директор гостиницы «Галакт», президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев. – Рост числа малых отелей за этот период составил более 2000%. Петербург стал своеобразным “зачинателем”, поскольку, во-первых, он близок к Европе, а во-вторых – сложилась необходимость открывать гостиницы в историческом центре города. А поскольку крупный отель в центре разместить сложно, здесь и стали развиваться малые отели. Несомненно, сыграли здесь свою роль и культурные особенности Петербурга. На сегодняшний день в городе и ближайших пригородах насчитывается порядка 800 малых средств размещения. Их номерной фонд от общегородского – около 25%».

Между тем некоторые аналитики утверждают, что доля малого гостиничного бизнеса в Петербурге уже приближается к 50%. Директора малых отелей спешат напомнить, что даже среди малых гостиниц есть классификация. Например, от 3 до 10 номеров – это мини-гостиницы, а от 10 до 50 номеров – это уже малые гостиницы. Все вместе они – малые средства размещения.

«Малые отели и мини-отели – вещи разные, – объясняет учредитель гостиницы «Ижора», председатель правления Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Маргарита Никифорова. – Малый отель – это отдельно стоящее здание, полноценная гостиница в привычном нам понимании, или часть здания с отдельным входом. Мини-отель обычно имеет небольшую площадь, в нем нет ресторана, сауны, бара, бильярдной и т.п. Он может занимать этаж в каком-то здании, а может и всего несколько квартир. За счет этого мини-отелю проще разместиться в самом центре города, например, на Невском проспекте».

Лучше меньше, да лучше

Развитие малых отелей в настоящее время – общемировая тенденция. Поэтому неудивительно, что этот рынок пришел к нам с Запада. Страны Европы всегда славились огромным выбором малых средств размещения: таких гостиниц много в небольших туристических городках Германии, Франции, Дании, Чехии, где поток туристов достаточно активен, а крупные отели стилистически выбились бы из общей исторической застройки. Есть подобного рода гостиницы и в Японии. Это так называемые национальные гостиницы, оформленные в традиционном японском стиле, позволяющем туристу ощутить весь колорит этой культуры.

«В России малые гостиницы есть в городах маршрута “Золотое кольцо”, в курортных городках Краснодарского края, – говорит Владимир Васильев. – Здесь традиционно так сложилось, что местные жители всегда сдавали свои дома отдыхающим. Также появление малых отелей характерно для некоторых городов Дальнего Востока и для горнолыжных курортов. В Москве эта группа отелей представлена, но в значительно меньшей степени, чем в других регионах. Это следствие как масштаба самого города, так и политики бывшей московской власти».

Действительно, в столице малых гостиниц не более полусотни, да и те в основном четырех– и пятизвездочные. По словам аналитиков, крупный деловой центр нуждается в крупных отелях, тогда как в отелях малых куда приятнее отдыхать, нежели работать. Кроме того, мешает развитию этого бизнеса в Москве и стоимость недвижимости: цены на покупку и аренду делают малый отель эконом-класса попросту нерентабельным.

Маленький, да удаленький

На первый взгляд, малые отели со своими крупными собратьями должны быть злейшими врагами и конкурентами. И выживать в условиях этого естественного отбора проще, конечно, крупным: и оборот другой, и возможности, и цены в межсезонье можно скинуть. Что уж тогда говорить о западных инвесторах – настоящих мастодонтах гостиничного бизнеса? Однако эксперты в один голос твердят: о конкуренции с многоэтажными гостиницами не может быть и речи.

«Как таковой конкуренции с крупными отелями нет, поскольку нашими услугами пользуются разные потребители: там свои клиенты, здесь свои, – объясняет Маргарита Никифорова. – В крупных отелях все достаточно предсказуемо: сервис, вид из окна, набор услуг. Малые же отели могут носить какую-то узкую тематику, в зависимости от своего месторасположения или исторических особенностей того здания, в котором они находятся. Это всегда интересно и необычно».

С этим поспорить сложно. Когда в твоем распоряжении находится не двести, а всего двадцать номеров, отношение к каждому постояльцу само собой получается каким-то почти родным, а то, что в крупных гостиницах называется индивидуальным подходом, здесь именуется просто вниманием. Что же до концепции, то зачастую ее даже не приходится выдумывать: ее формирует история самого здания. Например, в холле малой гостиницы «Комфорт» расположен музей городской жизни Петербурга ХIХ века, где постояльцы могут увидеть старинные фотографии и предметы быта петербуржцев. Гостиница «Маршал» названа так в честь маршала Карла Густава Маннергейма, а в зале для совещаний можно изучить часть коллекции, собранной биографом маршала Леонидом Власовым. Отель «Рахманинов» знаменит, собственно, тем, что в одном из его помещений когда-то проживал известный композитор Сергей Рахманинов. Этот список можно продолжать очень долго: в малой гостинице «Братья Карамазовы» номера носят имена героев произведений Достоевского, а мини-отель «Пушка Инн» находится в доме Ивана Пущина на Мойке, в непосредственной близости от музея-квартиры более известного для туристов Александра Пушкина.

Когда проникаешься концепциями малых отелей, действительно кажется, что их клиенты и клиенты крупных гостиниц – люди разные. Однако это не так. И деловые бизнесмены становятся постояльцами малых гостиниц, и туристы селятся в крупных отелях. Но что правда, то правда: каждый из них совершенно четко представляет себе, что именно он хочет получить от проживания в гостинице.

