Раздел: Коммерческая недвижимость / Гостиницы / Санкт-Петербург -
Каждый второй европейский отель имеет в высоту меньше пяти этажей. Однако в России города, в которых встречаются такие малые гостиницы, можно пересчитать по пальцам. Лидирует, как и во всем европейском, Петербург. О причинах непопулярности таких гостиниц и об их несомненных плюсах нам рассказали те, кто стоял у истоков этого бизнеса.
Если не углубляться во времена постоялых дворов, первыми малыми отелями были деревянные домики бабушек, дающих ключи курортникам морского побережья Краснодарского края. Однако настоящие малые отели начали появляться именно в Петербурге, в начале 90-х годов ХХ века. Дефицит гостиничных мест в те годы был действительно очень острым: в 1992 году на 1000 жителей в городе приходилось всего 0,75 гостиничного места – непростительный для крупного туристического центра показатель. Для сравнения, в Штатах он был равен 32 местам, а в крупных туристических столицах Европы – 26 местам на 1000 жителей города. Однако советская власть на протяжении многих лет не могла отобрать лидерство у крупных «интуристовских» гостиниц, принимающих в основном дипломатов и иностранные делегации: это был серьезный источник валютных поступлений.
В те годы ситуация с недвижимостью еще не была столь сложной, и в Петербурге на льготных основаниях вполне можно было взять в аренду небольшое помещение, а с середины 90-х и вовсе его купить, причем в несколько раз дешевле, чем сегодня. Другой фактор – огромное количество грамотных творческих людей с высшим и средним специальным образованием, оставшихся в начале 90-х без работы. Они-то и были тем костяком, который взялся за развитие этого нелегкого бизнеса в Петербурге. Впрочем, как вскоре оказалось, бизнеса довольно прибыльного: отель на 7-15 номеров тогда можно было организовать всего за пару-тройку месяцев, а окупался он в течение четырех-пяти лет. Неудивительно, что уже в начале 2000-х малые отели и вовсе стали появляться как грибы после дождя.
«Особенно бурный рост начался перед празднованием 300-летия Петербурга и продолжился на протяжении еще нескольких лет, – рассказывает генеральный директор гостиницы «Галакт», президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев. – Рост числа малых отелей за этот период составил более 2000%. Петербург стал своеобразным “зачинателем”, поскольку, во-первых, он близок к Европе, а во-вторых – сложилась необходимость открывать гостиницы в историческом центре города. А поскольку крупный отель в центре разместить сложно, здесь и стали развиваться малые отели. Несомненно, сыграли здесь свою роль и культурные особенности Петербурга. На сегодняшний день в городе и ближайших пригородах насчитывается порядка 800 малых средств размещения. Их номерной фонд от общегородского – около 25%».
Между тем некоторые аналитики утверждают, что доля малого гостиничного бизнеса в Петербурге уже приближается к 50%. Директора малых отелей спешат напомнить, что даже среди малых гостиниц есть классификация. Например, от 3 до 10 номеров – это мини-гостиницы, а от 10 до 50 номеров – это уже малые гостиницы. Все вместе они – малые средства размещения.
«Малые отели и мини-отели – вещи разные, – объясняет учредитель гостиницы «Ижора», председатель правления Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Маргарита Никифорова. – Малый отель – это отдельно стоящее здание, полноценная гостиница в привычном нам понимании, или часть здания с отдельным входом. Мини-отель обычно имеет небольшую площадь, в нем нет ресторана, сауны, бара, бильярдной и т.п. Он может занимать этаж в каком-то здании, а может и всего несколько квартир. За счет этого мини-отелю проще разместиться в самом центре города, например, на Невском проспекте».
Развитие малых отелей в настоящее время – общемировая тенденция. Поэтому неудивительно, что этот рынок пришел к нам с Запада. Страны Европы всегда славились огромным выбором малых средств размещения: таких гостиниц много в небольших туристических городках Германии, Франции, Дании, Чехии, где поток туристов достаточно активен, а крупные отели стилистически выбились бы из общей исторической застройки. Есть подобного рода гостиницы и в Японии. Это так называемые национальные гостиницы, оформленные в традиционном японском стиле, позволяющем туристу ощутить весь колорит этой культуры.
«В России малые гостиницы есть в городах маршрута “Золотое кольцо”, в курортных городках Краснодарского края, – говорит Владимир Васильев. – Здесь традиционно так сложилось, что местные жители всегда сдавали свои дома отдыхающим. Также появление малых отелей характерно для некоторых городов Дальнего Востока и для горнолыжных курортов. В Москве эта группа отелей представлена, но в значительно меньшей степени, чем в других регионах. Это следствие как масштаба самого города, так и политики бывшей московской власти».
Действительно, в столице малых гостиниц не более полусотни, да и те в основном четырех– и пятизвездочные. По словам аналитиков, крупный деловой центр нуждается в крупных отелях, тогда как в отелях малых куда приятнее отдыхать, нежели работать. Кроме того, мешает развитию этого бизнеса в Москве и стоимость недвижимости: цены на покупку и аренду делают малый отель эконом-класса попросту нерентабельным.
На первый взгляд, малые отели со своими крупными собратьями должны быть злейшими врагами и конкурентами. И выживать в условиях этого естественного отбора проще, конечно, крупным: и оборот другой, и возможности, и цены в межсезонье можно скинуть. Что уж тогда говорить о западных инвесторах – настоящих мастодонтах гостиничного бизнеса? Однако эксперты в один голос твердят: о конкуренции с многоэтажными гостиницами не может быть и речи.
«Как таковой конкуренции с крупными отелями нет, поскольку нашими услугами пользуются разные потребители: там свои клиенты, здесь свои, – объясняет Маргарита Никифорова. – В крупных отелях все достаточно предсказуемо: сервис, вид из окна, набор услуг. Малые же отели могут носить какую-то узкую тематику, в зависимости от своего месторасположения или исторических особенностей того здания, в котором они находятся. Это всегда интересно и необычно».
С этим поспорить сложно. Когда в твоем распоряжении находится не двести, а всего двадцать номеров, отношение к каждому постояльцу само собой получается каким-то почти родным, а то, что в крупных гостиницах называется индивидуальным подходом, здесь именуется просто вниманием. Что же до концепции, то зачастую ее даже не приходится выдумывать: ее формирует история самого здания. Например, в холле малой гостиницы «Комфорт» расположен музей городской жизни Петербурга ХIХ века, где постояльцы могут увидеть старинные фотографии и предметы быта петербуржцев. Гостиница «Маршал» названа так в честь маршала Карла Густава Маннергейма, а в зале для совещаний можно изучить часть коллекции, собранной биографом маршала Леонидом Власовым. Отель «Рахманинов» знаменит, собственно, тем, что в одном из его помещений когда-то проживал известный композитор Сергей Рахманинов. Этот список можно продолжать очень долго: в малой гостинице «Братья Карамазовы» номера носят имена героев произведений Достоевского, а мини-отель «Пушка Инн» находится в доме Ивана Пущина на Мойке, в непосредственной близости от музея-квартиры более известного для туристов Александра Пушкина.
Когда проникаешься концепциями малых отелей, действительно кажется, что их клиенты и клиенты крупных гостиниц – люди разные. Однако это не так. И деловые бизнесмены становятся постояльцами малых гостиниц, и туристы селятся в крупных отелях. Но что правда, то правда: каждый из них совершенно четко представляет себе, что именно он хочет получить от проживания в гостинице.
«Конкуренция – это не расталкивание локтями, – говорит Владимир Васильев. – Цивилизованная конкуренция – это привлечение клиентов в своей нише рынка. Поэтому мы не конкурируем с крупными отелями. Туда приезжают клиенты, которых интересует большое количество дополнительных услуг – бассейн, рестораны, развлекательные места. Клиенты малых гостиниц ищут приватности, семейной атмосферы, домашнего уюта, им важен индивидуальный подход. Это как на флоте: флот редко состоит из одних лишь авианосцев, всегда есть более маневренные мелкие суда. Так и здесь. Мы с крупными отелями дополняем друг друга, поэтому наша конкуренция не является жесткой».