«Конкуренция – это не расталкивание локтями, – говорит Владимир Васильев. – Цивилизованная конкуренция – это привлечение клиентов в своей нише рынка. Поэтому мы не конкурируем с крупными отелями. Туда приезжают клиенты, которых интересует большое количество дополнительных услуг – бассейн, рестораны, развлекательные места. Клиенты малых гостиниц ищут приватности, семейной атмосферы, домашнего уюта, им важен индивидуальный подход. Это как на флоте: флот редко состоит из одних лишь авианосцев, всегда есть более маневренные мелкие суда. Так и здесь. Мы с крупными отелями дополняем друг друга, поэтому наша конкуренция не является жесткой».

Вместе они – сила

Ассоциация малых гостиниц Петербурга была создана 6 лет назад с целью объединить усилия небольших отелей для совместного решения своих насущных вопросов. Например, создание комфортных и безопасных условий проживания для гостей отелей и повышение качества предоставляемых услуг, поддержание бренда малых гостиниц города и укрепление позиций гостиниц-членов Ассоциации в индустрии гостеприимства.

«Миссия Ассоциации – стать голосом малой гостиничной индустрии, – говорит Владимир Васильев. – Это подразумевает, прежде всего, лоббирование интересов малых отелей в области законодательства. Помимо прочего, это совместные рекламно-информационные проекты, проекты по обучению и подбору кадров, поскольку повышение качества обслуживания в этом бизнесе очень важно. Это консультации для тех, кто хочет открыть малый отель, в том числе и юридические консультации. Это и международная деятельность: мы общаемся с европейскими ассоциациями малых отелей, обмениваемся опытом с коллегами. Все это служит цели продвижения малого гостиничного бизнеса».

На сегодняшний день членами Ассоциации являются более 40 малых гостиниц Петербурга. Как и в любом малом бизнесе, здесь действительно важно объединение: в одиночку решать проблемы очень сложно, особенно учитывая постоянно усложняющуюся законодательную базу. Однако, несмотря ни на что, число малых гостиниц в Петербурге растет с каждым годом, делая город все более европейским.

«Тогда, в дни основания Ассоциации, нами была сформулирована ее основная задача: сделать визитной карточкой Петербурга именно малые средства размещения, – говорит Владимир Васильев. – Во многом, нам это удалось».

Мнения 

Маргарита Никифорова, учредитель гостиницы «Ижора», председатель правления Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга

Бурное развитие малых отелей началось в начале 2000-х годов, когда правительство Петербурга объявило о нехватке гостиниц в городе к празднованию его 300-летия. Пример первопроходцев был весьма удачным, и многие за ними последовали. 

В то же время, Петербург – это окно в Европу, исторически многое перенявшее у стран Запада. Малые отели не исключение: многие идеи, которые используются сегодня не только нами, но и другими небольшими отелями, мы привезли от наших европейских коллег. Теперь уже наши российские коллеги не только из Петербурга, но и из других городов перенимают опыт у нас. И сейчас, даже в кризисные годы, малые гостиницы продолжают открываться и развиваться. 

Что касается прогнозов на будущее, то жизнь малых отелей, к сожалению, пока только усложняется. Со временем малому бизнесу становится все труднее пробиваться, меняются законы, и не в лучшую для нас сторону.

Владимир Васильев, генеральный директор гостиницы «Галакт», президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга

Бурный рост числа малых отелей, наблюдавшийся в начале 2000-х, заметно снизился в 2007 году, когда цены на недвижимость выросли едва ли не в разы. Кризисный период еще больше замедлил развитие малых отелей. Они открываются и сегодня, но не так активно, как в предкризисные годы.   

Некоторые подвижки по направлению к выходу из кризиса, безусловно, заметны, однако о самом выходе говорить пока рано. Что касается роста заполняемости отелей, то об этом можно будет говорить, когда этот рост составит как минимум 15% ежегодно. Пока что процент заполняемости отелей в межсезонье упал со среднего показателя в 50-60% до 30-40% в кризисные годы. Сейчас наметился небольшой рост, но он идет очень медленно.Зато рост расходов на услуги сторонних организаций, прежде всего обеспечение отелей теплом и электроэнергией, составил за последние годы более 50%. Очередное повышение произойдет 1 января 2011 года. Чрезвычайно сильно увеличивается и ставка налога, отчисляемого малым бизнесом в пенсионный фонд. Я допускаю, что некоторые малые отели могут просто не выдержать этих условий и закрыться.

Дата публикации: 15:05 18 января 2011

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Коммерческая недвижимость - Санкт-Петербург

Закрытие «SPAR»: на рынок Петербурга вышли десятки объектов от 200-т до 2-х тыс. кв. метров

Закрытие «SPAR»: на рынок Петербурга вышли десятки объектов от 200-т до 2-х тыс. кв. метров

04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость /

Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.

За сколько в Петербурге продаются апартаменты комфорт-класса под сдачу

За сколько в Петербурге продаются апартаменты комфорт-класса под сдачу

10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?

Доходность апартаментов студийного формата составляет 12-14 процентов годовых

Доходность апартаментов студийного формата составляет 12-14 процентов годовых

14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.

Регионалы «скупают» петербургские апартаменты

Регионалы «скупают» петербургские апартаменты

26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.

Совокупная площадь апартаментов в Петербурге за 2 года выросла на 540 тыс. кв. м

Совокупная площадь апартаментов в Петербурге за 2 года выросла на 540 тыс. кв. м

26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы

Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012