Ассоциация малых гостиниц Петербурга была создана 6 лет назад с целью объединить усилия небольших отелей для совместного решения своих насущных вопросов. Например, создание комфортных и безопасных условий проживания для гостей отелей и повышение качества предоставляемых услуг, поддержание бренда малых гостиниц города и укрепление позиций гостиниц-членов Ассоциации в индустрии гостеприимства.
«Миссия Ассоциации – стать голосом малой гостиничной индустрии, – говорит Владимир Васильев. – Это подразумевает, прежде всего, лоббирование интересов малых отелей в области законодательства. Помимо прочего, это совместные рекламно-информационные проекты, проекты по обучению и подбору кадров, поскольку повышение качества обслуживания в этом бизнесе очень важно. Это консультации для тех, кто хочет открыть малый отель, в том числе и юридические консультации. Это и международная деятельность: мы общаемся с европейскими ассоциациями малых отелей, обмениваемся опытом с коллегами. Все это служит цели продвижения малого гостиничного бизнеса».
На сегодняшний день членами Ассоциации являются более 40 малых гостиниц Петербурга. Как и в любом малом бизнесе, здесь действительно важно объединение: в одиночку решать проблемы очень сложно, особенно учитывая постоянно усложняющуюся законодательную базу. Однако, несмотря ни на что, число малых гостиниц в Петербурге растет с каждым годом, делая город все более европейским.
«Тогда, в дни основания Ассоциации, нами была сформулирована ее основная задача: сделать визитной карточкой Петербурга именно малые средства размещения, – говорит Владимир Васильев. – Во многом, нам это удалось».
Бурное развитие малых отелей началось в начале 2000-х годов, когда правительство Петербурга объявило о нехватке гостиниц в городе к празднованию его 300-летия. Пример первопроходцев был весьма удачным, и многие за ними последовали.
В то же время, Петербург – это окно в Европу, исторически многое перенявшее у стран Запада. Малые отели не исключение: многие идеи, которые используются сегодня не только нами, но и другими небольшими отелями, мы привезли от наших европейских коллег. Теперь уже наши российские коллеги не только из Петербурга, но и из других городов перенимают опыт у нас. И сейчас, даже в кризисные годы, малые гостиницы продолжают открываться и развиваться.
Что касается прогнозов на будущее, то жизнь малых отелей, к сожалению, пока только усложняется. Со временем малому бизнесу становится все труднее пробиваться, меняются законы, и не в лучшую для нас сторону.
Бурный рост числа малых отелей, наблюдавшийся в начале 2000-х, заметно снизился в 2007 году, когда цены на недвижимость выросли едва ли не в разы. Кризисный период еще больше замедлил развитие малых отелей. Они открываются и сегодня, но не так активно, как в предкризисные годы.
Некоторые подвижки по направлению к выходу из кризиса, безусловно, заметны, однако о самом выходе говорить пока рано. Что касается роста заполняемости отелей, то об этом можно будет говорить, когда этот рост составит как минимум 15% ежегодно. Пока что процент заполняемости отелей в межсезонье упал со среднего показателя в 50-60% до 30-40% в кризисные годы. Сейчас наметился небольшой рост, но он идет очень медленно.Зато рост расходов на услуги сторонних организаций, прежде всего обеспечение отелей теплом и электроэнергией, составил за последние годы более 50%. Очередное повышение произойдет 1 января 2011 года. Чрезвычайно сильно увеличивается и ставка налога, отчисляемого малым бизнесом в пенсионный фонд. Я допускаю, что некоторые малые отели могут просто не выдержать этих условий и закрыться.
Дата публикации: 15:05 18 января 2011
04.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость /
Эксперты рассказали о том, как массовый вынужденный вывод объектов отразится на сегменте торговых помещений.
10.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Купить апартамент-студию комфорт-класса от застройщика в Петербурге можно в 8 проектах. Где стоит искать самые доступные варианты?
14.01.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты назвали районы с самыми доступными студиями в апарт-комплексах комфорт-класса Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, жители каких российских городов наиболее активны на рынке апартаментов Петербурга.
26.12.2019 - Раздел: Санкт-Петербург / Коммерческая недвижимость / Гостиницы
Эксперты рассказали о том, как изменился рынок апарт-комплексов Петербурга.
Разместить рекламу
По вопросам обращаться: info@bpn.ru